Есть ли в 2023 году сексизм в автобизнесе?

И при чём тут «Слово пацана».

Есть ли в 2023 году сексизм в автобизнесе?

Уходящий 2023 год, безусловно, войдёт в историю борьбы за равноправие. Нобелевскую премию по экономике в этом году вручили за научное обоснование проблемы неравенства полов на рынке труда. Кстати, сама лауреатка — Клаудия Голдин — лишь третья женщина, получившая эту награду за полвека её существования. Но если глобальный баланс постепенно выравнивается, то некоторые области, традиционно считающиеся “мужскими”, кажется, продолжают упорствовать. Одна из них — автобизнес. И откуда там растут ноги (а точнее, колёса), мы сейчас разберёмся.

Есть ли в 2023 году сексизм в автобизнесе?

Автомобильная Ева

Иронично, но само появление автомобилей непосредственно связано с женщиной. Её имя Берта Рингер. Именно брак с ней спас будущего “отца” автомобилестроения Карла Бенца от разорения. Сохранить мастерскую и продолжить работу над своим изобретением ему помогли деньги жены.

А в 1888 году Берта уже самостоятельно вошла в историю, совершив первое междугороднее путешествие на автомобиле. Для этого ей пришлось проехать сумасшедшие по тем временам 106 километров. Кстати, этот рекорд стал ещё и первой успешной рекламой мало кому интересной в те годы разработки Бенца.

Хорошо, что кроме фрау Рингер-Бенц в то время водить не умел практически никто, так что некому было ей объяснить, что управлять авто — не женское дело, и вообще она “обезьяна с гранатой”. А то бы совсем глупо получилось…

Роковая встреча

Сексизм пришёл в автобизнес вместе с популярностью. В начале ХХ века, во многом благодаря Генри Форду и его Модели Т, машины стали заполнять города (в основном, американские). Там они встретили людей, которые и научили их плохому.

Модели Т  Генри Форда
Модели Т  Генри Форда

Патриархальное общество США тех времён с женщинами вообще не церемонилось. Даже право голосовать на выборах гражданки Соединённых штатов получили лишь в 1920 году. Но ни о каких возможностях настоящей самореализации речи не шло. Так что, деньги в стране зарабатывали по-прежнему мужчины. А, перефразируя старый анекдот, кто за машину платит, тот её и водит.

Производители и рекламщики стали работать именно на мужчин, автомобили стали атрибутом успеха. Так что, как говорится, всё лучшее — детям. С Y-хромосомой.

Место женщины

Впрочем, нельзя сказать, что женщинам совсем не нашлось места в автобизнесе. Рекламная максима “Sex sells” сделала своё дело, и женщины стали появляться у авто, перед авто, иногда даже на авто. Главное, чтобы не за рулём во время движения.

Свою лепту внесла и популярная культура. Вспомним хотя бы старика Джеймса Бонда. Его образ прочно ассоциируется с двумя вещами: крутыми машинами и красивыми девушками. Но только через запятую. Конечно, сейчас Бонда пытаются сделать белым, пушистым и профеминистским. Но показанного за полвека уже не воротишь.

James Bond, источник :
James Bond, источник :

Так, надуманный стереотип окончательно сложился. Крутые парни водят крутые авто, а на долю женщин остаются только страшненькие семейные универсалы. И то, только чтобы отвезти детей в школу, а потом привезти покупки из магазина.

О, автоспорт — ты мир… мужчин

А помните ту самую знаменитую гонщицу, которая выиграла сезон Формулы-1? Не помните? Ничего удивительного, потому что её никогда не существовало. За всю историю королевских автогонок всего пяти женщинам удавалось выйти на старт. Причём последней — аж в 1992 году. К тому же, на всех им удалось поучаствовать всего в 15 гонках.

И дело не в том, что мужчины по своей природе водят лучше. Например, одна из пяти гонщиц Формулы Лелла Ломбарди в далёком 1975 году показывала вполне конкурентное вождение. А в других гоночных сериях, таких как 24-часа Ле-Мана, IndyCar или ралли “Дакар” женщины и вовсе не просто участвуют, но и выигрывают.

<p>Ютта Кляйншмидт – единственная женщина, когда-либо выигрывавшая «Дакар» в абсолюте. Фото: Volkswagen Motosport </p>

Ютта Кляйншмидт – единственная женщина, когда-либо выигрывавшая «Дакар» в абсолюте. Фото: Volkswagen Motosport

Однако целый комплекс далёких от спорта причин, среди которых, в частности, глупые стереотипы, очень долго стоял на пути так называемого “слабого” пола в автоспорте. Кстати, сегодня в Формуле-1 всё больше женщин получают места тест-пилотов. Так что, возможно, скоро мы таки узнаем ту самую знаменитую гонщицу…

Дорога не для всех

Ладно, с историей вопроса мы разобрались. Но сейчас-то всё не так? Ведь не так, верно? Конечно, стало лучше. Но и радоваться рано. Даже на законодательном уровне до сих пор кое-что дорабатывается напильником. Например, в России специальности автослесаря и дальнобойщика исключили из официального списка неженских только в 2021 году.

А что уж говорить про автобизнес! Производители до сих пор продвигают самые мощные и проходимые модели как “мужские”, а автомобильные рекламы стабильно входят в топы самых сексистских. Вспомнить хотя бы недавнее “Наши неВесты не ломаются” от Hyundai. Кстати, авторекламы всегда отличались зашкаливающим уровнем сексизма, но об этом можно написать отдельный материал.

Реклама Hyundai
Реклама Hyundai

Результат налицо. По данным за 2020 год от агентства «ПромРейтинг», в крупных городам России за рулем автомобилей в каждый конкретный момент времени женщин было всего 20%. Но машины теперь всё же не только для мужчин. Компании, о чудо, обратили внимание на автоледи. Но тут не всё так однозначно.

Первое “женское” авто

Первым авто “для женщин” в 1955 году стал Dodge La Femme (название, чтобы точно никто не перепутал!). Цвет машины был только розовый, а в комплекте к ней шли зонтик того же цвета и встроенная косметичка. Иронично, но тогда эту модель продвигали как символ новых прав и свобод, получаемых женщиной.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fgo.vc.ru%2FowOZ&postId=946540" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Dodge</a> La Femme
Dodge La Femme

Кстати, сексизм тут проявился и в так называемом “налоге на розовое”. La Femme был практически точной копией Dodge Custom Royal Lancer, но стоила женская версия почти на 150 долларов дороже. При том, что средняя зарплата в Штатах тех лет была примерно 300 долларов.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fgo.vc.ru%2FowOZ&postId=946540" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Dodge</a> La Femme
Dodge La Femme

Впрочем, в свою идею, кажется, не верили даже создатели. La Femme не получил широкой рекламы, продавался не слишком удачно и быстро был снят с производства. Но общий вектор он задал минимум на полвека.

Маленький и розовый

Пик разделения машин на “мужские” и “женские” пришёлся на рубеж веков. Причём, формирование этого стереотипа начиналось прямо с детства. Так, в детском мультфильме “Трансформеры” (по которому Майкл Бэй потом снимет условно взрослые фильмы) все роботы-мальчики превращались в крутые грузовики и спорткары, а единственная робот-девочка — естественно в маленькую розовую машинку.

Уже в 00-х тестостероновый мачо Вин Дизель в Форсаже гоняет на Dodge Charger 1970 года, а Риз Уизерспун в “Блондинке в законе” на маленьком голубом (спасибо, что не розовом) Audi. Если барышня ездит на крутом спорткаре (например Деми Мур во вторых “Ангелах Чарли”) — наверняка она тайная злодейка. Работает так же надёжно, как с белыми цисгендерными мужчинами в кино 2020-х.

В те же 00-е, кстати португальская гонщица Элизабет Жасинту уже вовсю рассекала по африканским дюнам на своём грузовике. Сегодня она уже заслуженная чемпионка и легенда автоспорта, а Вин Дизель всё там же. Да и третья “Блондинка в законе”, говорят, вот-вот получит дату премьеры.

Крутые пацаны на своих крутых пацанских тачках прочно въелись в популярную культуру, оставляя девчонкам место, в лучшем случае, на пассажирском сиденье. И хотя общество не стоит на месте, старые установки в нём по-прежнему сильны. Например, самый обсуждаемый сегодня сериал — «Слово пацана» — в очередной раз представляет зрителю более чем консервативные гендерные роли.

Призы на финише

А теперь взглянем на вещи реально. Стереотипы всё ещё сильны, и окончательно победить их возможно так и не получится. Компании продолжат продавать и рекламировать “женские” авто. Но важно понимать, что на самом деле сегодня никаких “женских” и “мужских” машин нет. И главное, что это понимают сами автолюбительницы.

Так, в ходе опроса, клиентки наших автосалонов назвали самым женским авто… Гелик. Так что, выбирая автомобиль, опирайтесь лишь на свои задачи и удобство, а не стереотипы и общественное мнение. Кстати, выбирать лучше на маркетплейсе FRESH, там можно выбрать сразу из представленных на сайте 20 000 авто с гарантией.

А для восстановления справедливости: FRESH разыгрывает 100 литров топлива: 50 для мужчины/ 50 для женщины.

Условия: Подписаться на наш блог VC и оставить коммент 50:50

Рандомно разыграем подарки для водителей 25 декабря.

3232
88 комментариев

Главные сексизмы 2023 года:
- мужчинам нужно в армию
- с средней длиной жизни мужчин в 62-63 года делать пенсию в 65
- при наличии проблем суицида в 5-10 раз выше у мужчин делать акцент на сексизме женщин
- при статистике в 60% жертв убийства мужчин делать акцент на женщинах, тогда как у них в 5 раза ниже
- вешать клеймо главного кормильца на мужчине при одновременном требовании выравнять зарплаты
- отсутствие репродуктивного права у мужчин, решения не предохраняться у обоих, но желание/право мужчин на согласие/отказ от ребенка игнорируется

35
Ответить

- судебная практика по оставлению детей
- опасные профессии за мужчинами
- спасение при пожаре делается с акцентом на женщин выше, чем мужчин, игнорируя права/желания их родителей в пользу не их сыновей, а в пользу дочерей левых людей

18
Ответить

Эти сексизмы в подавляющем большинстве придуманы (законодательно приняты) самими мужчинами. Хорошо, что ваши союзницы феминистки в рамках борьбы за равенство в том числе выступают за контрактную армию и отмену списка запрещенных профессий для женщин

14
Ответить

Статья потрясающая. Рассказывает нам историю права женщин водить. Открываешь комментарии, чтоб увидеть поддержку девушек на пути того, что сейчас кажется обычным. А тууут..... мужетоксикоз.

Как же вам, мужчинам, давит на самолюбие, что женщины могут все уметь. Ну прям сволочи эти равноправные дамы, раз и забрали отраду - машинку. Ну если все комментаторы такие умные. И женщины не могут быть за рулем, а только мужчины. То почему у каждой женщины нет водителя? А если не водителя, то мужа, который возит ее на работу, с работы и по делам. А детей на кружки и в школу? Почему не возит мужчина на машине?

Что-то мало я вижу семей, где патриархат позволяет женщине чувствовать себя слабой, нежной и беззащитной. Только на словах. А на деле женщина пашет за двоих, мужа алкаша и детей тянет на себе и ой не дай бог сядет за руль и потревожит нежную душу мужчин водителей. Бабе же не место разбираться в машинах.

13
Ответить

Статья - редкостное гавно. Я подозреваю что написана она так специально, чтобы привлечь комментаторов. В этом случае - не гавно.

Что касается феминизма, особенно современной итерации, которую в 2020+ годах пихают во все щели, так у него совсем другие цели, совсем не те, которые могли бы ассоциироваться собственно с правами женщин.

Сексизм имеет место быть не только по отношению к женщинам, но и к мужчинам. Нечего акцентировать внимание на одних в качестве жертв, а других в качестве угнетателей. Это, кстати, тоже сексизм.

Не буду говорить за всех мужчин, потому что только идиот будет говорить за всех и обвинять в чем-то всех и сводить всех под одну гребенку, говорю за себя: мне ни капельки не давит на самолюбие что женщины могут все уметь. Более того, женщины могут уметь делать определенные вещи намного лучше, чем мужчины, ровно как и наоборот. Это нормально.

Хотеть надо не равенства, а баланса. Мужчины и женщины дополняют друг друга в своих достоинствах и недостатках, а также в своих ролях. Плюс некоторые вещи нельзя уравнять в принципе. Если у читателей возникает вопрос "в каких таких вещах нельзя?", то я рекомендую обратиться к биологии и подумать логически (если на это есть соответствующие способности конечно) почему функция защиты выпала мужчинам, а функция заботы женщинам.

Те мужчины и создаваемые ими семьи, с которыми вы чаще сталкиваетесь (кстати, то что именно вы сталкиваетесь чаще с ними - не значит что везде все так. Вы видите то, что хотите видеть и чему уделяете внимание. Не верите? Белая машина) - как раз таки результат уничтоженных, современным феминизмом и извращенным пониманием свободы, семей.

Если мальчиков не приучать к ответственности и дисциплине, а девочкам не объяснить что свобода не значит что она может раздвигать ноги с кем попало, то с большой вероятностью можно получить именно такие "семьи". Все больше матерей-одиночек будет вбивать с самого детства в голову своих детей какие мужчины мерзавцы, козлы и вообще их только одно интересует. Все больше отцов будут говорить какие женщины шлюхи и что они с тобой только ради твоих денег.

Что касается прав, приведите мне статьи из конституции где написано что женщинам запрещается что-то, только потому что они женщины и ничего более.
Заодно ответьте как нам быть с равными правами в раздевалках. У мужчин нет права входа в женскую раздевалку, как и у женщин нет права входа в мужскую раздевалку. Это не равенство, но баланс. Как вы уравняете это?

9
Ответить

Как же вам, мужчинам, давит на самолюбие, что женщины могут все уметь.Ступай на фронт, умелица.

4
Ответить

Ага, того и глядишь что девочки не только машинки отберут, но и еще танчики-пистолетики.

Ответить