Не ругайся с клиентом или почему клиент не всегда прав

Первые попытки работы с заказчиками у меня были в 13-14 лет. Естественно, я тогда был совсем не сформированным, не понимал как надо вести переговоры по рабочим задачам и в общении был очень вспыльчив, злился от каждой правки или критики.

Был случай, когда заказчик пообещал скинуть ТЗ в течение 30 минут, пропал на час и я снёс переписку у нас обоих 😂

Мне повезло, он оказался адекватнее меня и создал новый диалог. Как итог, мы работаем с ним уже 5 лет, а за этот случай мне до сих пор стыдно

Держи себя в руках, если тебе отправляют правки, которые ухудшают проект, потому что клиент может просто не разбираться в этой теме, поэтому он и ищет профа. Вежливо объясни, как будет лучше и расскажи почему. Если не получается защитить проект, то сделай как хочет заказчик, потому что это он босс и платит деньги. Можешь отдельным макетом показать свой вариант, тогда будет больше шансов что выберут его.

Каждый раз, когда ты грубишь заказчику и говоришь что он хочет фигню, ты уничтожаешь возможность продолжения сотрудничества и того, что он порекомендует тебя кому-то ещё. А люди, которые приходят к тебе по рекомендации, приходят конкретно к тебе, а не открывают ещё 30 ссылок таких же, поэтому такие лиды самые ценные

Крайние несколько лет я сам часто ищу исполнителей на задачи и когда вижу, что исполнитель не проявляет ко мне заботу, как к заказчику, и может себе позволить какое-то неуважительное отношение, в таком вайбе я просто не буду работать и найду другого

Проявляй заботу, предлагай свои варианты для улучшения проекта, не заваливай дедлайны, будь на связи и тогда для клиента ты будешь хорошим исполнителем, к которому он вернётся сам или порекомендует кому-нибудь

Мой блог о работе на фрилансе: Телеграм

55
2 комментария

Хорошая статья, я со многим согласен.

Есть только один важный момент, на который бы я хотел обратить внимание.
«он босс и платит деньги» - мне кажется это контрпродуктивная установка.

Когда мы приходим в автосалон покупать машину, то ни для кого боссом не являемся. В дизайне тоже самое. Вы мне деньги, я вам продукт. Равноправное партнерство.

В целом советы правильные, когда заказчик хочет фигню, объяснить ему свое мнение и доделать проект.
С другой стороны, никакой обязанности делать то что он хочет у нас нет. Даже ради продолжения отношений. Потому что если он хочет фигню сегодня, то и в следующем проекте может захотеть тоже самое. Тем самым он игнорирует наше экспертное видение, превращая отношения в - он босс, а мы руки. А делать постоянно фигню, еще и по чей-то указке, так себе перспектива.

В любом случае, отличная статья и советы!

1

Спасибо!

Про «он босс и платит деньги». Здесь, скорее, смысл в том, что финальное решение все равно стоит за заказчиком, как бы мы не защищали проект.

Согласен, что защищать проект или нет - выбор конкретного исполнителя. Всегда есть вариант просто расслабиться и бездумно выполнять то что скажут, но если исполнитель активно участвует в обсуждении проекта, может объяснить и защитить свои решения, то в глазах заказчика такой исполнитель становится намного профессиональнее. У меня на проектах, когда я рассказывал почему лучше сделать не так, как хотят заказчики, мне часто говорили прямо, что они это ценят

1