Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Профильные интернет-магазины по продаже автозапчастей начинают уступать место маркетплейсам, где число покупателей с каждым годом растет. Мы попытались понять, как на эту тенденцию влияет производительность сайтов по продаже автозапчастей, и проанализировали 7 крупных игроков рынка.

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Согласно исследованиям, большинство автовладельцев покупают автозапчасти самостоятельно в интернете, а не на СТО. Они хотят сэкономить время и деньги, при этом не потеряв в возможности выбирать. Учитывая тенденцию на устаревание автопарка, тенденция к самостоятельной покупке может становиться все более актуальной.

Если раньше профильные интернет-магазины автозапчастей лидировали по количеству продаж и клиентов, то сейчас их вытесняют маркетплейсы, работа с которыми за последние несколько лет стала совершенно привычной и удобной для пользователя.

Прирост покупателей-автомобилистов на маркетплейсах – результат работы над производительностью этих сервисов. Найти и купить товары с доставкой можно быстро и без задержек, чего не скажешь о некоторых профильных интернет-магазинах.

Кроме того, все больше покупателей склонны пользоваться смартфонами, заказывая запчасти для своих автомобилей. Маркетплейсы предусматривают такой сценарий, а вот профильные интернет-магазины – не всегда.

Согласно исследованию Google, если загрузка длится на 1-3 секунды дольше обычного, то шанс, что юзер покинет ресурс повышается на 32%. Если задержка дольше на 1-5 секунд – вероятность взлетает до 90%. В таком случае пользователь закроет страницу и отправится искать более быструю альтернативу.

Поэтому, чтобы выдержать конкуренцию, компаниям, продающим автозапчасти через сайт, нужно обращать внимание на показатели производительности своих интернет-магазинов. Плавность и быстрота работы с ресурсом и на десктопе, и на мобильном устройстве улучшает пользовательский опыт и удерживает покупателей.

Методика исследования

Мы провели аудит производительности нескольких сайтов по продаже автозапчастей, сконцентрировавшись на опыте взаимодействия с ними B2C сегмента, чтобы проверить гипотезу об уходе пользователей из-за медленной работы ресурса.

Кстати, наши коллеги из Бреле провели похожее исследование, но с упором в UX-особенности сайтов по продаже автозапчастей. В своем материале ребята рассказали, какие проблемы есть у функции поиска на исследуемых ресурсах и предложили варианты улучшений.

Мы разобрались, насколько классические интернет-магазины готовы к конкурентной борьбе с маркетплейсами, готовы ли они к увеличению B2C покупателей. По ходу и в конце статьи даем рекомендации, как можно улучшить производительность сайта, зарабатывать больше на B2C и оставаться конкурентными на рынке.

По результатам тестов получилось выделить лидеров и выявить общие и частные проблемы, дать рекомендации по улучшению производительности.

В сравнении участвовали 7 конкурсантов:

Помимо вышеперечисленных сайтов, мы хотели исследовать Автопитер и Emex.ru, но зафиксировать показатели на них не смогли – ребята не пропускают к себе проверяющих роботов.

За основу для исследования производительности взяли стандартный сценарий работы пользователя с сайтом:

  • заход на главную,
  • поиск,
  • выбор товара (страница конкретного товара).

Производительность для десктопной и мобильной версии сайтов анализировали с помощью сервисов Google Page Speed (GPS) и WebPageTest. В качестве ключевой метрики выбрали LCP — Largest Contentful Paint. Метрика показывает время отрисовки самой большой и видимой части контента на странице. Крайне допустимое значение здесь – 2,5 секунды. Если загрузка дольше, скорее всего, пользователь с сайта уйдет.

Другие проанализированные показатели:

  • FCP – время загрузки первого видимого для пользователя контента на сайте. До 1.8 секунд – хорошо. Больше – есть проблемы. От 3 секунд – плохо.
  • CLS – метрика, показывающая насколько контент сайта сдвигается из-за подгрузки других элементов страницы. Хороший показатель здесь – до 0,1. 0,1-0,25 – есть проблемы, выше 0,25 – плохо.
  • INP – оценка общей отзывчивости страницы на действия пользователя, включая задержку нажатий, касаний и других взаимодействий с сайтом. 200 и менее миллисекунд – хорошо, между 200 и 500 – есть проблемы, 500 и более – плохо.

Показатели учитывали полевые, потому что они более достоверно иллюстрируют опыт взаимодействия с исследуемыми сайтами из России. Иначе говоря – используем полевые показатели, так как в них с меньшей вероятностью появятся погрешности из-за специфики работы аналитических систем, которые мы использовали.

Для полноты картины постарались определить с помощью инструмента BuildWith, на чем каждый из сайтов написан.

А теперь к результатам!

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Написан на jQuery.

В ходе проведения тестов выяснилось, что показатели производительности десктопной версии лучше, чем на мобильных устройствах. Позже мы поймем, что такая проблема встречается у всех конкурсантов как минимум на одной из проанализированных страниц. Вот какие результаты у Экзист:

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Exist.ru адаптирован под мобильные устройства, и в целом показывает неплохие результаты, но кое-где производительность на мобилках требует доработок.

Что можно улучшить: избавиться от блокирующих ресурсов и неиспользуемого кода. Кроме того, скорость загрузки уменьшается за счет встраивания сторонних сервисов в работу сайта. У Exist это сервисы Яндекса – они загружаются перед основными ресурсами сайта, что негативно влияет на производительность.

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Сайт написан на Angular и не имеет выделенной страницы для поиска товара. Зато при вводе артикула пользователь перенаправляется сразу на страницу товара.

Из приятного – милый прогресс-бар в ходе загрузки страницы. В остальном результаты не впечатляют – особенно для главной.

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Множество проблем на сайте вызывают неоптимизированные изображение устаревших форматов. Они расходуют много трафика и из-за этого загружаются медленнее. Можно смело рекомендовать сменить формат используемых на сайте изображений на WebP и AVIF – уже только эта манипуляция на 35-50% улучшит перфоманс.

Autodoc.ru в некотором смысле уникальный конкурсант в нашем шорт-листе. Это единственный сайт, который не работает через SSR (серверный рендеринг). Это обычно ведет к неоптимальному ранжированию в поисковике.

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Сайт написан на Vue. Главная страница оптимизирована хуже всего. Производительность мобильной версии для всех страниц отстает от десктопа, особенно сильно это видно в INP – отзывчивость страдает.

Основная проблема здесь – долгое время ответа сервера при загрузке. Также скорость загрузки замедляет неправильно настроенное кэширование данных и большое количество стороннего кода от внешних подключенных к сайту сервисов.

Лучший десктопный показатель у Auto3N на странице поиска товара:

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Основная проблема – большое количество неиспользуемого кода при загрузке сайта. Он блокирует загрузку нужного контента и зря расходует пользовательский трафик.

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Сразу оговоримся, что анализировали версию сайта, которая не требует логина для ее использования.

Автостэлс написан на jQuery, и среди проблем можно выделить моральное и техническое отставание от современных стандартов разработки. А еще отсутствие мобильной версии как таковой, что, конечно, большой минус (помним про конкуренцию с маркетплейсами). При этом отметим, что технологии пусть и старые, но на самом деле хорошо показывают себя с точки зрения производительности фронтенда как сами по себе, так и в сравнении с предыдущими примерами.

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом
Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Почти идеальная производительность по результатам тестов! Автокомпас – наивысшие показатели по большинству критериев оценивания. Браво технической команде за высокие стандарты и скиллы в разработке!

Лучшие результаты в поиске и на странице товара:

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

В отличие от предыдущих конкурсантов, у Автокомпаса CLS в мобильной версии даже лучше чем десктопной. Впрочем, и на десктопе сдвиг контент минимален, что отлично. Если придираться, можно сказать, что отклик на мобилках можно немного улучшить, но пока это мелочи.

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Здесь страницы поиска и товара – самые слабые места. Загрузка сильно тормозит, что повышает риск закрытия страницы пользователем на 90%. Также на этих страницах показатель отклика запредельный.

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Проблемы уже знакомые нам из результатов предыдущих конкурсантов: блокирующие ресурсы и неиспользуемый код, которые расходуют трафик и увеличивают ожидание загрузки нужного пользователю контента. Как видите, проблемы одни и те же, но их влияние на производительность ресурса может сильно отличаться ввиду разной степени запущенности.

Оптимизация под мобилки на сайте вообще отсутствует.

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Озон перетягивает к себе клиентов компаний, продающих автозапчасти, уже не первый год – конкуренция только усиливается. Не так давно на Озоне появился поиск по оригинальным запчастям. Поэтому мы решили включить категорию в нашу выборку, чтобы посмотреть, насколько конкурентными окажутся показатели у профильных ресурсов по сравнению с маркетплейсом. Результаты следующие:

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Мы бы не назвали это проблемой, но среди всех исследуемых ресурсов категория автозапчастей на Озоне выдает не самые высокие показатели по многим параметрам. Держим при этом в голове, что приложение это наиболее сложное среди всех нами исследованных представителей и имеет крупнейший охват. Поэтому, вероятно, показатели со временем будут расти. Однако отметим, что у Озона минимальные показатели LCP, что улучшает пользовательский опыт и обеспечивает высокую конверсию.

Оффтоп – Autodoc.de

Автодок есть и в Европе. Конечно, с российским тезкой он не имеет ничего общего, зато это крупнейший интернет-магазин автозапчастей в Европе. Наши клиенты считают ресурс хорошим примером для подражания с точки зрения привлечения трафика и SEO оптимизации. Посмотрим, все ли хорошо у него с производительностью.

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Сайт написан на AngularJS и отличается уникальной особенностью. Для мобильной версии сайта используется отдельный URL. Сейчас так делают редко. Самостоятельность мобильной версии, однако, от проблем производительности не избавляет.

Где приятнее покупать автозапчасти: сравниваем интернет-магазины из афтермаркета с «Озоном» и друг с другом

Из особенностей – Autodoc показывает наибольшее время загрузки при выполнении стандартного сценария поиска товара и помещения его в корзину. Это ухудшает общий пользовательский опыт и снижает конверсию сайта. Если проще – человек бесится и закрывает все это дело, потому что не хочет ждать, пока процесс прогрузится, и идет на другой сайт.

Если бы мы включали этот ресурс в топ, то он был бы на последнем месте, потому что показатели производительности здесь получились самые низкие.

Выбираем лучших

Лидер по производительности – Автокомпас

2-е место – Озон

3-е место – Автостэлс

4-е место – Экзист

5-е место – Автодок

6-е место – Авто3N

7-е место – Автоевро

Общие проблемы, ухудшающие производительность

Часто на исследуемых сайтах мы обнаруживали неоптимизированные изображения – форматы PNG или JPEG. Замена их на менее ресурсоемкие WebP и AVIF заметно улучшит производительность сайта.

Другая частая проблема – загрузка неиспользуемого кода (css, js). Чем меньше кода загружается на странице, тем быстрее она загружается и тем лучше опыт пользователей. Неиспользуемый код – тот, что не участвует в отрисовке контента для загружаемой страницы. Уводим его оттуда, где он не нужен, и получаем прирост производительности.

Не раз, описывая производительность исследованных сайтов, мы говорили о ресурсах, блокирующих первичные отображения наиболее важного контента. Это, например, могут быть встройки в сайт аналитических сервисов гугла или яндекса, сторонние API, которые помогают сайту функционировать или ресурсы иного назначения, как-то участвующие в работе сайта. Важно сделать так, чтобы их загрузка не блокировала загрузку необходимого пользователю контента. Тогда юзеру не придется ждать и негодовать.

Среди других частых проблем мы выявили у конкурсантов неэффективное использования кеша, в результате которого появляются повторные загрузки при переходах от страницы к странице, и обилие устаревших технологий, осложняющих оптимизацию.

Положительные особенности, общие для большинства конкурсантов

Мобильная версия сайта – это хорошо. Сейчас ее наличие уже можно считать необходимостью.

У большинства конкурсантов сайты построены на SSR. Серверный рендеринг (server side rendering / SSR) – подход, в котором страница генерируется на сервере при каждом запросе от пользователя. Этот подход наиболее оптимален для ресурсов, содержащих контент, который часто публикуется и обновляется, требует индексации и непрерывного поддержания актуальности. Подробнее о разных подходах к реализации фронтенда читайте в другой нашей статье.

Как решать проблемы производительности

Решения проблем производительности зависят в первую очередь от специфики сайта, но можно выделить несколько общих рекомендаций:

  • Используйте современные форматы изображений вида WebP и AVIF.
  • Реализуйте подгрузку изображений в зависимости от размера экрана пользователя, используя нативное API браузера вида srcset.
  • Минифицируйте ресурсы (JS, CSS, HTML) например используя различные плагины для Webpack.
  • Устраните ресурсы, блокирующие первичную отрисовку (загрузку).
  • Удалите неиспользуемый код.
  • Снизьте количество запросов к внешним ресурсам.
  • Используйте lazy load подход к загрузке ресурсов.
  • Используйте механизмы кэширования ресурсов.
  • Используйте векторную графику, а не растровую (где это имеет смысл).
  • Сжимайте файлы используя Gzip, Brotli (или другие аналогичные статьи).
  • Используйте HTTP2, вместо HTTP.
1010
5 комментариев

Эх, жаль EMEX не проверили...

1
Ответить

Дак... а где запчасти то дешевле...?

Ответить

десять тысяч лайков, и проведем исследование на эту тему! :)

Ответить

на авторазборе)

Ответить
Комментарий удалён модератором

Спасибо за отклик, нам приятно :)

Ответить