Склад для продавцов маркетплейсов и «портал для ввоза ширпотреба»: как устроен и живёт торговый комплекс «Садовод»

Главное из материала Forbes.

  • На «Садоводе» 9500 магазинов, которые за год обслуживают больше 91 млн посетителей, говорится на сайте торгового комплекса. Но магазины — «сильно сказано», пишет Forbes. Чаще всего это павильоны или точки как на обычном рынке. Как и на Черкизовский рынок, в «Садовод» приезжают с шоп-турами — это довольно типичное предложение для жителей многих городов России и Беларуси.
  • Пункты выдачи заказов Ozon, Wildberries или «Яндекс Маркета» вытесняют в городах торговые точки — и может показаться, что большинство покупок совершается в онлайне. Но, по данным АКИТ, доля всей онлайн-торговли в России за 10 месяцев 2023 года составила от общего объёма розницы всего 12,9%.

Битые QR-коды

  • Большинство точек торгует неизвестными китайскими или вьетнамскими брендами, встречаются товары от турецких, киргизских и российских фабрик. Открыто предлагают подделки популярных мировых марок: от спортивных костюмов Nike и толстовок Hugo Boss до часов Casio.
  • В 2018 году ЦБ проанализировал зачисления средств на банковские счета и пришёл к выводу: почти весь оборот торговцев «Садовода» и комплекса «Москва» в Люблино — «чёрный». Иностранным поставщикам платят в криптовалюте, покупатели в России отдают наличные. К концу 2023 года ничего не изменилось, отмечает Forbes.
  • Нет ни счетов фактуры, ни накладных, ни сертификатов: товары оптовики забирают без документов. Кто их произвёл и из чего — можно лишь предполагать. Для розничной же продажи могут потребоваться свидетельства происхождения товара: например, с 2022-го введена обязательная маркировка в системе «Честный знак» для некоторых видов обуви. Но вопрос «решается» прямо на рынке.

Оформим производителем ИП или юрлицо, которое назовёте. От 100 до 3000 наклеек с QR-кодом обойдутся в 15 рублей за штуку, от 3000 штук — 10 рублей. Но если вы эти коды собираетесь клеить на реплики вроде adidas, то мы такие бренды указать не сможем — придумайте что-то другое. Допустим, просто «полуботинки мужские кожаные».

менеджер в павильоне, предоставляющем сервис
  • Есть и другое решение. Продавцы клеят «фейковый» QR-код, при сканировании которого появится сообщение об ошибке. «И даже редкий дотошный покупатель ничего проверить не сможет», — говорит президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.
  • Почти все точки продают и оптом, и в розницу. Но могут быть нюансы: например, на многих витринах возле цены приписано «без примерки» — то есть товар продают в розницу, но покупателя не обслуживают. Ассортимент шире, чем в «Москве». По словам одного из предпринимателей, в Люблино стоят китайцы, работающие напрямую с фабриками, на «Садоводе» — мигранты из Средней Азии, которые покупают товары от разных поставщиков, иногда и в том же Люблино.
Фото Алексея Боярского / Forbes
Фото Алексея Боярского / Forbes

Торговля без ИП и «склад» для продавцов на маркетплейсах

  • Начать торговать на «Садоводе» — «проще простого». В конце декабря 2023 года, например, было свободно несколько мест в корпусе А по 18 м² за 235 тысяч в месяц. Одно — полностью оборудованное стеллажами и распашными воротами для развески товара. Всё оставил прежний арендатор. Он же не снял вывеску: торговец из соседнего павильона советует приклеить сверху свой баннер. И тут же рассказывает, что юрлицо или ИП для торговли не обязательны.

За 23 тысячи рублей в месяц тебе здесь на рынке дадут платёжный терминал, записанный на их собственное ИП. И от него торгуешь. Проверок не помню. Но если кто-то очень хочет чек, выдаю с этого терминала. Ведь я сам так работаю — ничего не оформлял.

торговец на «Садоводе»
  • «Ни у меня, да, думаю, и ни у кого здесь розница не единственный источник дохода», — признаётся хозяин точки по торговле детской одеждой. Эти же товары он продаёт через свой сайт и на Wildberries. Forbes замечает: «Садовод» — не розничный рынок и не выставка для оптовиков, а «гигантский хаб по перевалке-развозу ширпотреба» по России и ближнему зарубежью. Максимов же называет торговый комплекс «порталом», через который в Россию заходит товар.
  • Доставку с «Садовода» для оптовиков и магазинов из регионов обеспечивают местные логистические компании: они сами дойдут до нужной точки, заберут товары и отправят покупателю. Аналогичная услуга действует и для торгующих на маркетплейсах: товар забирают с «Садовода», упаковывают и маркируют, а затем отвозят на склады Ozon или Wildberries. Закупается в торговом комплексе «заметная часть продавцов онлайн-площадок».

На маркетплейсе ты обязан поддерживать наличие товара по своему ассортименту. Иначе тебя выкинут. Но если нет возможности закупать большие партии и держать резервы товара на случай перебоя поставок, удобнее работать не с фабрикой напрямую или её представителем, а именно с «Садоводом». На нём ты почти всегда оперативно докупишь условную толстовку с розовым единорогом. Не в этой точке, так в другой. Для меня это как постоянно действующий склад.

продавец на одном из маркетплейсов
7878
238 комментариев

У государства наблюдается какая-то шизофрения, с одной стороны они всячески обеляют рынок, все эти маркировки, онлайн кассы и прочая борьба с теневым рынком, с другой стороны спокойно работающие эти садоводы и люблюно, цветет и пахнет официальный кроссбордер на али, озоне, а теперь еще и на wb

70
Ответить

«Это нога – кого надо нога!»
Вот и всё.

54
Ответить

Очень наивно думать, что все эти маркировки имеют цель обелить рынок. Доходы от того же "честного знака" идут в карманы конкретных людей

22
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

Кому то можно, а кому то нет. Все просто ж

9
Ответить

Ты просто прочитал очень поверхностный материал. Садовод - это инфраструктура для дистрибуторов ноунейм торговых марок. Основные покупатели - региональные диллеры, причем из регионов, куда маркетплейсы возить не любят и не умеют - Сибирь, Дальний Восток, Коми и т.п. И под этих диллеров там все отлажено и работает как часы. Онлайн и розница для этих дистрибуторов - капля в море, онлайн для них делают какие-то селлеры маркеплейсов, т.е. очередные, да еще и не самые крупные диллеры.
Возят туда контейнерами, часто отшивая партии именно под наш рынок, поэтому фантазии про крипту оставим на совести Форбса.

4
Ответить

Ты ведь понимаешь, что это крупнейший в стране источник черного нала? А поскольку нал остается там же, зачем его прикрывать? Даже в сити, за криптой ехать не нужно, все на месте поменяют, только нал оставляй.

4
Ответить