Как айтишник из провинции создал компанию на 400 млн рублей

Реальная история из первых рук: как выживала, развивалась и живет продуктовая IT-компания в Саранске (республика Мордовия) .

Как айтишник из провинции создал компанию на 400 млн рублей

Привет! Я – Александр Бочкин, предприниматель по профессии, разработчик по призванию и генеральный директор IT-компании Инфомаксимум по факту. Сегодня расскажу, как получилось развить стартап в регионе и почему отказался от переездов в столицы.

Как всё началось

Моя жизнь всегда была плотно связана с технологиями и программированием. В 11 лет написал первый рабочий код, получил вышку на инженера и даже стал кандидатом технических наук. Я планировал связать свою жизнь именно с этой областью, но всё изменилось, когда на 2 курсе вместе с другом сделали на заказ простенькую программу защиты данных. После проекта остался купленный на заработанные деньги мобильный телефон (тогда это было круто) и мысль, что хочу создать своё. Так в 2008 году появилась компания Инфомаксимум.

Первым продуктом стала система прозрачного шифрования данных для разграничения доступа к файлам, но финал случился почти сразу: система была сырой, постоянно лагала, компы с ней висли, а чуть позже Microsoft выпустили Windows 2000, где функция разделения доступа была встроенной. Идем дальше.

Следующий период своей деятельности я бы назвал «студенческим». Наша маленькая команда плотно сотрудничала с местным университетом и действовала в рамках студенческого бюро. Нас поддержали и выделили небольшую аудиторию для работы. Тогда главным проектом была система Maxapt QuickEye – такой «шпион», который подтягивал все действия сотрудника за рабочей машиной. Программа была скромной, но начала пользоваться популярностью у малого и среднего бизнеса. Однако и его пришлось закрыть: мы с коллегой решили сконцентрироваться на учебе. Где-то тут я и получил кандидата.

После защиты диссера мы работали на гранты, ездили на различные студенческие слеты, семинары-конференции. Было все – от роботов до аналитических систем. Ролики снимались, проекты делались, но это всё было скорее про науку, чем реальные продажи. Гранты – это бюрократия, бюрократия – это бесконечная отчетность и ограничения.

Параллельно вели работу над интересной аналитической системой для планирования CoffeePlan. Реализовали техническую часть. Выросли крылья, но снова косяк: отсутствие продвижения. Мы свято убеждены, что если продукт отличный, то сарафанное радио будет работать лучше любой рекламы и пиара. Но конкурентов было слишком много, они активно продвигались и много говорили о себе. Про нас же никто не знал, а возможностей тратить бюджеты на продвижение уже не было. Проект пришлось закрыть. Опять.

Бытность стартапа

Система мониторинга загруженности персонала CrocoTime стала нашим последним шансом на успех. Я прекрасно знал, что ребятам из команды делают неплохие офферы в другие места и, и понимал, что либо мы выстреливаем сейчас, либо никогда. Взяв за базу наработки по мониторингу рабочего времени персонала, мы в короткие сроки создали новую систему. Это был 2013 год.

Самый первый вариант CrocoTime определял, сколько времени сотрудники тратят на работу в «продуктивных» и «непродуктивных» сайтах и программах, показывал переработки, позволял сравнивать загрузку людей. Первым клиентом, а заодно и тестировщиком, стала компания «Панавто и Ко». Они были готовы работать с системой, зная про ее несовершенства. Эта продажа дала понять, что мы двигаемся правильно. Полноценный коммерческий продукт мы реализовали за полгода.

– Кажется, это потолок

Система CrocoTime долго была нашим флагманским ИТ-решением. Мы вели много проектов с большими компаниями, каждую неделю ездили в командировки, выступали на крупных мероприятиях. Активное было время. Но пришло понимание – расти больше некуда. В нашей нише масштабироваться было невозможно, только если добавлять шпионский функционал типа записи экрана, запоминания нажатия клавиш, аудиофиксация… Мы этого не хотели, поэтому возник классический вопрос – что делать дальше?

Продолжая выпускать обновления CrocoTime, мы активно искали пути развития. К теме Process Mining пришли не сразу. Делали мобильные приложения, пробовали пилить автоматическое планирование. Тогда же – в 2017 году – отметил, что в Европе набирает обороты интеллектуальный анализ бизнес-процессов. Мы изучили теоретические выкладки, кейсы и стали ненавязчиво поднимать эту тему в общении с клиентами. Часто они упоминали, что реальный бизнес-процесс не соответствует регламентированному. Утрированно: по регламенту обработка заявки выдачи на кредит должна длиться 24 часа. По факту – клиент может ждать 48 часов. Почему именно так происходит? На каком этапе есть нарушения? Что конкретно стоит устранить?

Тема заинтересовала. Я сразу понял, что для бизнеса такие вещи – это большая боль, которую они захотят решить. Завтра или через год, но обязательно захотят. И принял решение, что дальше Инфомаксимум будет развиваться в направлении анализа и оптимизации бизнес-процессов. Новое направление приняли не всё, мое решение было непопулярным, но время показало, что все было правильно.

Мы не торопились. Каждую фичу будущей системы Proceset тестировали совместно с клиентами. Бесконечные переговоры и созвоны, пилоты, доработки-доработки-доработки – мы создавали новое и учились сами. Первый релиз вышел в сентябре 2019 года, тогда же Proceset вошел в реестр российского ПО. Мы стали первыми, кто сделал собственный программный продукт класса Process Mining в России.

Больше, чем просто аналитика

Пандемия, конечно, выбила нас из колеи, но вместе с тем дала толчок к дальнейшему развитию. Компании стали активно переводить сотрудников и для мониторинга их работы выбирали наш CrocoTime. Это дало средства развиваться дальше. Кроме того, пилоты Proceset постепенно переходили в промышленные внедрения, пилоты становились платными – это был новый уровень. Но мы не останавливались и перешли на новый уровень детализации – стали анализировать не только процессы, но и операции. Это удалось за счет обогащения логов данными с наших агентов мониторинга и очень помогало определять самые выгодные для дальнейшей роботизации операции. Такое в мире делаем только мы, без лишней скромности.

В 2022 году всех потрясли самые знаете какие события. Это совпало с тем, что нам стало тесно в рамках позиционирования Proceset только как системы класса Process Mining. Функционала и возможностей было слишком много, чтобы говорить только про процессную аналитику. Мы долго думали и обсуждали дальнейшее развитие продукта и остановились на том, что теперь Proceset – система активной бизнес-аналитики. Почему так? Потому что в системе реализованы возможности сразу нескольких технологий – Process Mining (+ мультипроцессная аналитика), Task Mining, Business Intelligence, Automation, Customer Journey Tracking. Понятно, что это все было сделано и добавлено не сразу, но на текущий момент система предоставляет такие возможности.

НеСтолицы

Мы работаем с крупными клиентами – от банков из ТОП-5 до крупнейших промышленных предприятий. И при этом базируемся в Саранске (Мордовия) – до Москвы 9 часов на поезде, 1,5 часа на самолете или 1 секунда по Zoom.

Были мысли об открытии дополнительного офиса в другом городе, но это осталось на уровне идей. В момент развития технологий вовсе необязательно быть друг с другом на расстоянии вытянутой руки.

Как айтишник из провинции создал компанию на 400 млн рублей

Итог

Меня часто спрашивают – тяжело ли вести бизнес в регионе, не жалею ли я, был ли готов когда-то сорваться. Везде ответ «нет». Я понимал, на что иду и принял все правила. Свои сложности есть, например, связанные с дефицитом кадров, но назовите мне хоть один бизнес, где все развивалось изначально гладко. Нет таких, ошибаться – это нормально.

Спасибо, что дочитали! Поделитесь в комментариях, о каких аспектах, процессах или других деталях работы в компании вы хотели бы узнать? С удовольствием отвечу здесь или в следующих материалах.

А о том, как сейчас развивается наш флагманский продукт – система активной бизнес-аналитики Proceset – можно прочитать в ТГ-канале.

9393
160 комментариев

Чел помогает строить цифровой концлагерь по факту

12
Ответить

Мне кажется это просто инструмент оценки эффективности затрат, в том числе на персонал, для собственника. Ну и плюс полезная информация по карте рабочих процессов. Причём здесь концлагерь? Не очень понимаю. Есть обязательства по трудовому договору - это способ оценивать их выполнение

3
Ответить

В концлагерь - загоняют принудительно, без желания. А контроль за сотрудниками и работой - нормальное дело. Где-то нужен, где-то не нужен, это уже руководству решать. Никто же не держит. Такой добровольный "концлагерь" получается, куда все сами с утра бегут, и боятся, что их оттуда выгонят.

2
Ответить

Да, захотелось ему по чайнику надвать. Все создатели таких сервисов по контролю должны гореть в аду!

2
Ответить

Я б помог ему

1
Ответить

А разработчики ИИ по факту работают против человечества.

1
Ответить

Мотивирующая история, которая вдохновляет не останавливаться. Хотелось бы почитать про структуру найма ваших сотрудников - как сочетаете проектников, постоянный штат, и т.д.

4
Ответить