Понимание задачи: когда делать и как готовить

Объясняем, как правильно поговорить перед постановкой сроков и бюджетов, чтобы ожидания по итогам проекта сошлись с реальностью. Примеры и полезные материалы прилагаются.

Не всегда первичный запрос заказчика соотносится с его бизнес-целью. Порой тяжело уловить связь между тем, как разработка очередного сервиса приведет клиента к желаемому результату.

Однако сделать это необходимо, чтобы в конце работ не оказалось, что цель так и не достигнута. Мы против таких исходов, поэтому стремимся сразу ориентироваться на нужный результат. Понимание задачи – это один из инструментов, который в этом помогает.

Что такое понимание задачи

Для нас понимание задачи клиента – это документ со всей нужной информацией о бизнес-заказчике и запросе, с которым он пришел. Это саммари, которое позволяет убедиться, что мы действительно понимаем потребность клиента, а значит — знаем, что полезного сможем ему предложить.

Польза понимания задачи и приятные бонусы

Найти и предложить заказчику оптимальное во всех смыслах решение — вот основной профит понимания задачи (ПЗ). Начиная работу с понимания задачи, мы в короткие сроки определяем, чего на самом деле хочет клиент, и как ему лучше помочь. Кроме этого есть и бонусы.

Бонус четкости границ проекта. Сформировав понимание задачи, меньше рискуем свернуть с намеченного пути и потратить время на что-то лишнее. Любую идею, фичу или изменение в проекте прогоняем через фильтр ПЗ, чтобы понять, зачем это все.

Например, если фича никак не влияет на достижение цели проекта, но при этом требует дополнительного времени на разработку, мы её не делаем.

Ещё один классный инструмент для определения целей и границ проекта — импакт маппинг. О нём у нас даже есть отдельная статья — «Impact Mapping: как на старте повысить шансы проекта на успех».

Бонус быстрого старта. Согласованное понимание задачи и утвержденное решение помогают легко и быстро погрузить в контекст проектную команду. Все читают документ с ПЗ или отсматривают по нему краткую презентацию, и оперативно вкатываются в работу.

Бонус предсказуемости. Документ с пониманием задачи и подробным описанием нашего решения помогает клиенту еще на старте проекта понять, что он получит в конце.

Бонус лояльности. Это про клиентский сервис. Мы не просто удовлетворяем первичный запрос клиента «хочу сайт», а через разговор узнаем (а порой и помогаем узнать самому клиенту), что действительно принесет пользу ему и его бизнесу и почему.

Случалось, что заказчик приходил к нам за полной переделкой существующего веб-сервиса. Мы стали добиваться понимания задачи, копаясь в бизнес-целях заказчика. В итоге поняли, что в краткосрочной перспективе можно решить задачу небольшим рефакторингом существующего продукта, а переделку запланировать на будущее.

В итоге клиент остается доволен — его выслушали, помогли понять, что для него будет эффективнее, и предложили оптимальное решение. А могли бы просто сходу начать переделывать дорогой и сложный сервис по первичному запросу, который не соотносился бы с его бизнес-целями.

Как выглядит понимание задачи “на бумаге”

Документ с пониманием задачи – это 3 основных тематических блока.

Первый блок — о клиенте. Здесь всё о бизнесе, предоставляемых услугах, ЦА, конкурентах, ближайших целях и т.д.

Второй блок — о задаче. Здесь наша детальная формулировка задачи со слов клиента — со всеми озвученными пожеланиями, условиями и подробностями.

Третий блок — наше решение. Подробно объясняем, как будем решать задачу заказчика. Фактически это КП, в котором зафиксировано:

  • что будем делать — разрабатывать сайт, проектировать интерфейс, проводить редизайн;
  • какие технологии используем для решения;
  • кто будет делать — размер и состав команды, зоны ответственности;
  • как будем делать — первоначальный план работы над проектом;
  • как быстро сделаем — примерные оценки по времени;
  • сколько это будет стоить — примерные оценки по бюджету.

Когда все всё поняли, презентуем. На этом же этапе, если возможно, вместе с заказчиком фиксируем метрики успеха проекта в тот же документ. Они в конце разработки дадут понять, насколько успешным оказался проект и выполнена ли задача.

Чем масштабнее проект, тем больше времени на оценку времени и стоимости реализации может потребоваться. В таком случае нужно сперва согласовать само решение с приблизительными сроками и стоимостью, а после командно декомпозировать и оценить проект. О том, как мы это делаем, рассказываем в статье «Искусство предсказаний, Или 12 правил для точной оценки разработки проекта».

Как понять задачу: встреча с заказчиком и подготовка к ней

Назначаем встречу, в ходе которой будем проводить своего рода глубинное интервью на тему обсуждаемого проекта.

Понимание задачи: когда делать и как готовить

До встречи по ПЗ у нас уже должны быть какие-то вводные: название компании, направление бизнеса и первичный запрос, который чаще всего не очень конкретный: «Нам нужен личный кабинет» или «Разработайте нам сервис». Все это обычно есть в первоначальной заявке на сотрудничество. Если чего-то нет — добываем. На основе вводных заранее определяем, кого из команды позвать на встречу для уточнения задачи.

Лучше позвать тех, кто потенциально сможет поработать над обсуждаемым проектом. Например, по одному представителю каждого из направлений предполагаемой работы (дизайн, бекенд, фронтенд и другие возможные). Можно позвать тимлидов.

Как подготовиться

  • Изучить информацию о компании заказчика;
  • посмотреть, как его бизнес представлен в сети (сайт компании, аккаунты и профили в соцсетях и справочниках);
  • провести первичный анализ 2-3 основных конкурентов.

На основе анализа формируем пул вопросов, которые будем задавать заказчику на встрече. Они должны быть о клиенте, его бизнесе, ближайших целях, амбициях, доступных ресурсах и, о задаче, с которой он к нам пришел.

Вопросы нужно разделить на тематические блоки, а ответы в ходе разговора записывать. Удобно делать это в табличке. Так будет проще вести беседу.

Универсального опросника нет, потому что под каждого заказчика формируется свой. Для наглядности вот пример нашего опросника ко встрече с клиентом, который пришел за разработкой сайта.

Как закончить встречу, и что может получиться в итоге

В конце встречи проговариваем, как в итоге мы поняли задачу. Тезисно повторяем всё, что удалось выяснить и сформулировать вместе с заказчиком во время разговора. Как правило, первичный запрос, с которым клиент к нам пришел, к этому моменту сильно меняется.

Понимание задачи: когда делать и как готовить

Если задача в целом понята верно, и заказчик это подтвердил, можно верхнеуровнево предположить, каким может быть решение. Если синхронизации не произошло, значит мы что-то упустили во время разговора. Тогда придется еще немного времени потратить на уточнения и корректировку ПЗ.

После встречи берём время на создание документа с пониманием задачи и формулировку решения, которое предложим заказчику.

Сколько времени нужно на понимание задачи

На встречу с клиентом мы закладываем час-полтора. Если закладывать меньше, будет блиц-опрос — сложнее узнать клиента, понять потребность бизнеса и способы ее удовлетворения совместными усилиями. Да и пул заготовленных вопросов в процессе беседы, поверьте, дополнится новыми. На их обсуждение тоже захочется выделить время.

Затягивать, сидя сильно дольше полутора часов, не стоит. Это изматывает и клиента, и команду: разговор перестает быть информативным.

Цельное составление ПЗ (проведение встречи + фиксация всей нужной информации в документе) занимает от одного дня до недели. Срок зависит от сложности проекта и вводных, которые дает нам клиент. Так или иначе, потраченное время всегда окупается: страхуем и себя, и заказчика от потенциальных проблем на проекте и получаем бонусы.

Когда надо понять задачу

Готовить ли понимание задачи для каждого лида — решать вам. Нам кажется, что это того стоит даже на самых небольших проектах. Потому что нельзя предложить классное решение и успешно реализовать его, не разобравшись в задаче.

Полезные материалы:

Очень много о понимании задачи мы почерпнули из материалов Бюро Горбунова. Если тема вас заинтересовала, рекомендуем ознакомиться:

1818
2 комментария

Как я понял из статьи, результируещее ПЗ и то, что обычно называется Коммерческое Предложение у вас это одно и то же?

1
Ответить

Не совсем так.
ПЗ является частью коммерческого предложения, но не заменяет его.
Обычно, в ПЗ нет сроков и стоимости. Это сделано для того, чтобы, во-первых, не отвлекать клиента от разговора про цели и задачи проекта и, во-вторых, чтобы не лопухнуться с оценкой, если мы не правильно поняли задачу.

На уровне ПЗ мы обсуждаем цели, задачи и решения, но не стоимость.

Коммерческое предложение мы готовим тогда, когда точно уверены, что правильно поняли задачу и знаем, как решить ее. Это уже следующий этап в наших продажах :)

Хотя для клиента это все происходит бесшовно — как один этап по подготовке КП.

1
Ответить