Яндекс обновил систему рейтинга в Картах. Стоит ли беспокоиться?

Сервисы Яндекса уже второй год регулярно проводят пертурбации в своих основных и тесно связанных сервисах где учитывается рейтинг: Справочник и Карты. И нередко такие изменения приводили не к самым радужным последствиям для собственников бизнеса и маркетологов - наверное все помнят недавние скачки рейтинга, когда у многих компаний оценки в Картах упали с вполне приемлемых значений в районе четырех звезд до двух, и даже одной звезды.

Произойдет ли то же самое на этот раз? Для начала перечислим нововведения:

  • создание промо-материалов для сбора отзывов (сентябрьское нововведение);
  • новое ранжирование - теперь ваша компания будет сравниваться только с компаниями из вашей категории.

Теперь более подробно. Промо-материалы - реализованы в виде "пирамидки" которую вы отпечатываете и ставите например на рецепцию своей парикмахерской или расставляете на столиках в своем кафе. Пирамидка оформлена в едином стиле, а также на ней есть QR-код - именно с помощью него любой посетитель вашего заведения может зайти в специальную форму в Картах и оставить отзыв о посещении. По всей видимости, Яндекс будет пытаться использовать геолокацию пользователя и именно таким образом определять "правдивость" отзыва - если клиент действительно просканировал этот QR-код значит именно в эту минуту он находится у вас, если же геолокация не совпадает - вероятно, Яндекс не пропустит такой отзыв.

Промо-материалы предлагаемые Яндексом​ Яндекс
Промо-материалы предлагаемые Яндексом​ Яндекс

Как это может сказаться на вашем рейтинге? Вероятно теперь отзывы ваших клиентов оставляемые со стационарных компьютеров или смартфонов, находящихся не в зоне присутствия вашего бизнеса будут отклоняться еще чаще, что конечно может не самым лучшим образом сказаться на вашем рейтинге. С другой стороны - появляется больше мотивации размещать такие промо-материалы в точке продаж и привлекать ваших клиентов к активному участию в формировании вашего рейтинга. Для некоторых сфер, где имеет место ожидание со стороны клиента - такой "способ" провождения времени даже может оказаться интересным, а значит повысить лояльность клиента к вам.

Когда летом у многих компаний "порезали" рейтинги в Картах - большинство из них судорожно бросились накручивать себе отзывы всеми доступными методами: писали сами, обращались к фрилансерам и в специализированные агентства. Разумеется ничего хорошего ни Яндексу, ни предпринимателям из этого не вышло - карточки таких компаний очень часто стали добавлять во внутренние "black-листы" Яндекса, а сам Яндекс в очередной раз столкнулся с проблемой идентификации отзывов из-за столько высокой нагрузки. Насколько я понимаю - решение с промо-материалами один из способов придуманных командой Яндекса для борьбы с фейковыми отзывами. Но ведь вместе с тем обновили и сам алгоритм идентификации отзывов. С другой стороны мне непонятна их логика - те, кто профессионально накручивает рейтинги поняли их новые алгоритмы примерно за две-три недели после очередного обновления.

Павел Межин, Директор Репутационного Агентства "Репутация Плюс"

Что же с ранжированием? Дело в том, что раньше оценка вашей компании в Картах сравнивалась вообще со всеми близлежащими компаниями. То есть, цветочный магазин сравнивали с отелем из крупной гостиничной сети, автомойкой за углом и фешенебельным рестораном неподалеку. И это в том числе, влияло на ваш итоговый рейтинг. Теперь всё стало иначе: ваш ресторан будет сравниваться только с ресторанами, цветочный магазин с цветочными магазинами, и так далее. С одной стороны конечно это - неоспоримое преимущество ведь разные компании люди оцениваю совершенно по-разному. С другой стороны - очевидно повышается конкуренция на "внутренней кухне", поэтому теперь каждому владельцу нужно определенно более пристально следить за своим рейтингом и мотивировать клиентов оставлять отзывы. Кстати, отзывы не обязательно должны быть поголовно на 5 звезд. Допустимо и даже желательно иметь парочку негативных и несколько нейтральных отзывов - хоть это уже и "избитый" принцип разного уровня маркетологов, он тем не менее не перестает быть актуальным, но помимо маркетологов примерно такой же философии придерживаются в Яндексе - компании которым пишут исключительно отзывы с оценкой в 5 звезд становятся объектами пристального внимания со стороны робота и модераторов Яндекса.

22
11 комментариев

Лучше вообще без отзывов, чем в рабстве у Яндекса с его промо стойками.

Ответить

В последнее время Яндекс по непонятным причинам некоторым компаниям по умолчанию ставит низкую оценку, для владельцев это становится сюрпризом (действительно по непонятным, так как оценок у компании - нет).
Опять же конкуренты не дремлют - заказные отзывы как проходили, так и проходят) Поэтому всегда нужно быть на чеку. 

Еще Яндекс стал абсолютно всё закручивать под коммерцию - например активность в отзывах на Картах теперь влияет на ваши позиции в разделе "Похожие компании" у ваших потенциальных клиентов. Нет отзывов или они давно не добавлялись? - добро пожаловать на самое дно списка! Они к сожалению, никогда особо не были на стороне бизнеса.

1
Ответить

Пока читал придумал как обьебать Яндекс,раздавать клиентам свои QR коды,если бизнес связан с доставкой,без точки продаж.

Ответить

Да, эта идея может сработать) 

1
Ответить

Интерсно. А как получить отзыв по qr-коду например сервисам, сервисным центрам. Если их работа завязана на услугах для организаций. Отправлять код по почте?)

Ответить

Яндекс предусмотрел возможность размещения на сайте компании специальных "бейджей" (как они их называют) с QR-кодом. По видимому, это решение для тех компаний о которых вы говорите.

1
Ответить

Какие-какие бации проводят?)

Ответить