Почему я ненавижу копирайтеров на аутсорсе

За последние два месяца мы поработали с 22 авторами. В статье пытаюсь понять, почему так вышло, что 17 из них — профнепригодны, несмотря на отличное портфолио.

Почему я ненавижу копирайтеров на аутсорсе

Привет, это Лена из PR-агентства Gate. Мы работаем с IT-компаниями и digital-продуктами, и в месяц пишем около 60 текстов. Большая часть из них — это лонгриды для онлайн-изданий типа Forbes и Inc, корпоративных сайтов и VC с Хабром.

Контекст

До этого лета мы обходились исключительно силами инхаус-авторов, либо ребят, которые хорошо с нами знакомы. В недавней статьей писала, что 80% внештатных авторов проходили у нас стажировку: это давало гарантии, что человек напишет текст так, как нам нужно, не сольётся в неожиданный момент.

В последние месяцы число проектов увеличилось, и старых авторов хватать перестало. Искать таланты через стажировки — игра вдолгую, поэтому, чтобы сократить время на поиск новых людей, идея была следующая:

  • отбираем авторов через hh.ru, Budu, чатики и биржи (всего собрали 700+ откликов)

  • сортируем отклики на основе качества и релевантности портфолио (30 из 700 оказались норм)

  • проводим установочную встречу и отдаем тестовый текст в работу (до встречи дошло 22 из 30)

  • 70% авторов выдадут хорошие материалы, и значит мы включим их в свой пул.

Ситуация на практике

На деле 17 из 22 авторов по итогам тестового текста оказались либо безответственными, либо бесталанными.

Можно сколько угодно упрекать меня в снобизме, но история, когда по ссылке у тебя классное портфолио, а в личке текст с бесконечными повторами, риторическими восклицаниями и штампами в духе «в стенах нашей компании» повторялась у редактора регулярно.

Несмотря на то, что тестовый текст мы оплачивали на условиях, озвученных авторами (сколько сказали, столько заплатим), некоторые из них умудрялись просить деньги перед каждой итерацией (хотя в стоимость включены были аж три), а некоторые просто отказались доработать текст, потому что «нет желания».

В чём проблема

Нет корреляции между стоимость услуг и их качеством

В числе ребят, которые круто пишут, была девочка, попросившая три тысячи рублей за сложную колонку. Среди отвратительных текстов были те, за которые мы отдали и семь, и десять, и семнадцать тысяч. Повторюсь, у всех копирайтеров, которые получили тестовое, в портфолио были материалы достойного качества, за которые не жалко отдать нормальные деньги.

Нет ответственности

Некоторым людям просто плевать на то, что будет, если не прислать текст в срок или устроить детокс-неделю в даты дедлайна. И на ранее поставленную галочку у слова «Нет» в вопросе «Бывает ли вам тяжело сдавать тексты в срок?» им тоже по-фи-гу.

NDA снижает мотивацию сделать классный текст

Около 60% текстов, которые мы пишем, идут под клиентским NDA. То есть автор не сможет положить текст себе в портфолио, даже если будет очень сильно им гордиться. В 1-1 встречах после завершения работы два человека признались, что им сложно найти в себе силы писать непростой материал, если не смогут им похвастаться публично.

Эго раздуто до небес

Я — токсик, и правки от меня в тексты — часто набор пассивной агрессии типа «б** ну что за **йня». А вот наши редактор и проджекты, которые взаимодействуют с копирайтерами, — ребята тактичные, которым не лень написать комментарий на пять абзацев с объяснением, что «было бы здорово доработать».

Но даже самые корректные правки часть авторов воспринимает как оскорбления, сомнения в таланте, удар спину, роспись в профнепригодности — в общем, нужное подчеркнуть. Вместо того, чтобы назначить звонок и обсудить комментарии, если вы с ними не согласны, некоторые люди предпочитают отвечать — «дорабатывайте тогда текст сами, я вложил в него душу и ничего исправлять не хочу».

К чему пришли

Просить рекомендации

Поиск людей, которые работали с автором, займёт время, но снизит риск начать сотрудничество с плохим специалистом. В конце концов, мы так делаем с любым соискателем, которого хотим взять в штат — почему подход к фрилансерам должен отличаться.

Продолжить выращивать стажёров

Люди, которые к нам приходят на двухмесячную бесплатную (!) стажировку не умеют писать, не читали Ильяхова и не понимаю, что вообще такое этот ваш лонгрид. Зато они замотированы, любят учиться и лучше отделяют субъективную критику от желания помочь прокачаться.

Помолиться за здравие OpenAI с Альтманом или без

Мой любимый вопрос от знакомых-айтишников — почему мы не можем вместо найма копирайтеров купить подписку на ChatGPT 4.0. Подписка у редактора и проджектов есть: нейросеть помогает сгенерировать вопросы для написания статьи и выдать фактуру, чтобы разобраться в новой теме. Но, к сожалению, ИИ всё ещё не может сходить на созвон с клиентом, задать ему сгенерированные вопросы, написать драфт и внести правки.

Вы скажете, что все проблемы могут быть актуальны для сотрудничества с любыми фрилансерами, но нам повезло — иллюстраторы, веб-дизайнеры и даже фулстек-разработчики, которые привлекались к проектам в разное время, были супер (хотя найдены по тому же принципу, что выше).

Возможно, проблема поиска классных авторов в том, что освоить профессию копирайтера банально проще — в теории для работы им даже не нужен компьютер, набирать текст можно хоть с телефона. Поэтому сотни людей, уставшие перекладывать бумажки в офисе, покупают за 10 000 рублей курс от ноунейма, кладут в портфолио чужие тексты и выходят на рынок :(

2525
71 комментарий

Про копирайтинг — всё просто. Много работал с копирайтерами и:

1. Если хочешь дёшево, то нужно просеять тонны мусора.
2. Ровно через полгода копирайтер подорожает, потому, что будет завален заказами.
3. Никто год по ₽5000 статьи хорошего качества в режиме конвеера писать не будет.
4. Берём какую-нибудь биржу Главреда и там хорошие авторы: https://work.glvrd.ru/ И дорогие.
5. Какой-нибудь Комаровский за сколько статьи пишет? Ну тысяч 300. И да, они хорошие. ( @Павел Комаровский — поправь если не так).

Резюмируя — если мы пытаемся добыть конфетку в куче г-на, за три копейки, то в чём претензия? Именно так и должно быть. Всё нормально.

Хотите иначе? Платите 50–100 за статью. Дорого? Ну будет вот так.

Это не претензия к вам, это просто про неуместность сетований, вы где-то на дне ползаете и удивляетесь, что там плохие авторы. А какие они там должны быть?

11

«Бывает ли вам тяжело сдавать тексты в срок?»
Нет, не бывает, потому что я никогда не сдаю их в срок!

6

Я бы сократила заголовок: "Почему я ненавижу копирайтеров".
Впрочем, даже так: "Почему я ненавижу".

1

Позвольте мне сформулировать вашу мысль более точно. "Я ненавижу!"

1

Почему я

Да, жиза.)
У меня ответ простой: копирайтерам часто платят за плохие тексты, у них нет мотивации стараться. Если он пропустил ддл, то забил и пошел в другое место, потом в другое, потом в другое и везде им платят по одному-два раза, пока не поймут, что это не погрешность и текст правда плохой. Хорошие копирайтеры часто просто не выигрывают конкуренции у наглых авторов.
Мы авторов долго отбираем и берем в шатат прозапас — это единственная выигрышная стратегия.

1