Хотел забронировать глэмпинг без переписок и звонков, но не смог — пришлось запустить свой стартап

Коллеги, салют! Меня зовут Дмитрий. В 2022 году на пороге очередного выгорания после многолетней работы ИТ-руководителем в госсекторе, я столкнулся с проблемой. Она натолкнула меня на идею стартапа, о котором пойдет речь. Расскажу, какие факапы случились за год разработки и почему в итоге мы отклонились от изначальной идеи и запустили иной продукт.

Хотел забронировать глэмпинг без переписок и звонков, но не смог — пришлось запустить свой стартап

Я интроверт и привык оформлять заказы онлайн за пару кликов — без общения с людьми. Летом хотел забронировать глэмпинг, но пришлось очень долго переписываться с продавцом: обсуждать даты, условия, оплату и прочую чепуху. В основном общались с ним в Телеграме. Тогда мне пришла идея: почему бы не автоматизировать все это дело. Я не претендую на то, что идея из разряда рокетсаенс, но все же считаю, что потенциал есть, и наши активные пользователи эту гипотезу подтверждают. Эта статья о стартапе, о нашем пути, ошибках и выводах из разряда let’s make vc great again!

Хотел забронировать глэмпинг без переписок и звонков, но не смог — пришлось запустить свой стартап

Почему выбрал Телеграм и как придумал концепцию продукта

В мире e-commerce продавцы постоянно пытаются увеличить охваты и продажи. Новым каналом для коммерции вполне может стать Телеграм. Хоть сейчас его и воспринимают как мессенджер и источник новостей, я вижу в этой площадке потенциал. Приведу несколько аргументов.

Там можно создавать полноценные магазины со всеми инструментами. В 2021 году на платформе появилась технология ботов 2.0. Сейчас покупатель может платить за товары и услуги прямо в приложении с помощью дебетовой или кредитной карты. Телеграм не берет комиссию с продавца и не хранит информацию о реквизитах.

Иностранные соцсети запретили, и аудитория перешла в Телеграм. В 2022 году Гугл прекратил выплаты рекламных доходов в Ютубе российским блогерам. Инстаграм признали экстремистской организацией и запретили. Появилась потребность в новых площадках.

Каждый месяц Телеграмом пользуется 800 млн человек. Возьмем исследование Mediascope. Если в 2021 году Телеграмом пользовалось всего 19% россиян, то сейчас 40% населения заходят в него ежедневно. Основная аудитория — это люди в возрасте от 25 до 45 лет с высшим образованием и доходом преимущественно от 60 до 200 тысяч.

За последние два года Телеграм поднялся с шестого на третье место по среднесуточному охвату в России
За последние два года Телеграм поднялся с шестого на третье место по среднесуточному охвату в России

Я оценил новые возможности платформы, и в голове родилась идея концепции продукта: конструктор интернет-магазинов в Телеграме на базе ботов 2.0 (новая технология встроенных приложений), который поможет предпринимателям продавать товары и услуги, собирать донаты, создавать интерактивные меню для заведений. А еще обеспечивать полный цикл работы разных заведений — от кафе до отелей и глэмпингов.

Провел первичное исследование: проанализировал целевую аудиторию и конкурентное окружение

Сперва просто пробежался по знакомым. Спросил, кто тоже бронировал небольшие отели, гостевые дома и глэмпинги. Выяснилось, что с подобной проблемой сталкивались практически все: зачастую такие места просто не представлены в агрегаторах бронирования.

Затем провел короткий CustDev. Пообщался с несколькими владельцами глэмпингов, почитал про гостиничный бизнес, изучил их проблемы и решения. Вместе с нашим аналитиком подготовили гайд, и я провел глубинные интервью с владельцами тех мест, где сам отдыхал. Из интервью вынес три важные вещи:

  • Владельцам бизнеса не нравится, когда забронировать жилье можно только через переписку и созвоны, но это не их первостепенная боль.
  • Чтобы интегрировать Телеграм в системы управления бронированиями, понадобится глубокая проработка сервиса.
  • Опыта и знаний в гостиничном бизнесе у меня слишком мало. Без полноценного исследования аудитории не обойтись.

В ходе исследования понял, что целевая аудитория не ограничивается бизнесом, и выделил основные сегменты. Решил сконцентрироваться именно на них:

  • продавцы товаров с небольшим ассортиментом;
  • домашний бизнес, например изготовление кондитерских изделий или аксессуаров из кожи на заказ;
  • блогеры c мерчем, которые стали активно переходить в Телеграм.

Еще выделил такие сегменты ЦА: продажа товаров и услуг, бронирование жилья, рестораны и кафе, запись в салон красоты, парикмахерскую, автосервис. Для них будем прописывать отдельные сценарии и создавать субпродукты внутри платформы.

По результатам CustDev я собрал всю информацию в целостное исследование: предпосылки (изменение конъюнктуры рынка), целевая аудитория и сегменты, конкурентное окружение и преимущества решения. Докрутил концепцию продукта и выделил несколько направлений развития.

Изучил ближайших конкурентов. Когда мы начинали создавать продукт, нашим прямым конкурентом были конструкторы чат-ботов версии 1.0. Это текстовые и диалоговые боты, в которых пользователь вынужден нажимать на кнопки и вводить команды. Обычно этот инструмент используют менеджеры продаж и сотрудники техподдержки. Человек задает свой вопрос боту, получает ответ или же соединяется со специалистом.

Создать магазин с помощью чат-ботов 1.0 — это настоящая боль. Придется описывать сложные алгоритмы — прописывать ответ бота на каждый возможный запрос покупателя. Это нежизнеспособно. Мы взяли более современное решение — технологию чат-ботов 2.0. С ней процесс покупки проходит бесшовно: клиент интернет-магазина листает товары, проводит оплату и следит за ходом выполнения заказа в реальном времени, как в мобильном приложении.

На этом же этапе мы смотрели на инструменты развития интернет-магазинов: Taplink, Shopify и Ecwid. Было полезно понять, как устроены смежные решения. Когда проектировали UX, тоже отталкивались от этого.

Собрал команду из друзей, с которыми работал 10 лет

Когда появилась концепция продукта, я собрал первую команду. На старте нас было четверо — делали все и сразу, не ограничиваясь своими непосредственными ролями:

  • я в роли CEO и руководителя продукта, бизнес-аналитика, проектировщика интерфейсов, продакт-маркетолога, копирайтера-редактора, менеджера по продажам, продуктового аналитика и других позиций, необходимых в стартапе;
Хотел забронировать глэмпинг без переписок и звонков, но не смог — пришлось запустить свой стартап
  • архитектор backend golang Максим;
  • бизнес-архитектор Евгения;
  • системный аналитик Роман.

Пару слов о моем опыте. До стартапа я 10 лет руководил разработкой проектов и IT-продуктов. Начинал в 20 лет с помощника менеджера проектов в веб-студии, потом вырос в директора портфеля проектов. Там и познакомился с нашими текущим руководителем разработки, а также с нашим бизнес-архитектором.

Потом перешел в интегратор ЛАНИТ и стал руководить проектами в госсекторе. Занимался разработкой государственных информационных систем.

Дальше переключился на продуктовую разработку внутренних стартапов: BI, Big Data и мобильные решения. В 24 года придумал концепцию «мобильные рабочие места» для сотрудников государственных медучреждений. По сути, это мобильное приложение с важной информацией, задачами и прочими инструментами для персонала больницы. По этой концепции сделали продукт, внедрили его в одну из больниц Москвы. Пилот прошел крайне успешно, и это решение активно развивается и тиражируется по сей день.

Потом занимался запуском небольших стартапов на фрилансе в роли продакта, вернулся в разработку государственных сервисов — работал над теми самыми «‎‎Госуслугами». В какой-то момент выгорел, окончательно уволился и занялся только своим стартапом.

Набросал пользовательские сценарии и сделал первый набор мокапов

Я показал результаты первичного исследования команде, мы обсудили идею и решились на создание своего стартапа. В июле 2022-го приступили к созданию первой версии продукта.

Провели первичный бизнес-анализ и составили User Mapping. Накидали общие функциональные блоки, которые точно должны быть в сервисе: авторизация, регистрация, личный кабинет, создание магазина, работа с заказами и общие настройки.

В рамках функциональных блоков сформулировали ключевые user stories — ситуации, в которых оказывается пользователь. Например, я как пользователь хочу авторизоваться в системе без ввода множества полей, чтобы быстро познакомиться с возможностями платформы. Из этого формулирую фичи, таски в бэклог по типу «‎реализовать авторизацию через Яндекс».

Хотел забронировать глэмпинг без переписок и звонков, но не смог — пришлось запустить свой стартап

В октябре 2022-го приступили к прототипированию UI. Решили работать с физическими товарами — остальные сегменты ЦА подразумевали другие решения и требовали дополнительных исследований. У меня большой опыт проектирования интерфейсов на основе пользовательских сценариев, поэтому основные мокапы отрисовал сам в сервисе Balsamiq для создания прототипов. Получилось около 45 штук.

В ноябре мы столкнулись с первой очевидной проблемой. Без подробного описания мокапов и бизнес-процессов сложно делать конечный дизайн продукта. Хотя думали, что удастся обойтись малой кровью. В основных пользовательских сценариях нашли серьезные недочеты, а многие альтернативные сценарии мы не учли вовсе. Чувствовали мы себя примерно вот так:

Провел полноценное проектирование продукта

Учитывая опыт и знания о проектировании и разработки IT-проектов, решили пойти все же в сторону software development process, которым занимались много лет. Все по канонам разработки IT-продуктов, как завещал Вигерс. Рассказываю, что именно мы поменяли:

Начали детально описывать и согласовывать все бизнес-процессы. Сперва сквозные по крупным логическим блокам, затем детальные с учетом альтернативных кейсов и сложных моментов.

Заново подошли к анализу конкурентов. Я стал освежать в памяти принцип работы CMS-систем и конструкторов интернет-магазинов. Все наработки оформил в детальные бизнес-процессы — в упрощенной нотации flow-chart (без BPMN) последовательно описал базовые шаги продавца по созданию и настройке магазина. Продумал около 25 разных вариантов и скорректировал по ним мокапы.

Провели системный анализ. Аналитик Роман подготовил перечень основных информационных объектов и атрибутивный состав. На их основе мы сделали ER-диаграмму «сущность — связь» и модель хранения данных. Далее спроектировали API-интерфейсы.

Выгорел и взял первую паузу в работе

На основе результатов системного анализа архитектор спроектировал целевую архитектуру MVP версии продукта. Тогда мы снова вернулись к разработке дизайн-макетов. Первое время процесс двигался хорошо и планомерно, но к концу года начались споры. У каждого было свое видение, как сделать удобно и красиво. Я настаивал на своих решениях: хотел все и сразу, хотя сам же говорил, что надо идти простыми и быстрыми шагами. Как говорится, если тебе не стыдно за первую версию продукта, то, скорее всего, ты опоздал.

Думали, что раз это наш собственный стартап, выгорания не будет. В итоге в конце года чувствовали себя примерно вот так:

В собственном IT-проекте нет выгорания...говорили они

У всех в команде случился завал на основных работах, сил на проект не хватало. В итоге решили взять паузу. Один CTO Максим каким-то чудом сам потихоньку продолжал разработку бэкенда, дай бог ему здоровья, сил, терпеливую и красивую жену. Фото Максима добавил в свой иконостас, молюсь за его благополучие.

Чтобы лучше понять, каково это — быть продавцом, я решил протестировать все на своей шкуре. Запустил свой магазин на Wildberries, начал исследовать реальные продажи, проблемы и потребности селлера. Параллельно прошел обучение продакт-менеджеров в направлении Lean startup и изучении фреймворка Jobs to be done.

С новыми силами и знаниями перезапустили процесс — и вот что у нас получилось

После перерыва в два месяца я вновь погрузился в работу. Провел большое исследование по методике Jobs to be done. Про получившиеся результаты можно писать отдельную статью — обязательно расскажу об этом позже. А пока, если есть вопросы по методике и ее применении в IT-проектах, пишите в комментариях — отвечу.

Коротко о том, что мы сделали после перерыва:

  • В общих чертах описали большие и мелкие job story. Раньше мы прописывали user stories с портретами пользователя по типу «‎одинокая мать двоих детей, 35 лет»‎. А сейчас сделали упор на проблемы и потребности. В итоге смогли понять основные барьеры и драйверы нашей ЦА.
  • Приоритизировали бэклог по модели ICE (Impact — влияние, Confidence — уверенность, Ease — легкость реализации). В первую очередь берем в разработку самые важные фичи — те, что точно зайдут пользователю.
  • Решили конфликт с дизайном. Я перестал настаивать на своем видении и сконцентрировался на скорости. Перфекционизм нас сильно стопорил, поэтому я решил, что не надо бояться сделать плохо. Надо бояться, что мы не сделаем ничего и не получим результаты в нужный срок.

Помимо самой продуктовой разработки, было еще много важных шагов: работа с юристами, поиск подрядчиков, исследования рынка, выстраивание продаж, маркетинговые активности, организация технической поддержки, контент и SMM-стратегии. Про них мы подробнее расскажем уже в следующих статьях.

Рабочий продукт мы запустили этой осенью. Платформу назвали Posman — platform for online store management. Сейчас это конструктор для создания интерактивных приложений в Телеграме, а в перспективе — сервис создания, публикации и управления продажами на всех онлайн-площадках РФ (классифайды, маркетплейсы и другое).

С помощью нашего сервиса пользователь может сделать свой интернет-магазин в Телеграме за 15 минут и полностью управлять продажами: загружать товары, настраивать способы оплаты и доставки, отслеживать аналитику.

В будущем хотим добавить ряд функций для сферы услуг. Тогда пользователи смогут создавать интерактивное меню для ресторанов и кафе, управлять бронированием жилья, онлайн-записью на разные процедуры.

Смотрите, как выглядит интерфейс итогового продукта →

Сейчас наша команда значительно расширилась. У каждого есть своя роль — стараемся не залезать в чужие зоны. А если возникает спорная ситуация, решаем методом обсуждения и голосования. Часть функций я беру на себя: управляю продуктом, провожу CusDev, занимаюсь проектированием, тестированием, маркетингом и продажами. Помимо меня, в Posman работают:

  • бизнес-аналитик;
  • системный аналитик;
  • два backend golang;
  • frontend (vue);
  • автотестировщик;
  • два сотрудника поддержки;
  • директор по продажам;
  • продуктовый аналитик.

Идеи на будущее

Сейчас наш сервис полностью бесплатный. Решили дать людям возможность протестировать новый формат продаж и присмотреться к Телеграму. Ведь в первую очередь мы хотим доказать, что Телеграм может стать классной коммерческой площадкой, с которой по силам работать любому предпринимателю. Ну и в целом проверить нашу гипотезу в рамках процесса поиска Product Market Fit.

Недавно опубликовали Posman на платформе Product Radar, которая собирает крутые стартапы со всей России. Там можно узнать про перспективные проекты и поддержать их своим голосом. Если проголосуете за нас, будем очень признательны.

Развиваемся пока что на мои личные средства. Спустя время будем внедрять подписку и строить экономическую модель. Пока что составили общую финмодель на три года.

Сразу предупрежу возможные комментарии: если проект не взлетит, то мы пройдем ценный путь и получим полезный опыт запуска стартапа. Будем пробовать что-то новое. Даже есть одна идея для российского рынка CRM-систем. Возможно, про это расскажем в свое время.

Хотел забронировать глэмпинг без переписок и звонков, но не смог — пришлось запустить свой стартап

В этой статье мы раскрыли только 30% пути. В следующем материале расскажем, что делали после перерыва в два месяца и как превратили ошибки в реальный продукт.

А пока что вопрос к вам: как считаете, культура покупок будет развиваться в Телеграме или это все же удел маркетплейсов?

* В продукте нет мобильной версии: считаем, что она не нужна. Но возможно, вы опровергнете эту гипотезу.

Спасибо за внимание и ваш, надеюсь, конструктивный фидбэк )

6060
35 комментариев

Мне кажется или интроверты двигатели прогресса? Вспоминаю историю про голосового помощника, которого тоже создал интроверт. Вот что значит рвение облегчить жизнь:) Очень круто. А еще вопрос: каково вообще работать с друзьями, не портит ли работа личные отношения

2

Тот интроверт кажется сначала делал на коленке, отдавал телефон жене чтоб отвечала на звонки, а уже потом кодил и делал все остальное. В этой статье вроде процесс немного другой. Но то такое )

4

Да, кстати, я вспомнил эту статью! Порой бытовые проблемы, которые досаждают на ежедневной основе, вызывают желание сделать свою жизнь лучше и проще. Попутно с этим становится лучше и жизнь других людей)

Все, как завещала в своей философии рационального эгоизма Айн Ренд🧐

1

А пока что вопрос к вам: как считаете, культура покупок будет развиваться в Телеграме или это все же удел маркетплейсов?У меня сомнительное отношение к развитию культуры покупок в ТГ. Просто потому что ТГ, это мессенджер. Сам им пользуюсь, ботами тоже пользуюсь. Это здорово, когда можно заказать пиццу в ТГ ни с кем не общаясь. Но вот сейчас попробовал найти где я там эту пиццу заказывал - не удается. Приложение в телефоне найти получается, но другой пиццерии, а бота не получается. Я не помню, ни его название, ни название компании. А еще у нас с женой есть не то группа, не то канал на двоих, куда скидывали варианты при выборе печи-камина. Я помню, что оно есть, но тоже не могу найти, только перебором всех чатов. И это проблема ТГ, малоактивные чаты куда-то улетают. Сойдет только формат, когда увидел ссылку, перешел, сделал дело и забыл. Можно, конечно, чаты раскидать по папкам, но лень. Тем более, когда самые активные (ака самые нужные) всегда наверху.

3

Привет, интересный проект. Есть парочку вопросов
1. Есть успешные кейсы, кто использует webapp магазин в тг реально по-крупному? (хотя бы 20% продаж от всех продаж, идут через webapp)
2. На сколько удобно использовать магазин в тг? (ну реально не удобная же штука пока)
3. Тут на vc было парочку таких же сервисов, которые предоставляли собрать магазин в тг без кода, в чем ваше преимущество и какую ценну вы предложите для выхода на самоокупаемость?
Выскажу свое мнение, по тг, считаю что тг не адаптирован под e-commerce, нет рокетфичи, которая может зацепить покупателя, как еще один канал продаж ну ок да, но сколько на него будет 5% максимум.
Мы запускали в 21 году первый свой webapp в тг как доп канал для продаж из 3к продаж с сайта на тг пришлось 0%, показалось, что это тг пока не готова к ecommerce.

2

Александр, спасибо за столь глубокий комментарий, постараюсь ответить по пунктам.
1. Запустились недавно. Пока не могу похвастаться подобными результатами. Проведем пилоты с крупными представителями рынка, расскажем об успехах
2. Удобство штука относительная. Будем смотреть и анализировать этот вопрос. Старались сделать удобно, за счет ботов 2.0, т.е. полного повторения возможностей и визуала мобильных приложений. Вот пример тестовый магазина https://t.me/posman_shop_bot
3. Большинство прямых аналогов имеют достаточно жесткие ограничения в части кастомизации чего либо. В нашем случае мы делали простой, но настоящий конструктор, где можно удобно (на наш взгляд) кастомизировать все сущности и процессы. Например, можно настроить свой процесс оформления заказа - поля, которые заполняет клиент. Вскоре запустим решение, которое позволит встать над рынком социальной телеграм-коммерции и решить главную проблему продавцов в тг - лидоггенерация.

Ваше ключевое опасение справедливо. Давайте так. Много продуктов запускаются до возникновения трендов и умирают. Например, миро и фигма 5-6 лет бежали пока эти решения не стали тем, чем они есть сейчас.

Более того, первые продукты помогают тренд раскачать, но не доживают до светлого момента рассвета. Вичат смог тренд раскрутить, рассчитываем и на то, что и тг сможет воплотить эту модель в себе.

Посыл мой в том, что всему свое время, если оно вообще настанет. Мы на рынке, которого как бы нет еще. Мы и наши конкуренты его создаем. Создаем культуру продаж в тг и потребительские привычки.

Это сложный и тернистый путь, не спорю. Но в инстаграме продажи работали, расчет на то, что тг его заменит и мы создаем для этого инфраструктуру, фундамент. Быстро не случится успех, к этому мы готовы.

2

Круто, я думала такие стартапы создаются быстро. Ну типа, запустить какой-то «офлайн» бизнес быстрее, чем приложение. Оказалось нет)))

Вопрос очень мелкий возник по ходу чтения: а откуда взяли новых людей в команду, если денег на норм.зарплаты им нет и по сути они работают за идею? и как вообще мотивируете и их, и основную команду друзей на то, чтобы они продолжали работать? Есть ли какие-то осязаемые в денежном плане надежды?

2