Как я сгорел в IT: постоянный стресс, тревожность и депрессия

Привет, $username. Я хочу рассказать тебе историю о том, как хайповые IT испортили мне жизнь. Вокруг только и говорят про огромные зарплаты и невероятные возможности, но у всего есть цена! Теперь, спустя ~15 лет опыта, мне есть чем поделиться. Может быть, сейчас я бы ходил на любимую работу и жил счастливо, не стань программистом в далёком прошлом. Но тогда я тоже верил сказкам.

как же я ошибался...
как же я ошибался...

Всё началось с вёрстки сайтов где-то в 2008: мне просто стало интересно оборачивать тексты в красивый фантик и заниматься SEO продвижением. Следом в ход пошёл JavaScript, чтобы вдохнуть жизнь в статичные элементы. Но этого было мало, ведь хороший сайт нужно размещать на хорошем хостинге, чтобы он не тормозил. Поэтому следующими технологиями стали Linux, Bash-скрипты, сети и базы данных. А ещё, чтобы не зависеть от прихоти uCoz (тогда он как раз повысил цены) и чтобы взрослые дяди не смеялись, требовалось переехать на какой-нибудь автономный движок. Большинство из них пишут на PHP — сколько простым юзером не будь, а хотя бы раз под капот заглянуть придётся. Моё увлечение разрасталось, как снежный ком.

Уже тогда я перестал спать по ночам, приобрёл раздражительность и начал прогуливать пары. Социальная жизнь тоже пошла на спад. Вернее, её просто не было: почти всё свободное время я проводил в обнимку с ноутбуком. Друзьям доставалось всё меньше внимания, потому что у меня ни на что не хватало сил. Ни на что, кроме IT, где чем больше узнаёшь и выучиваешь, тем больше нужно освоить ещё. Одна из профессиональных болезней программистов — забывчивость: имена, даты, названия — всё это очень быстро улетучивается из головы, потому что каждый день через неё проходит очень много информации. Банально не забыть про чей-то ДР (даже с напоминаниями), назначить встречу или набрать сообщение — целое испытание, требующее подготовки. Уж о списке продуктов я вообще молчу. Нет, его недостаточно просто написать! Ах, если бы всё было так просто...

GNU/Linux испортил мне зрение и жизнь
GNU/Linux испортил мне зрение и жизнь

Дальше — больше: я узнал, что такое серверные приложения (бэкенд), а ещё мне хотелось сделать что-нибудь для ПК и Android. Поэтому днями на пролёт я учил новые фреймворки и библиотеки, писал по две тысячи строк кода, сражался с инструментами сборки, тестировал, исправлял баги и снова тестировал. GNU/Linux стал домашней операционной системой (так проще) и остаётся таковым для меня и по сей день, я его даже родственникам установил. С ним вообще отдельная история: пробовал разные дистрибутивы, настраивал их под себя, вечно исправлял и допиливал, вгрызаясь в устаревшие мануалы на ломаном английском. Бывало, что по трое суток не спал — красноглазил, как говорят на форумах.

Кстати, форумы основательно подорвали мой характер: общаться там приходилось часто, дабы на других посмотреть и себя показать, а заодно решение очередной проблемы найти. Так ко мне прицепился стиль жирного тролля и я долгие годы не понимал, почему не-IT-шники считают меня агрессивным мудаком, ведь в моей голове всё выглядело допустимо и логично. Критиковать всё вокруг и лезть в бутылку по любому поводу стало так же естественно, как дышать.

С приходом в мою жизнь игрового сервера Minecraft марафонов стало больше: я жил исключительно в онлайне, решал проблемы по 18 часов в сутки, а когда спал — мне снился код и просыпаясь в бреду, я тут же бросался его проверять. Именно таким способом я исправил несколько сложных багов, над которыми долго бился — код из сна компилировался с первого раза и оказывался верным. Зато нервы стали совсем ни к чёрту: в жизни я стремился быть таким же баг-фиксером, как и для игроков.

моя самооценка
моя самооценка

Синдром самозванца расцвёл так, что я уже ни в чём не был уверен — это ещё больше подстёгивало меня непрерывно рефакторить и улучшать свои поделки. Потому что за каждый баг, за каждое недостаточно красивое решение меня чмырили на форумах, как гопники чмырят попавшего в их лапы ботаника. Что же касается сервера, то его непрерывно атаковали самыми разными способами, а игроки то и дело находили лазейки, чтобы получить ресурсы нечестным путём. Мой код должен был быть идеальным, чтобы всё не развалилось к чёртовой матери! А оно могло — всего за один вечер — и потом мы всей командой шмонали каждого игрока на предмет набитых алмазами сундуков. Пять лет прошло с тех пор, как я окончательно закрыл сервер, но до сих пор вздрагиваю от этих воспоминаний.

Про выгорание я узнал, когда вдруг понял, что меня больше ничего не радует. Но я всё равно продолжал неистово писать код, ведь надо было чем-то зарабатывать на хлеб с маслом. Помимо сайтов и сервера я был копирайтером, пока однажды не решил, что фриланс в IT более выгодный. Вёрстку, JavaScript с вязанкой популярных библиотек, Java и Python я уже знал — поэтому сразу бросился в кранч над первыми заказами. Попутно освоил NodeJS, фронтенд на Vue, Docker, CI/CD и ещё много разных технологий.

вот, до чего программирование доводит...
вот, до чего программирование доводит...

Именно фриланс стал самым тяжёлым испытанием, потому что писать код для себя и для заказчика — два совершенно разных занятия и об этом никто не предупреждает. Если раньше у меня была хотя бы сильная мотивация, то для работы на дядю приходилось как следует заставлять себя. Тем более, я был уже законченный перфекционист — там, где можно было срезать часы, сидел до упора, пока не выстрадаю красивое и эффективное решение. Сначала я ненавидел каждый свой день, а потом ненависть сменилась желанием спать и не просыпаться. Так на смену выгоранию пришла депрессия.

Эпилог

Мне пришлось долго восстанавливаться и переосмысливать свою жизнь. Я слишком поздно осознал, что больше люблю психологию, чем IT. Даже копирайтинг и маркетинг я люблю больше, чем IT. Но я всё ещё пишу код и делаю это хорошо. Happy end-а пока не будет. Просто более разумно подхожу к планированию, недавно завёл блог — единственное, что ещё приносит радость от IT-тематики.

Часто думаю о том, как могла сложиться моя жизнь, если бы я выбрал что-то другое. Не то что бы я отрекаюсь от своего опыта — ведь я стал тем, кто я есть — но всё же. Я ведь даже никогда не работал на обычной работе: всю жизнь сам по себе, в свободном путешествии. Мне нравится регулярная смена локаций, нравится жить одному у побережий и каждый день ходить к морю, пока другие стоят в пробках и набитых автобусах, чтобы иметь возможность посещать любимый офис. Но если они так делают, значит в этом что-то есть?

истина где-то рядом...
истина где-то рядом...
2929
63 комментария

🤦
Человек по собственной доброй воли загнал себя - ради удовлетворения изначального интереса, гордыни (показать себя на форумах, ответить тем кто чмырил в сети), прибыли (фриланс выгоднее) и так далее. Добровольно отказался от социальной жизни. А главное - добровольно занимался нелюбимым делом, и продолжает им заниматься.

Мне кажется, тут проблема не связана с IT. Если для познания себя вам надо пройти через личный ад - то вы столкнулись бы с этим в любой сфере деятельности, будь вы врач, таксист или дрессировщик диких лягушек

6

Согласен. Сам себя загнал, практически, насильно.
У меня стаж тоже с 2008 года, путь похожий, да ты всегда изучаешь и чем дальше тем больше нужно знать. Но, я не закрывал себя на ночь с компьютером, не изолировал себя от людей. Поэтому не могу подписаться под всеми выводами автора :)

1

Человек по собственной доброй воли загнал себя - ради удовлетворения изначального интересаНе тешьте себя иллюзиями, человек накатал простыню текста ради того, чтобы Вы зашли на его ТГ-канал...

В крупных компаниях айтишников любят, ценят и берегут. Дают отпуск, не перегружают.
По сравнению с фрилансом нервотрепки намного меньше.
Я сравнивал и то, и другое, надо попробовать оба варианта, чтобы решить для себя.
Да, фирмы бывают разные, но можно найти хорошее место перебором вариантов. Особенно, если не гнаться за высокой ЗП.
Автор, удачи!

5

Фриланс хорош до поры до времени, пока не попался клиент, который вынес тебе мозги за пригорошню центов.

3

благодарю 😊

Нам прививают с детства, что ты не должен сидеть ни минуты. Вырастаем и не умеем отдыхать, доводим себя до критического состояния и пытаемся выбраться, а ведь все так просто..

4