3 шага к проекту без правок

Я часто слышу, как расстраиваются веб-дизайнеры из-за того, что заказчики вносят бесконечные правки в проекты либо, вообще, просят всё переделать. Поделюсь тем, как работает наша команда, чтобы с такой проблемой не сталкиваться.

3 шага к проекту без правок

В этой статье я рассказываю, как работает именно наша команда. Скорее всего, у вас есть своя методика, которая позволяет страховать себя от правок. Я не настаиваю на том, что наш вариант единственно верный и подходит всем без исключения, но, если какой-то тезис покажется вам полезным, мне будет приятно.

Шаг 1 — Референсы

Референсы — это примеры работ других дизайнеров, на которые мы можем ориентироваться в работе над проектом. Референсы помогают обнаруживать интересные и необычные идеи, их можно всячески видоизменять и брать как основу для нашего концепта.

Польза референсов

Для меня как Арт-директора референсы — это инструмент оптимизации работы с клиентом. На первой же встрече, общаясь с заказчиком и формируя его ожидания по процессу работы, я обязательно упоминаю, что наша работа будет абсолютно прозрачна для него — именно благодаря референсам.

Я сразу договариваюсь о том, что после проведения исследований, наша команда предоставит мудборд для того, чтобы мы с клиентом нащупали концепцию. А после того, как общее направление будет понятно, мы соберём референсы и будем с заказчиком их тщательно обсуждать.

3 шага к проекту без правок

Я объясняю, что это необходимо, чтобы синхронизироваться по нашим ожиданиям относительно будущего проекта. Зачем тыкать пальцем в небо, если на берегу можно обо всём договориться? Заказчики обычно облегчённо вздыхают после этого — конечно, ведь теперь им не надо платить за кота в мешке и они получают реальный контроль над процессом!

Шаг 2 — Как работать с клиентом по референсам

Да просто брать и работать — искать референсы и активно обсуждать их на встрече. Дело в том, что клиент, как правило, и сам точно не знает, чего именно он хочет с точки зрения визуала (да и не визуала тоже). Он и не должен знать — он профессионал в своём деле, а мы — дизайнеры — в своём.

Поэтому это именно наша задача снабдить заказчика информацией о максимальном количестве эффективных решений, релевантных его задачам, и поспособствовать выбору наиболее удачных. Эти решения можно комбинировать и изменять, получая на выходе что-то своё.

Повторюсь, что ещё на первой встрече я готовлю клиента к тому, что у нас будет встреча на 1-2 часа, которая является самым важным и ответственным для нас этапом, задающим направление всей последующей работе и напрямую влияющим на результат. Таким образом, это не становится неожиданным сюрпризом, и позволяет заказчику морально подготовиться и заранее выбрать время.

3 шага к проекту без правок

Таким образом, обсуждение референсов позволяет нам исключить решения, которые клиент точно не хочет видеть, и сконцентрироваться на тех, которые нравятся ему и позволяют решить поставленные задачи наилучшим образом. По итогу заказчик получает понимание «картинки» будущего дизайна сайта и начинает видеть приблизительный итоговый результат. То есть, он понимает, что именно мы будем делать. И это обеспечивает прозрачность нашей работы, клиенту становится безопасно и комфортно с нами работать.

А для нас такой подход — это способ сэкономить время, понять видение и ожидания клиента, «подстелить соломку» — подстраховаться от неожиданной реакции клиента на нашу работу и избежать ситуации, когда нужно вносить огромное количество правок или всё переделывать. Конечно, некоторые правки, скорее всего, будут, но они уже будут незначительными.

Как искать референсы

Первые референсы я беру у клиента на этапе брифовки. Запрашиваю минимум 3 референса сайтов, которые ему нравятся, и 3, которые не нравятся. Обязательно прошу заказчика аргументировать его выбор, чтобы понимать его логику и потребности. На моей практике толку от них мало, но зато можно понять, чего точно не стоит делать. Далее дело за нами.

На Бехансе референсы лучше всего искать среди лучших работ по UX/UI, на дрибббле можно найти интересные идеи по отдельным экранам и адаптировать их под себя. Очень люблю я заходить на эвввордс — всегда нахожу что-то новенькое, моушн, в том числе. На пинтересте тоже здорово искать решения, особенно, по типографике, журнальной вёрстке, ещё там есть плакаты, которыми тоже полезно вдохновляться.

3 шага к проекту без правок

Самое главное — не искать референсы по тематике вашего проекта! Иначе вы будете просто топтаться на месте и упустите шанс отстроиться от конкурентов. Для этого и нужна карта ассоциаций. Например, если ваш проект посвящён мужским наручным часам, то не стоит искать сайты с часами. Поищите сайты, где продают, например, автомобили, вертолёты, яхты, посмотрите сайты про экстремальные путешествия или спорт, или даже сайты музеев. И не «или», а всё вместе. Настрогайте скриншоты и несите клиенту.

Наша команда очень серьёзно относится к работе с референсами, потому что это сильно влияет на качество работы. Мы подбираем минимум по 20 интересных референсов под каждый блок сайта. Так же поступаем, и с иконками, иллюстрациями, анимацией, типографикой.

Что будет, если не заморачиваться с референсами

Разрешите, я просто приведу пример для наглядности. Допустим, вы делаете дизайн турагентства или интернет-магазина и собрали 10 референсов для всего сайта. Давайте остановимся на такой, казалось бы, мелочи, как карточка товара (тура).

Сразу возникают вопросы: а карточка будет вертикальная или горизонтальная? А это будет слайдер, карусель или статичный блок? А будет ли картинка в карточке? Если да, то это будет фото или иллюстрация? В цвете или чёрно-белое? Какая будет стилистика изображения? А что мы указываем в карточке? Насколько длинное название мы сможем показать? Каким именно образом мы отобразим диапазон чисел, дат или расцветки, размеры?

3 шага к проекту без правок

Где будем размещать цену, каким кеглем, цветом? А скидку будем показывать? В валюте или в процентах? Просто процент пропишем или добавим старую цену с зачёркиванием? А кнопку какую и куда? А по наведению карточка себя как вести будет? А в избранное можно будет добавить? А поделиться как? А рейтинг будем показывать? И так далее...

Если все эти детали с клиентом не обсудить, то будьте готовы вносить правки по его указке. Согласитесь, куда практичнее сразу подобрать 20 референсов по данному блоку и разобрать их с заказчиком до начала работы.

Шаг 3 — Договор

Возможна такая ситуация, что, не взирая на тщательную проработку референсов и достижение единого с клиентом видения проекта, клиент может менять свою точку зрения по ходу выполнения работ, его могут посетить новые идеи, отличные от тех, которые мы обсуждали и которые были прописаны в брифе (ТЗ).

3 шага к проекту без правок

Чтобы такое не происходило и мы не отклонялись от выбранного вектора работы, я всегда прописываю в договоре, что мы работаем строго в рамках ТЗ, и заказчик в праве прислать один круг правок в рамках ТЗ по каждому этапу работы. Если после внесённых правок заказчик хочет внести правки повторно, то это возможно за дополнительную плату. Второй круг правок мы ещё ни разу не вносили.

Бонусный шаг — Защита проекта

Я считаю, что большинство проблем в жизни мы себе создаём, когда подразумеваемые соглашения не переводим в выраженные. Поэтому защита каждого этапа проекта играет большую роль. Во время защиты (я предпочитаю предзаписанные видео-презентации) я подробно останавливаюсь на каждой детали и подробно аргументирую наши решения, что позволяет нам с клиентом прийти к согласию и больше к этим моментам не возвращаться. Да, клиент может прислать пару вопросов-предложений, но такой подход сводит их к минимуму, а также демонстрирует наш профессионализм, потому что мы продумываем каждый шаг, каждое решение.

Заключение

Наша команда ищет по 20 референсов под каждый блок сайта, и до сих пор это помогает избегать большого количества правок и работать уверенно. Повторюсь, это не истина в первой инстанции, и у вас может быть другой подход — это нормально, ведь, главное, результат! И я буду рада, если эта статья оказалась в чём-то полезной для вас.

Кстати, поделитесь, пожалуйста, в комментариях своим мнением, как вы избегаете правок?

1818
26 комментариев

Спасибо за статью! Было полезно 🤩

1
Ответить

Рада, что полезно! А как правок избегают в работе с иллюстрациями?

1
Ответить

а разве может быть готов заказ без правок ?как по мне как ни старайся , заказчик захочет внести изменения , даже при максимальной1 подготовленности их не избежать

1
Ответить

Поэтому классно такое в договоре прописывать, по количеству правок и тд

1
Ответить

Андрей, согласна с вами, такой подход помогает избежать ситуации, когда заказчик просит всё переделать или вносит правки бесконечно. Правки могут быть, но это уже, скорее, как небольшой тюнинг : )

Ответить

Кристина, референсы безусловно важны. А вы практикуете разработку мокапов как отдельный этап перед полноценнй работой над дизайном?

Опыт моей команды (мы чисто разработчики, но с дизайн-командами работаем часто) говорит о том, что хорошо проработанные прототипы интерфейсов на порядок снижают вероятность правок от заказчиков на этапе дизайна.

Плюс UI Kit, который позволяет придерживаться стандартов для отдельных элементов интерфейса. Чтобы не плодить похожие, но разные элементы, которые потом почти нереально поддерживать.

1
Ответить

Илья, спасибо за комментарий! Конечно, мы тоже делаем прототипы и кит. Я пишу про первые этапы работы, когда мы определяем концепцию и направление, поэтому здесь я раскрываю именно тему референсов и эффективной работыс ними : ) Подскажите, а что именно вы понимаете под разработкой мокапов до работы над дизайном?

Ответить