Открываем прибыльный ресторан: что такое коммуникативный маркетинг и как удерживать клиентов

По данным системы «Контур.Фокус», к середине 2023 года российский рынок общепита насчитывал 187 тысяч заведений.

При этом он крайне динамичен: в одном только 2022 году открылось 36 855 кафе и ресторанов, а 32 122 было ликвидировано.

В среднем открывается 100 новых заведений в день, но многие из них закрываются, не проработав и года. Одна из главных причин этого явления – недостаточная загрузка кафе или ресторана из-за слабого маркетинга.

О том, как избежать этой ошибки, рассказал кофаундер компаний BondaBiz и Get IT Александр Буравцов.

Александр Буравцов
Сооснователь BondaBiz, компании-лидера в области систематизации и масштабировании бизнеса
Открываем прибыльный ресторан: что такое коммуникативный маркетинг и как удерживать клиентов

Маркетинг перед открытием ресторана

Открыть прибыльное кафе, бар или ресторан намного сложнее, чем прибыльный магазин продуктов или канцелярских товаров.

Даже с идеальным ремонтом, потрясающей кухней, опытным шеф-поваром и командой можно остаться без гостей, не справившись с задачей привлечь или удержать их.

Чтобы избежать такой судьбы, нужно уделять внимание маркетингу задолго до того, как вы решили осуществить свою детскую мечту и открыли кафе вьетнамской кухни в спальном районе Нижнего Тагила.

Предподготовка — этап, без которого открываться нет смысла, это будет пустой тратой денег.

Необходимо заранее определить целевую аудиторию и провести конкурентный анализ — какая ценовая политика у ваших конкурентов и как они привлекают клиентов.

Можно проанализировать наиболее успешного из конкурентов — какие у него цены, меню, программы лояльности, маркетинговые акции, пиар и как они работают.

Следующий важнейший этап — разработка бренд-платформы.

⭐ Во-первых, это фирменный стиль — шрифты, логотип, цветовая гамма — благодаря которым в дальнейшем клиенты будут узнавать заведение, даже если рынок потребует каких-то изменений.

⭐ Во-вторых, это особые «фишки» для гостей — особенности меню, именитый шеф-повар, яркая атмосфера — которые, если продуманы заранее, становятся вашими конкурентными преимуществами уже на этапе открытия.

⭐ В-третьих, это разработка Tone of voice — стиля, в котором вы планируете общаться с гостями и который отражает ваши цели и ценности.

Открываем прибыльный ресторан: что такое коммуникативный маркетинг и как удерживать клиентов

Маркетинг после открытия

Итак, вы проанализировали рестораны всех конкурентов в радиусе 2 километров, разработали свой бренд и готовы открываться — даже назначили дату и пригласили репортеров из престижных СМИ и авторов профильных telegram-каналов.

Что делать теперь?

Открываем прибыльный ресторан: что такое коммуникативный маркетинг и как удерживать клиентов

Программа лояльности и база гостей

Главный залог прибыли ресторанов — гости, которые возвращаются.

Вам нужна актуальная оцифрованная база гостей, которая формируется с помощью программ лояльности. Для этого вы подключаете электронный кошелек и оцифровываете каждого гостя всеми доступными способами.

Например, размещаете QR-код на скачивание карты лояльности в подвал чека и ставите официантам 100 рублей доплаты за каждую скачанную карту.

Звонки, онлайн-заказы, бронирование столиков — обязательно используйте карту. Размещайте QR-коды на регистрацию в программе лояльности везде: на тейбл-тентах, в меню, на брендированной упаковке для доставки через агрегаторов или собственными курьерами.

Так у вас сформируется лояльная аудитория, которая регулярно получает от вас рассылки с новыми предложениями или акциями и возвращается в ваше заведение без дополнительных маркетинговых затрат.

Например, одна из наиболее продвинутых и удобных программ для карт лояльности — Get Wallet

Это не просто бонусная программа, а полноценная система, интегрированная с CRM iiko. С ее помощью можно анализировать предпочтения и покупки гостей, удерживать и возвращать посетителей, увеличивать чеки и оцифровывать лояльную клиентскую базу заведения.

⭐⭐⭐
Get Wallet позволяет
для любого заведения
оцифровать 1000 клиентов
за первый месяц

Открываем прибыльный ресторан: что такое коммуникативный маркетинг и как удерживать клиентов

Работа с отзывами

Крайне важно работать с отзывами.

Когда человек видит новое заведение или выбирает, куда пойти вечером с друзьями или на бизнес-ланч — в первую очередь он открывает интернет и смотрит отзывы с меню.

Если отзывов нет или они неудовлетворительные, то он выберет другое место.

Поэтому нужно заниматься отзывами с самого открытия и мотивировать гостей оставлять честный фидбэк после посещения — например, предлагать десерт в подарок либо скидку на будущий визит.

Хорошо работают сервисы, которые автоматически запрашивают обратную связь у владельцев карт лояльности. Также важно, чтобы отзывы отображались на картах Google, 2GIS и Яндекс — вместе с вашим описанием и качественным контентом из красивых фото интерьера и меню.

Благодаря этому вы будете выглядеть интереснее конкурентов и привлекать новых гостей.

Открываем прибыльный ресторан: что такое коммуникативный маркетинг и как удерживать клиентов

Работа с целевой аудиторией

Первым делом нужно обойти весь район и окрестности — увидеть своими глазами, какие люди там живут, чтобы давать подходящую для них рекламу.

Может быть, это спальный район, где гуляет много молодых мам с колясками. Или, может, поблизости есть офисные центры, сотрудники которых хотят вкусно завтракать и обедать. В другом районе может не хватать мест для душевных посиделок в пятницу или оперативной доставки на дом.

Оценив все эти факторы, можно приступать к внутреннему оформлению заведения и разработке акций и рекламной кампании.

Для офисных сотрудников есть смысл размещать рекламу в самом бизнес-центре и предлагать бонусную или реферальную систему — например, седьмой ланч бесплатно.

Реклама в ЖК привлечет тех, кто не любит готовить, а с обещанием десерта в подарок за n-ный заказ — тем более. Для клиентов, кто ищет место для пятничного отдыха, подойдет реклама на профильных сервисах и акция вроде «два коктейля по цене одного».

Семьям с детьми будут интересны мастер-классы по выходным. Так даже в одном спальном районе можно найти самые разные категории клиентов, и чем больше вы привлечете, тем лучше.

Социальные сети

Хороший вариант — рекламная интеграция у известных блогеров, которые даже из негатива умеют сделать нечто привлекательное.

Например, пост в духе «я слышал, что тут круто кормят, но никак не могу попробовать — здесь всегда очередь из желающих».

Чтобы усилить бренд, можно также вести свои блоги от лица шеф-повара или владельца, рассказывать о меню, бизнесе, своих ценностях и гостях.

Открываем прибыльный ресторан: что такое коммуникативный маркетинг и как удерживать клиентов

Сам себе маркетолог

Сопровождение маркетингового агентства в формате «под ключ» обойдется в среднем в 400 тысяч рублей в месяц, зарплата толкового специалиста в штате компании — не менее 100 тысяч рублей.

При этом сами по себе рекламные активности стоят не так дорого.

Напечатать меню, тейбл-тенты, рекламные материалы можно за несколько тысяч рублей, софт для программы лояльности по подписке стоит столько же.

Поэтому, если бизнесмен самостоятельно разбирается во всех тонкостях, можно добиться эффективности на порядок больше, при этом потратив на маркетинг в несколько раз меньше, чем стоит простой таргет в соцсетях.

И если сделать все грамотно, то ваше заведение имеет все шансы не только прожить существенно дольше других, но и стать любимым местом жителей района.

Подписывайтесь на наш ✈ Telegram-канал и наш ❤ Youtube

11
3 комментария

Отлично, давайте попробуем!

11
Ответить

Открывает пиццериу, а не ресторан.

5
Ответить