«Одноклассники« сделали свой маркетплейс. Полетит?

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, о социальных сетях и маркетплейсах.

То, что социальные сети — это не только место для общения, но и еще площадка для ведения бизнеса ни для кого не секрет. Одноклассники пошли дальше — сделали маркетплейс для заказчиков и исполнителей внутри своей социальной сети. Давайте попробуем разобраться какие перспективы у этого проекта.

Сначала предприниматели развивали свои проекты с помощью “сарафанного радио”: лайки, просьбы репостить. На спрос появилась таргетированная реклама. Затем появилась витрина и платёжные системы, чтобы не уводить трафик с соцсети на сайт, а продавать в рамках одного контура.

Два больных места любого маркетплейса — это трафик и доверие к мастерам. Нужны большие ресурсы, чтобы сделать сервис популярным с нуля, чтобы на нем было достаточно заказов и мастеров. Отзывы, рекомендации, в свою очередь, являются единственным гарантом качества услуг мастеров в маркетплейсе. Без них люди не станут обращаться к исполнителям.

В социальной сети уже есть люди, эти люди уже общаются между собой. Можно перейти на профиль человека в социальной сети и убедиться, что это не фейк. Не первый пишу про это начинание Одноклассников и видел много скепсиса в комментариях про «соцсеть для кому за 40» и т.д. Тем не менее, если не учитывать вопросы компьютерной грамотности, то «за 40» — это неплохая аудитория, и у них уж явно больше денег, чем у «с 14 до 25» и явно больше аудитории, чем у G+. Круче, мне кажется, получилось поработать в РФ только у Fb, сделавшего имидж деловой соцсети для бизнесменов вовремя заняв нишу забаненого LinkedIn, который так и не стал в РФ массовым.

Как всё работает?

Выглядит раздел “Мастера” похожим на другие сервисы поиска исполнителей. Список категорий содержит услуги массового спроса. Web/mobile разработку там не найти.

Список категорий​
Список категорий​

Пользователь выбирает категорию, смотрит список мастеров в ней, знакомится с их резюме и отзывами об их работе. На данный момент реализован только фильтр по геопозиции. Сам список выводится в зависимости от рейтинга: сначала самые лучшие. Получается простенькая MVP на несколько страничек чисто протестировать насколько такой раздел будет пользоваться спросом. Напоминает первую версию Яндекс.Услуг.

В разделе не реализована возможность создания задания заказчиком. Привычной механики откликов исполнителей и выбора среди них нет. Поэтому не понятно, как в таком случае получают заказы новые мастера с низким рейтингом, вряд ли кто-то прокручивает весь список или хочет заказать у аутсайдера.

Чтобы создать профиль, нужно заполнить одну небольшую анкету. Дальше она проходит модерацию. Одноклассники проверяют резюме, имя и фото. Спасет ли это от неквалифицированных исполнителей и мошенников — неизвестно, но для теста спроса на сам раздел это и не важно, просто нужно зафиксировать себе, что если решить вопрос с прозрачностью проверки, то конверсия увеличится.

Анкета мастера​
Анкета мастера​

В 2018 году Одноклассники уже запускали сервис поиска исполнителей “Пчела” в виде мобильного приложения. По словам самих же создателей, это был эксперементальный проект.

Уже тогда одной из идеей было запускать сервис внутри социальной сети. Почему не стали развивать Пчелу неизвестно. Предполагаю, что вопрос исключительно в маркетинговой эффективности - раскрутить новый проект в разы затратнее, чем интегрировать его в рамках ОК, где трафик уже есть. Собственно, раздел внутри соцсети и сделан на базе наработок Пчелы.

Закрывают маркетплейсы и открывают вновь не одни “Одноклассники”.

В 2014 Яндекс создал Яндекс.Мастер, но проект закрыли, так как он не пользовался спросом, у населения на тот момент еще не было привычки искать электриков в интернете. Запустили аналогичный проект, Яндекс.Услуги, уже в 2018. Какие успехи этого проекта на конец 2019 мне найти не удалось.

Учитывая, что основная аудитория Одноклассников - это люди старшего возраста, то встает вопрос будут ли они пользоваться услугами вызова сантехника по интернету или звонок в УК более привычен. Во многих статьях я пишу о том, что если собираетесь запускать маркетплейс, то стоит определиться с узкой нишей как минимум для старта. ОК пытается сегментировать ЦА не по типам услуг или географии, а по возрасту. Посмотрим что из этого выйдет и получится ли выйти на уровень YouDo.

Маркетплейс - это дело трудозатратное и рискованное. Но, с большей вероятностью на успех, можно стартовать с проектом, если есть площадка с трафиком, куда можно интегрировать маркетплейс и откуда можно забрать первых пользователей. При этом, речь не только о соцсети. Под призмой маркетплейса ОК - это всего лишь площадка с трафиком. Такой площадкой может быть новостной портал, каталог организаций, крупный магазин, да и просто тёплая клиентская база в экселе, если есть понимание, как побудить большинство клиентов зарегистрироваться в проекте.

1212
31 комментарий

Кстати, процедура удаления аккаунта в Одноклассниках может оказаться неочевидной:
1. Авторизуйтесь в аккаунте.
2. Откройте страничку регламента – https://ok.ru/regulations и прокрутите её вниз.
3. Кликните на "отказаться от услуг".
4. Выберите подходящую причину.
5. Введите пароль.
6. Радуйтесь.

8
Ответить

В процедуре регистрации в Одноклассниках шагов меньше:

1. Состариться.

7
Ответить

Аудитория в целом в одноклассниках не особо дружит с интернетом

4
Ответить

Скорее всего отхватят какую-то небольшую нишу, и всё на этом. Дальше с годами аудитория, которая будет стареть, все также останется на вк или инсте, и там будет смотреть подобное, а дальше будут развиваться другие маркетплэйс ресурсы. 

2
Ответить

А аудитория "Одноклассников" сокращаться в силу естественных причин?

Ответить

Врядли. Уже слишком сильно у людей сложены привычки. Они знают, где купить колбасу, а где заказать электрика, а где общаться с друзьями

Ответить

Не в защиту ОК, но 5 лет назад я покупал колбасу, вызывал электрика и общался с друзьями в других местах. Привычки меняются

5
Ответить