Альтернативные обещания на 2024-й, которые работают

У многих принято планировать изменения в жизни с первого января, обещая себе новые занятия и привычки. Вроде “заниматься спортом”, “прочитать 30 книг”, “научиться играть на гитаре” и др. Это прекрасно и полезно, но не гарантирует качественных изменений в жизни. Хочу предложить new year's resolutions, которые просто не могут не повлиять на жизнь! Особенно для тех, кто ищет себя в новом глобальном мире, а также релокантов, новоиспеченных или потенциальных.

Альтернативные обещания на 2024-й, которые работают

1. Заявки везде, где можно (aka делать "контакты с реальностью")

Подавать на открытые интересные позиции с целью попасть на интервью, даже если не в поиске работы; заполнять заявки в акселераторы, даже если стартап на уровне идеи; подавать на конкурсы, в опенколлы, на обучение, даже если кажется, что мало шансов, и многое другое, в зависимости от сферы деятельности. Каждое такое действие - это честная оценка самого себя на предмет производимой ценности (или своего потенциала ее производить!)

Никакие ежедневные медитации, новые практики продуктивности или изучение новых хобби не будут столь полезны.

Такие "контакты с реальностью" - это адекватная оценка собственной состоятельности почти во всех областях жизни. Все мы регулярно сталкиваемся с этим - в работе, иммиграции, бизнесе, личной жизни. Нас все время кто-то оценивает! И соответственно выносит вердикт - 👍 или 👎

В стартапах отказы - неотъемлемая часть всех процессов:

Аутрич в продажах любого рода или подачи заявок в акселераторы. Например подача в сотню акселераторов - лучший способ проверить себя в роли фаундера. Нас такой подход привел в Y Combinator.

Важно призадуматься о шансах, потому что именно понимание вероятностей очень помогает адекватно принимать отказы. Пройти в YC после Стэнфорда - 1-2%. А для нас, international founders - сильное меньше 1%. При этом часто вижу сообщения вроде "мы закинули заявку, думаю возьмут!"

Вот полезное о том, как подавать в сотню акселераторов:

Подход, который помог нам пройти в YC. Чтобы проверить идею стартапа, часто делают кастдев. А можно делать “метакастдев”! Его мы применили в прошлом году, подав в сотню стартап-акселераторов. В итоге прошли в лучший в мире.

В научной методологии есть метаанализ - когда объединяют результаты многих связанных исследований, чтобы проверить одну гипотезу. А стартапы - это же как раз про гипотезы, только в бизнесе.

Чтобы проверить гипотезу - идею стартапа, вместо общения с потенциальными клиентами (что безусловно важно), можно говорить с людьми гораздо более насмотренными - инвесторами.

Но возникает проблема: инвесторы всегда отвечают примерно одинаково, “вы классные, идея бомба, но приходите пожалуйста попозже, когда будет больше трекшна, чмоки”. Такой фидбек нельзя никак измерить, чтобы делать выводы о потенциале или жизнеспособности идеи. Нужны инвесторы, ответ которых можно считать метрикой.

И это стартап-акселераторы! Несмотря на внешнюю дружелюбность, действуют они по заветам классического бездушного прагматичного VC с соответствующими критериями оценки. И самое главное - их действия можно измерить.

Пригласили на интервью? Прошли до второго интервью? Взяли в батч? Все это можно уместить во вполне вменяемую воронку и оценить свою идею с точки зрения потенциала и “инвестоемкости”. Бонусом - отточить свой питч и проблему, которую планируется решать.

И это не гипотетическая спорная теория проверки идей. С такой стратегией мы год назад без продукта (!) подали в 100+ акселераторов, были приглашены на интервью в 20 и прошли в лучший в мире - Y Combinator, поучаствовав в их летнем батче и закрыв раунд после.

🔥 Немного полезностей:

- Достаточно мониторить два сайта - f6s и gust на предмет приближающихся дедлайнов акселераторов. Садиться подавать можно пару раз в месяц.

- Хорошо иметь лендинг, который собирает лиды в waitlist. Какая-никакая метрика, о которой можно и нужно говорить.

- Отлично работает скринкаст приложения (если такое применимо к продукту), даже если нет mvp. В первых заявках у нас был видос, собранный чистично из статичного фронтэнда, частично - из кликабельных дизайн макетов.

- Если заполнение одной заявки занимает более 15 минут, то стоит спросить себя про уровень понимания собственного бизнеса. Потому что вопросы у всех примерно одинаковые. Оно и понятно.

- Если после нескольких десятков заявок нет ни одного приглашения на интервью, то проблема либо в уровне питча, либо в уровне команды/рынка/идеи. Скорее всего второе, потому что первому как раз и научит акселератор.

- Если применять описанный подход, то вопрос "а стоит ли нам идти в этот акселератор?" нужно задавать себе исключительно после письма "мы вас берем!", не раньше.

@kyrillic

Еще у моего кофаундера Милы есть хобби - живопись. Она подала наверное в 50-100 open calls для художников.

Результат:

В 2023-м съездила в 🇰🇷 Корею сделать соло выставку и выступить на конференции, в 🇯🇵 Японию в арт резиденцию + выставку, в 🇨🇳 Китай в арт резиденцию + выставку. Были приглашения и в несколько других мест, в разных странах. А она только весной начала подавать!

В этой индустрии людям еще страшнее, они тревожнее фаундеров: знаю, что подают в какую-нибудь одну арт резиденцию, конкурс или опенколл от галереи и ждут положительного решения. Хотя в воронках этих опенколов по 500+ таких же ждунов!

И ответы пообиднее, как-то на письмо коротко ответили "not my taste".

Кстати Мила когда-то писала статью на виси о нашем драматическом прохождении в YC:

Многие люди совершают "контакты с реальностью" нечасто: например на собеседованиях раз в несколько лет. И подолгу пребывают в мире иллюзий о своей состоятельности. Но чем больше этих контактов, тем и отказы проще принимать, и шансы увеличиваются!

Поучаствовать в конкурсах, написать хороший пост, подать на вакансию, запустить минипроект и попродавать его (будет больно), написать много имейлов людям с целью получить содержательные ответы - это и многое другое можно делать на регулярной основе, чтобы держать руку на пульсе собственной состоятельности, вне пузыря иллюзий. В котором мы все конечно кажемся себе классными!

2. Советы от тех, кто поопытнее

Есть идея стартапа? можно найти в линкедине 20 фаундеров и спросить, что они думают. Хочется расти в карьере, но непонятно, что изучать? Можно спросить 30 специалистов из индустрии - будут чрезвычайно полезные рекомендации.

Люди любят помогать!

Если писать вежливо и win-win, то на такие запросы совета очень предметно отвечают более половины.

Многие часто жалуются, что “пишу-пишу, но никто не отвечает” - это касается всего: откликов на вакансии, холодного аутрича, кастдевов, да хоть писем консулу Франции.

Почти всегда проблема в том, что получатель не видит для себя никакой очевидной ценности в предложенном. А зачастую ему предлагается нечто невнятное, где он должен потратить свое внимание и время, не получая ничего взамен. Даже если получатель, по доброте душевной, ответит или сделает, что просят в письме, то “баланс” этого 1:1 сильно изменится в одну сторону.

Именно баланс - залог хорошего win-win:

Предложенное всегда должно быть равноценно запрошенному!

Самый простой способ повысить “конверсию” письма/сообщения (а на самом деле - пользу для получателя) - перед написанием сформулировать только пользу, без запроса. Буквально: написать предложение о том, что получит человек, если согласится на предложенное. И это должно быть основой сообщения.

Довольно просто с откликом на вакансии или фриланс проекты: прежде всего нужно явно показать свою пользу (опытом, ценными предложениями, кусочком работы и др).

Результаты усилий по этим двум пунктам можно оценивать объективно - ставить KPI, а также полуавтоматизировать, частично делегировать. И конечно многократно повторять! Каждое повторение будет занимать все меньше времени, так что не стоит бояться, если в первый раз что-то займет целый день.

Поверьте, результаты того стоят!

3. Сайд-проект

Взгляд на мир изменится, если своими руками пощупать его реальную ткань - взаимовыгодное сотрудничество людей. Легко быть непризнанным гением с внешним локусом контроля! Но сделать что-то самому, пусть крошечное, чтобы это было кому-то нужно - задача намного сложнее, чем кажется теоретикам.

Дизайнер? Сделай UI kit, шаблон для фигмы или шрифт - пусть это кто-то купит. Разработчик? Закодь скрипт, плагин, расширение, чтобы кто-то пользовался. Продакт? Заверни GPT API в бизнес-процесс, чтобы была кому-то польза. Можно в конце концов запилить сайт с тематикой, релевантной своей деятельности.

Это безусловно лучшее, что можно сделать почти в любой диджитал-профессии.

Если кто-то считает, что у него нет времени на такое, то скажу: навыки приобретенные работой над сайд-проектом и его дистрибьюцией (!!!) несравнимо важнее, чем любые другие, которые можно назвать профессиональными.

Строчка в резюме о своем успешном крошечном проектике переводит соискателя в 1% адекватных. Упоминание сайд-проекта в питч деке нередко делает фаундера second-time.

4. Если не выучен английский - начать блин наконец учить!

ru-рынок настолько плохеет, что даже слабый английский вместе со "славянским хмуром" и непониманием культурного кода - статистически дают больше шансов на успех, чем жить надеждами на улучшение экономической ситуации. На это не хватит наших жизней.

Ну это вы и так знаете!

5. Не читать новости, совсем

Что я точно заметил среди нынешних ru-релокантов - так это прямую зависимость между отстраненностью от новостной повестки и уверенностью в своих силах и своем будущем. А значит и прогрессе - в карьере и жизни. “Медуза головного мозга” - это разрушительное явление для каждого, без исключения.

Вообще считаю, что обсуждать заголовки - это зашквар и признак очень поверхностного мышления. Но сейчас это еще и психологически разрушительно. Да, наш мир безвозвратно изменился, и в этой ситуации во-первых нужно смириться, во-вторых делать что-то для себя. Тут главное слово - ДЕЛАТЬ! Искать новые возможности намного полезнее, чем сидеть и страдать, наваливая еще больше груза из новостей.

Наше счастье и комфорт - в наших маленьких мирках. А формировать их - наша главная ответственность!

6. Ну и писать полезное для других!

Но не просто “челлендж 30 постов за 30 дней”, а вдумчиво, по возможности полезно. О своем опыте, о возможностях для других, о найденных инсайтах и др. Тут качество намного важнее количества. Получается “превентивный win-win”! А все хорошее в виде пользы и добра всегда возвращается. Проверено на практике! 🙂

Эта заметка написана на основе нескольких постов в канале @kyrillic, который за два года вырос почти с нуля до 34к подписчиков. Подписывайтесь! Пишу то, что нельзя нагуглить про стартапы (мы YC стартап), венчур, номадизм, эмиграцию и др.

8282
18 комментариев

Понравилась статья! Спасибо. Про контакт с реальностью - круто. Было бы также полезно привести пример письма win-win :)

6
Ответить

спасибо! в kyrillic на эту тему есть целый пост! https://t.me/kyrillic/228

3
Ответить

В принципе база. Все проверено, все работает. Особенно пункт 5. Сюда же можно отнести прочтение комментариев на любых ресурсах. Целее будете.)

4
Ответить

Класс. Особенно зашло про отправить проект в 100 акселераторов или написать 100 фаундеров. И тп. Хорошая идея. Прям спасибо.

3
Ответить

100 - ерунда. Надо 1000. Тем более если проект на бумаге или ест прототип. И я серьёзно) Мы "обошли" 1000+ фондов и сотни 4 частных инвесторов, прежде чем подняли раунд 1.1М. ТАк что целиться надо на 1000 а не 100 ) Может и на третьем получите приглашение, а может и на 999 отказ.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить