Сколько могут зарабатывать начинающие дизайнеры? Исследование Skillbox и Dprofile

Образовательная платформа Skillbox и инфраструктурная площадка для дизайнеров и заказчиков Dprofile провели исследование о трудоустройстве и карьере дизайнеров. Компании опросили работодателей, а также специалистов уровня junior и middle и узнали мнение двух сторон о зарплатах, об ожиданиях, о форматах работы и факторах, которые способствуют карьерному росту дизайнеров.

Сколько могут зарабатывать начинающие дизайнеры? Исследование Skillbox и Dprofile

Об исследовании

Компании опросили специалистов джуниор- и мидл-грейдов (более 45 тысяч), а также работодателей (24) из Сбера, Яндекса, Авито, ИВИ, билайн, Depot, Детского мира, РБК, Азбуки вкуса, ENDY, LINII, SmartHeart и других компаний. Зеркальные анкеты позволили выявить отношение двух сторон к оптимальным для старта карьеры доходам, форматам работы, факторам профессионального роста.

Цель: определение состояния рынка труда в дизайне накануне 2024 года по следующим категориям: представления работодателей и соискателей о скиллсете и уровне дохода специалистов разных грейдов, преимуществах на этапе поиске работы, точках опоры для развития карьеры.

Задачи:

  • Буст обмена опытом между участниками рынка.
  • Анализ различий и сходств в ожиданиях соискателей и работодателей.
  • Поиск инсайтов для развития карьеры джуниор- и мидл-дизайнеров.

На что смотрят работодатели при трудоустройстве дизайнеров

Залог успешного трудоустройства дизайнера уровня junior и middle в 2024 году — это проработанное и качественно оформленное портфолио. Этот фактор занял первое место среди ответов респондентов. В этом мнении сошлись как работодатели, так и начинающие специалисты. Причем с ростом грейда растет и степень важности портфолио. Так, в первую очередь на портфолио в найме junior-дизайнеров смотрит каждый четвертый работодатель (26%), а в случае найма middle-дизайнеров — каждый третий (37%).

Второе место по популярности у работодателей, помимо портфолио, заняли навыки. По мнению трети работодателей (35%), junior-соискателям необходимо демонстрировать soft skills: коммуникативные навыки, умение работать в команде, организованность. Каждый пятый работодатель (20%) ожидает от джунов hard skills. От middle-дизайнеров в процессе найма каждый четвертый работодатель (25%) в первую очередь ждет hard skills: навыки работы с профессиональным инструментарием. И только каждый десятый (11%) в первую очередь оценивает soft skills.

Юрий Сиденко, дизайн-директор GeekBrains

«Важно желание учиться новому, браться за любые задачи. Пусть мы все и идем за деньгами, но только имея желание развиваться в индустрии, со временем получится удовлетворить свои финансовые аппетиты. Включенный настрой позволит джуну получить больше знаний и навыков от арт-дира и старших коллег».

Анастасия Третьякова, исполнительный креативный директор брендингового агентства Depot

«Первое — владение разноплановыми инструментами и программами (3D, motion, web), это часто сильная сторона джунов. Опытные дизайнеры во многом мыслят как недиджитальное поколение, а джун может дать новый вектор развития. Второе — разноплановые интересы в профессии и наличие небольшого опыта в разных задачах. Джун сам будет выбирать, в какой сфере развиваться в агентстве, а агентство сможет более мобильно закрывать с его помощью различные потребности. Третье — заинтересованность в работе, а не в плюшках, грейдах и прочих бенефитах агентства».

Константин Лобанов, бренд-директор Wemakefab и Dprofile

«Прежде всего, при найме обращаем внимание на то, как дизайнер относится к бизнес-задачам компании и организует свое рабочее время. Мы ожидаем, что дизайнер будет самостоятельной рабочей единицей. А если дизайнер не готов брать ответственность даже за самого себя — это плохой сотрудник. Также важен упор на бизнес-задачи, а не на творчество и вдохновение. Мы решаем проблемы пользователей и заказчиков — в таких задачах нужны не творческие изыскания, а аналитическое и бизнес-мышление, а также фокус на прикладных вещах».

Вадим Вовк, старший дизайнер в Яндексе

«Первый верхнеуровневый фильтр — это всегда визуальная составляющая. Я смотрю на работу с композицией, типографику, цвета. И вот на этом этапе визуального отсеивания фильтруются неподходящие кандидатуры. Дальше, я углубляюсь и смотрю, насколько кейс полон в плане решения задач. Например, банальный редизайн не является уровнем мидла. Если мы говорим о дизайнерах middle и выше, то здесь специалист решал какую-то конкретную задачу, что-то улучшил, что-то поресерчил и так далее. Дальше, если я увидел, что кейс верхнеуровнево привлекательный, проработан продуктово, то это уже повод пообщаться непосредственно с человеком, посмотреть его опыт и так далее».

Какое оно — идеальное портфолио?

Оптимальное количество работ в портфолио с точки зрения большинства работодателей (60%) — 1–3 лучших кейса. Тем не менее каждый пятый работодатель (22%) рекомендует дизайнерам добавлять 5–9 работ, чтобы демонстрировать свои навыки на разных примерах. Работодатели (70%) рекомендуют дизайнерам обновлять портфолио раз в полгода-год, добавляя в него самые знаковые работы. Здесь мнение дизайнеров разошлось: большая часть начинающих специалистов (63%) считает, что обновлять портфолио нужно каждый месяц — так они надеются продемонстрировать потенциальным работодателям свою продуктивность.

Нина Мокерова, сооснователь дизайн-EdTravel-проекта «Воробушки»

«Для начинающего дизайнера наличие портфолио — уже кайф! А если оно еще чистое и аккуратное, отражает разнообразие даже в 2–3 проектах, с классной подачей и описанием — прекрасно! Но важны и детали. Даже если проект был очень проходным и шаблонным, но дизайнер сумел найти фишечку и что-то выделить, это подкупает».

Павел Ярец, автор и ведущий подкастов «Дизайн прост» и «Дизайн сложн»

«Признаем, 90% работы джуна в студиях и агентствах, осуществляющих дизайн-поддержку, — ресайзы баннеров. Это когда ты берешь один вижуал и делаешь 150 его вариаций: для разных носителей и разрешений, вертикальные и горизонтальные, квадратные и прямоугольные. Проклятье такой работы в том, что ее очень сложно упаковать в красивый кейс — 150 баннеров на Behance не выложить.

Задача сложная, но не невозможная. Что могу посоветовать? Сделайте для кейса обложку, сверстайте цели и задачи, покажите принципы ограничения сетки, правила, по которым баннеры переверстываются. А если вы каким-либо образом оптимизировали процесс работы, например с помощью универсального компонента, в который заряжается картинка, элементы фона и текстовые блоки с их размерностями, то вообще прекрасно! Работа сделана с головой, это тянет на сторителл и рассказ. Сами баннеры можно постить c примитивным моушеном или показать на мокапе. Такой подход поможет обратить внимание работодателей и заказчиков на вашу кандидатуру».

Ринат Сейфутдинов, арт-директор коммуникаций «Иви»

«В первую очередь, структура кейса в портфолио должна быть понятна как дизайнеру, так и человеку, не вовлеченному в проект. Дизайнер должен быть способен не только предоставить изображения, но и продемонстрировать процесс работы, объяснить, как он пришел к результату. А кроме того, не стесняться обсуждать возникшие трудности и пути их решения.

В кейсе хочется видеть, что дизайнер не ограничивается использованием первых доступных мокапов для демонстрации проектов, а скорее прилагает усилия, чтобы сделать мокап более индивидуальным. Обращает внимание на мелкие детали, такие как блоки с текстом, в которых содержится «рыбный» текст. Я советую дизайнерам избегать некорректных переносов текста и оставления дробных чисел в текстовых элементах.

Внимание к мелочам крайне важно, поскольку старшие дизайнеры в компании всегда будут пристально следить за деталями».

Где работать дизайнерам разных грейдов

Как начинающие дизайнеры, так и работодатели — обе стороны сошлись в том, что junior-специалистам больше всего подходит работа в штате агентств. Это помогает постепенно растить навыки, учиться работать в команде и пробовать разные инструменты.

Мнение работодателей
Мнение работодателей

Если говорить о middle-дизайнерах, большинство начинающих специалистов (52%) видят в них универсалов, которые могут работать в штате компаний, агентствах и на фрилансе, тогда как почти каждый второй работодатель (50%) считает, что middle-дизайнерам лучше всего подходит работа в компаниях — такой формат позволяет детально погружаться в бизнес-процессы.

Мнение работодателей
Мнение работодателей

Многие начинающие дизайнеры (43%) и работодатели (43%) оказались единодушны в оптимальном уровне ежемесячного дохода для junior-специалистов: 31–50 тысяч рублей. Однако каждый третий работодатель готов предложить джуниорам оклад 51–90 тысяч рублей и выше.

Павел Ярец, ведущий подкаста «Дизайн прост», спикер профессии «Графический дизайнер» в Skillbox:

«Зарплатные ожидания джуна должны быть соизмеримы со среднеценовым оказанием этих услуг на фрилансе. На собеседовании в компанию можно сказать: „Смотрите, сейчас я делаю такую работу и беру за это вот столько. Я хочу делать такие-то проекты в будущем и освоить такие-то навыки. Как только я буду выполнять ее хорошо, я хочу иметь возможность повышения зарплаты. Моя задача через столько лет, месяцев, недель — нужное подчеркнуть — выйти на такой-то уровень дохода“».

Анастасия Третьякова, исполнительный креативный директор брендингового агентства Depot

«На мой взгляд, заявить нужно ту цифру, ниже которой будет проблемно обеспечить себе нормальную жизнь. Представления о ней разные у разных людей: кто-то живет с родителями и тратится на тусовки и обучение, а кто-то — снимает жилье и кормит детей. Если цифра занижена, человек всё равно не сможет работать долго. При этом завышать ее нет смысла тоже, потому что джун требует инвестиций в свое развитие. Его невысокая стоимость часто служит аргументом (не единственным, но важным) выбрать его, а не опытного дизайнера».

Также дизайнеры (50%) и работодатели (48%) совпали в оценке оптимального дохода middle-дизайнеров, который составил 91–150 тысяч рублей.

Роман Стецьков, ex дизайн-директор Skillbox

«Зарплата — это всегда компромисс между работодателем и соискателем. Если вы не являетесь каким-то особым и редким специалистом, то завышать зарплатные ожидания не стоит: у работодателя, как и у вас, всегда есть из чего выбрать на рынке».

Вадим Вовк, старший дизайнер «Яндекса»

«В переговорах важно держать в голове две цифры. Первая — это минимально комфортная для себя планка, за которую ты готов в данную компанию пойти. Вторая — максимально комфортная. При этом работодателю стоит озвучивать максимально комфортную — это оставит пространство для торгов.

Работодатель — не дурак, он понимает, что на такую-то ставку человек должен выполнять то и то. На моем опыте было несколько случаев, когда дизайнер продавал себя выше рынка и в итоге недолго задерживался в компании — от него ожидали большего, чем он мог.

Как же выстраивать переговоры? Нужно понимать свою стоимость. Если ты находишься в среде, общаешься с дизайнерами, с комьюнити, ты знаешь рынок, вилки для разных грейдов. Ты берешь вилку своего грейда и оцениваешь, на какую сумму сейчас можешь претендовать. Конечно, тут очень много субъективизма, начиная с того, насколько в целом верно ты свой грейд оценил. Если не знаешь рынок, то банально идешь на hh.ru, фильтруешь по своей вакансии, берешь десяток компаний, где ты хотел бы работать, и определяешь рыночную стоимость».

Когда стоит начинать работу над личным брендом

Для построения успешной карьеры работодатели советуют начинающим дизайнерам развивать свой личный бренд уже на старте. Топ-5 рекомендаций включает следующие: посещение профильных мероприятий, общение с дизайнерским комьюнити онлайн, публикация работ на сайтах с портфолио, участие в конкурсах и публикация работ в соцсетях.

Рекомендации работодателей
Рекомендации работодателей

Константин Лобанов, бренд-директор Wemakefab и Dprofile

«Личный бренд стоит развивать сразу, в начале карьеры. Сделать это необходимо, чтобы получать обратную связь и быстрее развиваться. Личный бренд и коммуникация с коллегами — лучший способ, чтоб быть в контексте происходящего на рынке. Начать можно с бесплатных и простых инструментов. Например, завести свой блог в телеграме и посетить бесплатные мероприятия для дизайнеров».

Роман Стецьков, ex дизайн-директор Skillbox

«Личным брендом можно попробовать заняться, когда есть накопленный опыт, которым хочется поделиться. Можно больше писать о своих работах в соцсетях, делиться советами для начинающих дизайнеров, завести дизайнерский Instagram, начать запаковывать лучшие кейсы на Behance, сделать личный сайт-портфолио. А также не бояться публично выступать на мероприятиях внутри компании и на других ивентах».

В то же время большинство начинающих дизайнеров (54%) не выстраивают личный бренд. Они объясняют это отсутствием времени, непониманием того, что такое личный бренд, неуверенностью в качестве своих работ и стеснением.

Ирина Черкашина, графический дизайнер esprezo, победительница Red Dot Design Award 2021 и выпускница Skillbox

«Надо сказать, что своим собственным брендом заниматься в разы сложнее, чем разрабатывать дизайн для других компаний. Сложность всегда одна — недостаток времени из-за большого количества работы».

Татьяна Каргина, веб-дизайнер в АНО «Национальные приоритеты» и выпускница Skillbox

«Я совершенно не умею быть PR-менеджером себя. Нет навыков правильной подачи своих услуг для аудитории, есть внутренние барьеры. Например, социальные сети для меня — про трансляцию жизненных событий. Профессиональный контент не будет интересен моим подписчикам, так как малая часть из них дизайнеры.

Кроме того, в моем понимании выстраивать личный бренд необходимо в том случае, когда ты планируешь заниматься фрилансом как основной деятельностью, нарабатывать собственную клиентскую базу и, возможно, в дальнейшем, создать свою дизайн-студию или агентство. На данном этапе я беру проекты от своих заказчиков иногда, но как дополнительный доход, не основной».

На что делать упор на старте карьеры — советы работодателей

Максим Федоров, сооснователь ENDY

«Мои советы начинающим: делать фейк-проекты, не фокусироваться на чем-то одном (развивать навыки письма так же важно, как и дизайна), работать в разных стилях. Думать не точечно одной задачей, а объемно и цельно — задачей всего проекта или даже целью клиента».

Антон Климов, руководитель направления «Дизайн» в Skillbox

«Испытывать трудности на старте — совершенно естественно. Учеба и работа — разные вещи как по задачам, так и по уровню ответственности за свой вклад и перед коллегами. Мы, в свою очередь, стараемся эти трудности для наших студентов смягчить.

Во-первых, создаем программы, которые имитируют рабочие задачи и условия. По этой системе построен курс «Веб-дизайн 3.0». Вся программа курса состоит из брифов от конкретных заказчиков: от создания лендинга до полноценного дизайна для приложений. Во-вторых, внедряем в обучение приближенные к реальности тренажеры, для дизайнеров — по работе с Figma. Они помогают студентам преодолеть страх чистого листа, тренировать насмотренность и харды в безопасной и направляющей среде. Самый сильный страх новичков может быть связан с перспективами трудоустройства. Но и здесь мы оказываем поддержку — силами Центра карьеры: консультируем, помогаем определить сильные стороны, сопровождаем в поиске вакансий».

Вера Дорофеева, графический дизайнер Cofix

«Я бы рекомендовала тренировать насмотренность, следить за трендами, посещать выставки и лекции. Сейчас на рынке ценятся многопрофильные специалисты: стоит развиваться не только в своей области, но и в смежных направлениях. Например, для графического дизайнера точно не будут лишними знания основ UX/UI и 3D. Не нужно забывать про soft skills – важны не только профессиональные навыки, но и такие качества, как активность, умение работать в команде, стрессоустойчивость и многие другие вещи, без которых сложно представить успешное построение карьеры».

Ольга Чиж, проджект-менеджер дизайн-департамента Skillbox

«Начинающим советую как можно скорее узнать кухню индустрии изнутри. Лучшее решение для специалистов без опыта — стажировки, где свои теоретические знания дизайнер может опробовать в бою.

Для наших студентов веб-дизайнеров около года назад мы запустили программу практики в департаменте дизайна Skillbox. На поток длительностью один месяц через конкурсный отбор попадают около 5-6 студентов. Цель практики — закрепление знаний Figma. Дизайнеры верстают сопроводительные материалы, письма и баннеры, визуалы для лендингов, полиграфию, работают с 3D-библиотекой. Практиканты учатся брать ответственность, работать в режиме дедлайнов, получают фидбек от старших дизайнеров и арт-директоров.

Помимо того, что такой опыт растит хард и софт-скиллы, помогает определить интересные направления развития, он еще и может заканчиваться трудоустройством. Так, двое проявивших себя студенток по итогам практики попали к нам в штат».

Виталий Быков, генеральный директор, соучредитель креативного агентства REDKEDS

«Мой совет любому творческому специалисту — тренировать насмотренность, про которую все говорят. Но есть еще такое важное для меня слово — «осведомленность». Есть очень много вещей, которые говорят на рынке друг другу люди. Это вещи, которые могут сказать только при личной встрече. И вот эта осведомленность — она дает возможность развиваться и знать, что тебе делать. То есть, например, приходя на G8, дизайнер может узнать, кто какие заказы размещает, у кого какие проекты, кто уволился, кто нанялся, узнать какие-то инсайты. И вот, наверное, осведомленность — это главное слово, которое я бы выделил для развития начинающих дизайнеров».

С полным отчетом исследования можно ознакомиться в дайджесте: https://disk.yandex.ru/d/V-h8w1dWjcIsFg

А поделиться обратной связью — в комментариях 😉

1919
12 комментариев

Если диз - не условный "сальвадо дали" с особым типом мышления, то самый лучший вариант - уйти в тех. дизайн. Да, порог входа высокий, но там все будет строго, математически и без ипания мозгов))) Платят начинающему тех. дизу в разы больше чем среднему мидлу, а денег будет оставаться норм, чтобы заниматься еще чем-то, например, двигать свой проект и собирать аудиторию с нуля. Технарю не будут ипать мозг какими-то абстрактно-субъективными требованиями «креативности» и набора глупых манипуляций. Вам не смогут доказать, что креативно, а что нет. Это как про цвет: «а мне желтенький не нравится, поэтому здесь поставим синий…».

По итогу, нач. диза ждет нервная, тупая, низкооплачиваемая и бесполезная работа в "типа" смм и маркетинговых агентствах, где он будет заниматься всем подряд (привет многозадачность) и делать проходные проекты, которые нахер никому не нужны и о них все забудут на след. день))). Видели человека-оркестра? )) вот это хорошая аналогия, что должен будет делать нач. диз.

2
Ответить

Согласен, что в тех. дизайне больше конкретики, есть определеное ТЗ и работаешь по нем.

1
Ответить

Продолжаем пиарить Dprofile — платформы созданной там, где дизайн не нужен вовсе (я про город СПб)

Чтобы комент не был пустым или ботным, я добавлю тут один скриншот из 2005 года, я был почти начинающим дизайнером, сделал этот дизайн за 39 тысяч, для моковского клиента Blendtec.ru и студии Diogenes. Мне правда потом сказали, что я "дорого беру" (это 10 страниц и 2 недели), а потом еще нахвалили мой же дизайн в своем портфолио. Тогда я искал заказы, и реальнее их было получить в Москве чем в СПб.

*Не спрашивайте почему шрифт Times (сам не помню, но в то время было 4 шрифта в вебе) скрин скачал через Webarchive.

Чтобы сегодня заработать эти же 40-50 тысяч начинающий дизайнер уже должен сделать сложный сайт на Tilda, с транзишнн анимацией, крутой типографикой, креативом и адаптивом.

2
Ответить

С каждым годом требования к вакансии графического дизайнера растут, а зарплату предлагают почти на одном уровне.

Ответить

с хорошим портфолио шансов больше конечно получить хороший заработок и должность , но в любом случае не всегда получается все сразу

Ответить

Начинающий это 1 курсник строгановки или стажер в лебедева?

Ответить

они могут зарабатывать? я думал за спасибо

Ответить