Как я привел тексты на разных площадках к единой интонации и снял лишнюю нагрузку с редакторов

Вы плохой родитель, если не обучали ребенка финансовой грамотности

Так мог подумать читатель рекламного баннера нашего курса о том, как говорить с детьми про деньги. И это не потому, что мы хотим кого-то напугать или обвинить. Все дело в неверной интонации текста.

Привет! Меня зовут Андрей Абрамов, я шеф-редактор Учебника Тинькофф Журнала. Расскажу, почему так получилось с баннером и как я сформулировал интонацию для наших текстов без противоречий со стороны команды, редакторов и читателей.

Задача: объединить тексты единой интонацией, но снять нагрузку с редакторов

Учебник — это онлайн-платформа Тинькофф Журнала с легкими онлайн-курсами про деньги и жизнь. Курсы помогают справляться с трудностями, знакомыми каждому: управлять деньгами, покупать квартиру, правильно питаться и даже выбирать собаку.

Читатели любят курсы Учебника за проверенную информацию, которую системно и просто подают, без воды и зауми. Над курсом работает минимум два редактора. Они придумывают запоминающиеся примеры, убирают лишнее и следят за интонацией в уроках.

В тексте мы не пугаем читателя, не примеряем к нему негативные ситуации и не говорим, как он ошибается. Например, что ему навязали стандарты красоты, а все диеты — полная чушь. Если читатель считает это важным, у него есть на это право. Мы только расскажем о системе здорового питания так, чтобы он захотел попробовать.

Но не все так гладко. Учебник общается с аудиторией не только в уроках, а еще в рассылках, рекламе, соцсетях, спецпроектах, приложениях. Иногда тексты пишут коллеги из соседних команд, поэтому иногда стилистика отличается. И не в лучшую сторону.

Яркий пример — тексты в рекламе. Несколько баннеров пугали и манипулировали читателем.

<p>По интонации тексты некоторых баннеров сильно отличались от текстов в курсах. Например, здесь пытаются манипулировать читателем: «Если не пройдешь курс, станешь плохим родителем»</p>

По интонации тексты некоторых баннеров сильно отличались от текстов в курсах. Например, здесь пытаются манипулировать читателем: «Если не пройдешь курс, станешь плохим родителем»

<p>Этот баннер запугивает: «Если не пройдешь курс, разрушишь отношения с детьми!»</p>

Этот баннер запугивает: «Если не пройдешь курс, разрушишь отношения с детьми!»

<p>А вот в самих уроках нет ни манипуляции, ни страшилок. Наоборот, польза, забота и уважение</p>

А вот в самих уроках нет ни манипуляции, ни страшилок. Наоборот, польза, забота и уважение

Если на рекламу никто не нажмет — это полбеды. Баннер — это первое касание с потенциальным студентом курса, которое формирует ожидания от продукта. Читатель подумает: «если Учебник так общается в рекламе, страшно представить, что в курсах», и вряд ли станет проверять. В итоге реклама не сработает, мы останемся без студента, а студент — без решения своих проблем.

Закрепить редактора за каждым, кто пишет тексты, мы не могли. Требовалось системное решение, которое снизит количество расхождений и объединит тексты на разных площадках.

Отсюда задача: сформулировать интонацию Учебника, чтобы понять, где мы в нее попадаем, а где нет. Исправить расхождения и помочь коллегам замечать их в будущем.

Решение: сформулировать интонацию текстов Учебника в виде простых правил

Определить интонацию Учебника и сформулировать правила, которые помогут ее придерживаться. Интонацию, с которой бренд общается с аудиторией, называют Tone of Voice — тон голоса. Например, когда он шутит и использует мемы, либо говорит сухо, строго по делу.

В интернете масса гайдов о том, как сформулировать ToV. Большинство предлагают два упражнения: определить характеристики интонации и представить персону бренда. Я взял их за основу и дополнил редакторскими вопросами — так у меня получилось собственная методика.

К работе над ToV я подключил всех коллег, которые работают с текстом: от редакторов до исследовательницы.

Каждый участник команды — носитель ценностей бренда, значит, у каждого есть представление о том, как должен говорить Учебник.

Мне лишь оставалось вытащить эти представления и сформулировать в виде простых правил. Я организовал две встречи по два часа. На первой мы собирали идеи и мнения, на второй — обсуждали результат. Вот как я к нему пришел.

Подготовился. До встречи я подготовил большую доску в Миро: создал рабочее пространство, положил стикеры, собрал информацию об Учебнике, прикрепил примеры. Создал отдельный чат и сформулировал цель встречи.

Разобрался в продукте. Чтобы сформулировать интонацию проекта, нужно этот проект знать. Мы регулярно обновляем информацию об аудитории, продукте, его ценностях и миссии, поэтому этот этап не занял много времени. Я собрал основную информацию об Учебнике на доске в Миро, а ссылки на документы отправил коллегам.

<p>На доске в Миро получилось 4 рабочих пространства: распределение характеристик, сбор примеров, персона бренда и поле для заметок. Последнее не пригодилось</p>

На доске в Миро получилось 4 рабочих пространства: распределение характеристик, сбор примеров, персона бренда и поле для заметок. Последнее не пригодилось

<p>Рядом с первым рабочим пространством я собрал основную информацию о продукте, чтобы она была перед глазами</p>

Рядом с первым рабочим пространством я собрал основную информацию о продукте, чтобы она была перед глазами

Прописал основные характеристики. Чтобы определить стиль общения между бизнесом и целевой аудиторией, используют таблицу трех колонок и пяти характеристик ToV:

  1. Смешной/серьезный.
  2. Разговорный/официальный.
  3. Дерзкий/уважительный.
  4. Эмоциональный/сдержанный.
  5. Уверенный/осторожный.

Я попросил коллег прикрепить стикеры на те части шкалы, которые соответствуют интонации Учебника, а на самих стикерах — объяснить свое решение. Практически по всем пунктам мнение команды совпало. Чтобы уточнить интонацию, после встречи я добавил в таблицу еще две колонки и характеристику «Безразличный/эмпатичный». Так, у нашей интонации появились оттенки.

<p>Я использовал пять характеристик. По трем мнением команды совпало почти полностью, по двум — разошлось</p>

Я использовал пять характеристик. По трем мнением команды совпало почти полностью, по двум — разошлось

<p>Чтобы уточнить интонацию, после встречи я расширил шкалу до пяти делений и добавил еще одну характеристику «Эмпатичный/безразличный»</p>

Чтобы уточнить интонацию, после встречи я расширил шкалу до пяти делений и добавил еще одну характеристику «Эмпатичный/безразличный»

Собрал примеры. Объяснений на шкале характеристик мне было мало. Чтобы собрать больше примеров, я попросил коллег привести больше примеров — написать на стикерах, как мы говорим.

Собрал антипримеры. Чтобы стало еще понятнее, я попросил команду привести антипримеры — написать, как мы не говорим.

Собрал еще больше примеров. На третьей доске я объединил примеры и антипримеры, чтобы уточнить: «Мы…, но не…». Допустим, мы учим, но не поучаем, мы подробны, но не занудны.

Рабочее пространство, чтобы собрать примеры, состоит из трех блоков: «Как мы говорим», «Как мы не говорим», «Мы…, но не…». Здесь же собирали площадки, на которых Учебник общается с аудиторией. Рядом с рабочим пространством — наработки по интонации, примеры
Рабочее пространство, чтобы собрать примеры, состоит из трех блоков: «Как мы говорим», «Как мы не говорим», «Мы…, но не…». Здесь же собирали площадки, на которых Учебник общается с аудиторией. Рядом с рабочим пространством — наработки по интонации, примеры
Ответы команды на стикерах помогли сделать из абстрактных характеристик простые правила. У каждого есть расшифровка и несколько примеров
Ответы команды на стикерах помогли сделать из абстрактных характеристик простые правила. У каждого есть расшифровка и несколько примеров

Узнал, на каких площадках мы пишем. На последней доске я попросил команду написать, где мы общаемся с аудиторией. Это мой план по внедрению ToV — дальше я пойду по этим площадкам, чтобы проверить тексты и помочь коллегам внедрить новые правила в работу. Например, помогу исследовательнице с письмами, а коллегам из рекламы — с баннерами.

Оформил и согласовал. После первой встречи я обработал комментарии и стикеры, сформулировал, как говорит Учебник, и собрал небольшую методичку. Я отправил ее коллегам, попросил задавать вопросы, дополнить и покритиковать. На второй встрече мы обсудили результат, скорректировали формулировки и дополнили примеры.

Представить персону бренда так и не получилось, но это к лучшему

В гайдах по ToV предлагают представить предположить, как бы говорил бренд, будучи живым. Например, будучи мужчиной из крупного города, 35—40 лет, с незаурядным событием в прошлом, рукастым, с мальчишкой в душе.

Мы набросали общие характеристики персоны и даже попробовали собрать его портрет, но когда дело дошло до конкретики, договориться не получилось. Часть команды считала, что Учебник — молодой парень, другая — девушка.

Описание персоны должно помочь представить бренд, а не запутать еще сильнее, поэтому оставить выдуманного персонажа — нельзя. Поэтому мы отказались от этого упражнения и наделили этой ролью каждого, кто будет читать методичку.

Если вы читаете этот документ, скорее всего, вы будете говорить от имени Учебника. Мы понимаем, что у каждого участника команды интонация будет немного отличаться. Вы привыкли общаться по-своему, и это здорово. Просто помните, что вы часть Учебника, который придерживается определенной интонации.

<p>Чтобы представить, как может выглядеть Учебник, я нашел в миро конструктор персонажей</p>

Чтобы представить, как может выглядеть Учебник, я нашел в миро конструктор персонажей

Правда, определиться, какой персонаж отражает Учебник мы так и не смогли — не все согласны, что это мужчина, не все согласны, что это женщина. А оставить гендерно-нейтрального бурундука с бородой — никак. Поэтому мы решили наделить этой ролью авторов
Правда, определиться, какой персонаж отражает Учебник мы так и не смогли — не все согласны, что это мужчина, не все согласны, что это женщина. А оставить гендерно-нейтрального бурундука с бородой — никак. Поэтому мы решили наделить этой ролью авторов

Результат: свободные редакторы, довольная команда, сильные тексты

У меня получилась небольшая методичка о том, как говорит Учебник. В ней шесть характеристик с примерами и антипримерами, которые помогают читателю разобраться, какой текст мы от него ждем. Вот чем она полезна.

Тексты в одной интонации. Я постепенно помогаю коллегам внедрить новые правила в работу — смотрю тексты на разных площадках, помогаю доработать. Например, мы переписали письма для участников исследований — сделали их более заботливыми и разговорными. А еще изменили баннеры для рекламы — теперь они никого не пугают.

<p>Рекламные баннеры больше не пугают, а привлекают внимание</p>

Рекламные баннеры больше не пугают, а привлекают внимание

Освободили редакторов. Методичку использует каждый участник команды. Так, мы смогли снять редактора с соцсетей — теперь тексты смотрит только лид этой команды, а редактор занимается курсами. А еще редакторы реже подключаются на небольшие или ситуационные задачи — тексты сразу уходят в нужной интонации.

Облегчили жизнь авторам. Мы отправляем ToV новым авторам. За порядком и интонацией в тексте все еще следит редактор, но авторам стало проще понять, какой текст мы ждем и почему принимаем именно такие решения. Из-за этого меньше конфликтов и недопониманий.

Вовлекли команду. Если бы я придумал интонацию и попросил команду использовать новые правила, вряд ли они бы прижились. А так каждый почувствовал себя причастным, ответственным за тексты. Мы обращаемся к ToV, когда возникают спорные случаи, добавляем новые правила и исключения.

<p>Интонацию, правила и примеры я собрал в гугл-доке. Она четко структурирована, в быстром доступе у всех участников команды, постоянно обновляется </p>

Интонацию, правила и примеры я собрал в гугл-доке. Она четко структурирована, в быстром доступе у всех участников команды, постоянно обновляется

2020
6 комментариев

Спасибо, полезно, взял на карандаш.

Простите за непрошенный совет, но вместо персоны бренда можно зафиксировать архетипы бренда без гендерной и возрастной привязки. Конечно, это потребует знакомства с теорией архетипов, но инструмент рабочий, неплохие результаты показывает на практике. Есть и всякие другие типологии, но архетипы прям чётко в подобные задачи ложатся.

2
Ответить

Да, спасибо за совет. Тоже об этом думали, но пока решил не перегружать. Думаю, еще попробую к ним подступиться.

2
Ответить

я так рад за редакторов, хоть у кого-то меньше нагрузки

1
Ответить

Молодцы!

1
Ответить

Классный инструментарий. Спасибо, что делитесь. Недавно обратил внимание на ваши курсы. Интересный формат. Увидеть бы статистику.

Ответить

Рекомендую курсы о личных финансах, инвестициях, выгорании и обучении. А статистику показать не могу, только для команды.

1
Ответить