Чем жил российский e-commerce в 2023 году?

Цифры, награды и немного забавных историй.

Чем жил российский e-commerce в 2023 году?

30 ноября 25 тысяч участников в офлайне и онлайне смотрели выступления 80 спикеров из Ozon, СДЭК, «Авито», «Мегамаркета», «Яндекса» и других компаний — на Tinkoff eCommerce 2023. Девять часов главные представители индустрии рассказывали о новостях и трендах, делились советами и неожиданными инсайтами. Без историй с хештегом #кринж , кстати, тоже не обошлось.

Tinkoff eCommerce стала подведением итогов года в eCommerce и отражением того, к чему пришёл рынок к концу 2023-го.

Мы посмотрели все выступления и теперь рассказываем главное. А основные, по мнению «Тинькофф», тезисы конференции можно прочесть в журнале «Бизнес-секреты».

Маркетплейсы

  • Более половины продуктовых запросов клиенты делают уже не в браузерах, а на маркетплейсах.
  • Показать рекламу на маркетплейсе клиенту выгоднее, чем в соцсетях, потому что если он туда пришёл, то уже готов купить.
  • Выход на каждый новый маркетплейс даёт рост оборота в 1,5–2 раза. При этом, чтобы выйти на второй маркетплейс и разобраться в нюансах, у среднего селлера уходит 6 месяцев.
  • Самые популярные, но и самые конкурентные категории на Wildberries и Ozon — «Одежда, обувь и аксессуары» и «Товары для дома».
  • Если расходы на рекламу и продвижение товаров выше, чем их брендирование и персонализация, стоит заказывать производство собственной торговой марки — СТМ.
  • Сегодня 59% оборота на маркетплейсах обеспечивают покупатели из регионов.
  • Селлеры в среднем переплачивают 108 000 рублей в год на инструменты для работы с маркетплейсом, используя только 10% предложенных опций.

Три способа продвинуться на маркетплейсе:

Чем жил российский e-commerce в 2023 году?

Независимый eCommerce

  • Среднестатистический покупатель делает в онлайне 30 покупок в год. Женщины в среднем — 55 покупок, мужчины — 8. Если вычесть продовольственные товары, это число сопоставимо с покупками в офлайне.
  • С iOS-устройств совершается 56% покупок онлайн. Ориентируясь на владельцев «яблочных устройств», можно повысить средний чек и число покупок.
  • 8 из 10 причин для покупок в интернете связаны с удобством и скоростью. Чтобы продавать больше — стоит инвестировать в качество клиентского опыта.
  • Каждый третий пользователь проверяет сайт продавца перед покупкой, даже если планирует приобрести товар на другой площадке. 45% пользователей делают это, чтобы убедиться в надёжности продавца.
  • 88% покупателей формируют мнение о товаре и продавце на основе откликов других людей. Десять положительных откликов на товар повышают конверсию в покупку на 50%. Негативные отклики нельзя скрывать, их нужно отрабатывать.

Кринж-факт от сервиса Profi (блок про рынок онлайн-услуг): «Летом мы не нашли ремонтников, которые работали бы меньше чем за 250к рублей»

Работа с зарубежными рынками и логистика

Инсайты от спикеров «Почты России», экосистемы услуг для маркетплейсов MPGO и аналитической компании Data Insight.

  • Главные тренды развития логистического рынка: сервисы для маркетплейсов, локальное хранение, онлайн- и офлайн-примерка, вариативность перевозчиков.
  • Суммарно 83% товаров, которые покупатели заказали онлайн в октябре 2023 года, — доставили силами Wildberries и Ozon.
  • Рынок столкнулся с парадоксом: доля маркетплейсов растёт, как и количество заказов на рынке, но многие площадки любят доставлять товары сами, отбирая долю рынка у классических служб доставки, и сам этот рынок сужается.
  • В регионах появляются деньги. Москва или Санкт-Петербург по сравнению с Уралом, Поволжьем, Сибирью или даже Дальним Востоком показывают значительно меньшие темпы прироста онлайн-продаж.
  • Поведение покупателей в регионах не сильно отличается от поведения пользователей из Москвы и Санкт-Петербурга. Например, пользователи регионов начинают привыкать к быстрой доставке, а «монументальный» характер заказа, когда в одну корзину складывают заказы всей семьи, уходит в прошлое.
  • Логистика станет дешевле, если работать с агрегаторами. Их тарифы на перевозку ниже, чем прямые договоры с логистами.
  • Растить продажи можно через фулфилмент — больше маркетплейсов, каналов продаж, схем работы.
  • Если у вас свой онлайн-магазин, работа с федеральными сетями, обеспечивающими доставку в регионы, — мастхэв.
  • Кастомизация товара — главный тренд для тех, кто работает с производителями и селлерами из Китая. Чтобы отстроиться от конкурентов, нужно создавать собственные торговые марки. Это ещё и позволит сыграть на опережение: китайский поставщик в любой момент может выйти на рынок сам и снести российских продавцов.

Кринж-факт от «Яндекс Лавки»: «У нас однажды курьер пропал. Выяснилось, что он нашёл мёртвого голубя и вызвал полицию. Полчаса с ними был».

Главные запуски

  • Сервис оплаты покупок по частям «Долями» запустил у себя в приложении сервис для онлайн-шопинга.

В приложении появились витрины и бренд-зоны, медиа, «прокаченный» поиск. «Тот, кто ищет „тушь“, не найдёт „тушёнку“», — пошутил руководитель продукта в «Долями» Дмитрий Серёгин.

За весь 2022 год «Долями» сгенерировали 10 млн переходов на сайты партнёров. В январе — октябре 2023-го цифра выросла до 40 млн переходов. В 2024-м обновлённое приложение, как ожидают, станет для продавцов ещё большим источником трафика.«Мы сделали шопинговое приложение „Долями“, приложение для поиска и выбора товаров. Это для тех, кто хочет коммуницировать с клиентом напрямую, новая возможность получить трафик. Это не тот трафик, который мы оставим в своём приложении, это тот трафик, который мы отдадим нашим партнёрам, тем магазинам, которые будут с нами работать», — заключил Дмитрий Серёгин.

Полное подключение других банков обещают провести до конца марта 2024 года: к Tinkoff Pay можно будет привязать карту любого банка. Пока сервис доступен только клиентам «Тинькофф».

Tinkoff Pay позволяет удобно и безопасно платить в интернете без ввода реквизитов карты. Чтобы совершить покупку, нужно нажать на кнопку Tinkoff Pay на сайте или в приложении и дальше войти в сервис: по пин-коду, с помощью Touch ID или Face ID.

«1 минута — среднее время оплаты картой. За это время может случиться звонок в дверь, заплакать ребёнок, и покупатель успеет передумать. 7 секунд — среднее время оплаты через Tinkoff Pay», — рассказал директор по продукту Tinkoff Pay Никита Буклиш. Способ оплаты Tinkoff Pay уже стал популярным, мы видим, что более 60% пользователей «Тинькофф» выбирают его вместо карты, добавил он.

  • «Тинькофф» создал сервис «Корзина».

Сервис с автозаполнением форм оплаты и доставки способен упростить пользователям процесс заказа в онлайн-магазинах.

По оценке руководителя продуктов Tinkoff eCommerce Андрея Казакова, 70% упущенных покупателей — это проблемы в пользовательском пути. Свой тезис он проиллюстрировал на примере заказа термокружки. По его словам, чтобы купить этот товар, ему (а значит, и любому покупателю) пришлось столкнуться с тремя формами для проведения оплаты.

Он показал, как купить ту же термокружку за три клика с «Корзиной»: «Вводите номер телефона, вписываете имя, нажимаете „Оплатить“ — и кружка заказана». По словам Андрея, благодаря этому инструменту можно получить на 20% больше клиентов. Подробнее о том, как работает «Корзина», можно прочитать здесь.

Сервис интернет-эквайринга «Тинькофф Касса» провёл масштабное обновление и подключил SberPay для приёма оплаты в интернете, рассказал CEO «Тинькофф Кассы» Вячеслав Рябцев. Теперь магазины — партнёры «Тинькофф Кассы» смогут предоставить для клиентов «Сбера» привычный и удобный им способ оплаты. «Вместе с коллегами из „Сбера“ мы решили открыть наши экосистемы и интегрировать SberPay в „Тинькофф Кассу“. Мы создали решение, объединяющее большую часть покупателей нашей страны, чтобы любой человек мог платить так, как ему привычно и удобно, практически на любых сайтах Рунета», — объяснил Вячеслав нововведение.

  • «Тинькофф» запустил для партнёров небрендированную авторизацию клиентов на основе Tinkoff ID.

По данным внутренних исследований «Тинькофф», авторизация по номеру телефона предпочтительна для 80% пользователей, а из-за неудобного входа на сайт бизнес теряет в среднем 17% клиентов. Через Tinkoff ID клиенты партнёров «Тинькофф» смогут авторизоваться как раз по номеру телефона, а партнёры — кастомизировать вход под свою бренд-айдентику вместо очередной кнопки и использовать антифрод-технологии Tinkoff ID.

После запуска решения осенью 2023 года доля успешных авторизаций у интернет-магазина техники «Технопарк» выросла на 12 процентных пунктов по сравнению с использованием предыдущего решения. А онлайн-магазин Brandshop в три раза сократил долю неуспешных авторизаций после внедрения решения на основе Tinkoff ID.

«CloudИнфошоп» — магазин инфопродуктов в платёжной форме. Ссылку на витрину можно разместить в социальных сетях или мессенджерах. Теперь, чтобы клиент оплатил инфопродукт (онлайн-курсы, коучинг-марафоны, тренинги, вебинары, конференции, доступ закрытые сообщества), ему достаточно перейти по ссылке в соцсетях. Далее — ввести данные и оплатить покупку. Доступ к материалам открывается мгновенно. Награждения

Также на конференции вручили награды Tinkoff eCommerce Awards 2023, это ежегодная отраслевая премия для героев рынка онлайн-торговли. В октябре и ноябре участники могли оставить заявку для участия в четырёх номинациях, рассказав банку историю своего успеха. Члены жюри изучили их, проанализировали результаты и объявили лучших. Лидеры ещё семи номинаций были определены на основе анализа больших данных о предпочтениях покупателей, а также голосованием потребителей и бизнес-клиентов «Тинькофф».

Героями премии стали:

  • Номинация «Настоящий лидер» — «ВкусВилл».
  • Номинация «eCom-прорыв» — «Эпеко».
  • Номинация «Прямой контакт» — Tasty Coffee.
  • Номинация «Мультиселлер» — Rebel Group.
  • Номинация «Онлайн-трансформация» — Madetolove.
  • Номинация «Выбор селлеров» — Ozon.
  • Номинация «Выбор покупателей» — Wildberries.
  • Номинация «Маркетинг года» — Gloria Jeans.
  • Номинация «Личный кабинет года» — Ozon.
  • Номинация «Касса года» — «Якитория».
  • Номинация «eCom-СМИ года» — Retail.ru.
  • Номинация «eCom-блог года» — MPGO.
4242
23 комментария

eCom-СМИ года - мдаа

4
Ответить

Но тут хоть нет подписи "Добро пожаловать на наш сайт!"

3
Ответить

Все так, у retail.ru действительно самые качественные материалы. И вы правы, можно сделать красивее

Ответить

Хоть и продуктовые запросы на маркетплейсах возросли, классический мониторинг 100500 источников перед принятием финального решения о покупке никуда не девается) Омниканальный пользователь рулит, поэтому развивать собственный канал продаж и наращивать бренд-метрики сейчас – значит выиграть в гонке за внимание среди алого океана смб, который образовался на маркетах

4
Ответить

Селлеры продают чужой товар. Делать им собственные витрины - бесплатно делать рекламу для других селлеров.
Вендор должен этим заниматься и дистрибутор, а не конечный диллер.

Ответить

тинькофф плотно зашел в нишу инфоцыганства. молодцы ребятки. лучше бы СВОИ продукты нормальными сделали, пушто сейчас они в плачевном состоянии

Ответить

Инфоцыгане это кто за лямы рассказывает что все дело в мотивации и выходе из зоны комфорта. А тут еком, делают движуху, наоборот молодцы.

4
Ответить