5 способов улучшить ваши публичные выступления

5 способов улучшить ваши публичные выступления

Чем отличается хорошее публичное выступление от плохого? Почему на одном докладе люди зевают несмотря на то, что спикер говорит важные и полезные вещи, а другому докладчику аплодируют и просят остаться на сцене еще? И как стать таким оратором, которого публика не захочет отпускать?

Тема огромная. В двух словах, конечно, не расскажешь. Но среди многочисленного арсенала инструментов, отличающих профессионала от середнячка, есть один очень важный, о котором я хотел бы сегодня поговорить.

Этот инструмент называется эмоциональное вовлечение аудитории.

Сухой рассказ об интересных цифрах и фактах, безэмоциональное перечисление даже самых полезных инструментов как правило оставляют аудиторию равнодушной. Ценная информация это хорошо, но воспринимать ее на слух сложно, надо концентрироваться, удерживать внимание, не отвлекаться на гаджеты, а это нелегко. К тому же ценную информацию удобнее читать с листа или экрана. Мы же слушаем спикеров не только потому, что хотим приобрести новые знания, но и потому что хотим пережить яркий и интересный опыт во время их выступлений.

И не важно, кто и где перед нами выступает: докладчик на деловой конференции, бизнес-тренер на семинаре, руководитель компании на отчетном собрании или стартапер на защите проекта – выступление должно быть яркой альтернативой чтению буклета, брошюры, рекламного проспекта или отчета о прибылях и убытках. Тогда оно имеет смысл.

Поэтому так важно воздействовать на эмоции публики, вовлекать, заражать своими эмоциями, формировать впечатление.

Какими способами это можно делать?

1. Изучите аудиторию, перед которой вам придется выступать, для того чтобы понять, а что им реально интересно, что может их вовлечь. Кто они по возрасту, полу, социальной принадлежности и так далее. Это позволит вам выбрать правильную лексику, адекватные шутки и корректные примеры. Если вы выступаете перед студентами, то не стоит приводить им примеры из кинофильмов вашей молодости, пришедшейся на восьмидесятые годы прошлого столетия. Да, не спорю, это классика. Но их это вообще не цепляет. Так же как не зацепит аудиторию женщин-нотариусов 50+ цитата из песни модного рэпера.

2. Покажите вашу вовлеченность. Невозможно никого зажечь, если ты сам не горишь. Если вы вяло отрабатываете свое выступление, тоскливо глядя в окно и думая о том, как же будет хорошо, когда все это закончится и вы наконец-то придете домой, чтобы уютно устроиться у телевизора с пледом и бокальчиком красного, аудитория это сразу почувствует. Раз вы не отдаете энергию, то и взяться ей неоткуда во время вашего выступления.

Покажите публике, что тема вас драйвит, что вы получаете кайф, когда рассказываете про эти ваши редукторы, фьючерсы или нейромедиаторы. Тогда и люди тоже начнут потихоньку зажигаться.

3. Используйте эмоциональные слова. Детали очень важны, и, если ваш язык не пропитан эмоциями, заразить ими слушателей сложно.

Можно сказать:

Мне нравится эта технология.

А можно:

Я влюблен в эту технологию.

Или даже:

Я без памяти влюбился в эту технологию и сейчас расскажу почему, после чего вы тоже влюбитесь или по крайне мере начнете испытывать непреодолимую симпатию.

Ищите цепкие, хлесткие и образные определения. Они непременно вызовут отклик у аудитории.

Вместо «мы активно начали разрабатывать это направление» скажите «мы ринулись в эту тему сломя голову». Вместо «я расстроился, получив результаты продаж за первый квартал», скажите: «Я получил результаты продаж за первый квартал, и я в шоке».

4. Добавьте личного. Слушать о том, как некая команда стартаперов что-то там делала или как группа ученых каких-то ученых продиралась через трудности, пробивая свой уникальный проект, не очень интересно. А узнать о том, как стоящий перед вами на сцене человек попадал в катаклизмы, переживал, боролся с проблемами и скал выход – гораздо увлекательнее. Поэтому говорим «я» и Мы», рассказываем о своих чувствах, своих переживаниях, заставляя аудиторию сопереживать. И используем навыки сторителлинга, потому что истории увлекают, истории затягивают.

5. Показывайте живые примеры и аналогии. Вместо объяснений даем иллюстрации – рассказываем конкретные примеры, рисуем в голове аудитории картинку. Сравниваем с известными вещами, приводим яркие аналогии и ссылаемся на известных и популярных у аудитории людей. И вот тут как раз пригодятся и киноактеры, и популярные музыканты, и цитаты из фильмов и сериалов и строчки популярных песен. Эффект узнавания плюс правильно подобранные элементы культурного кода помогут вам зажечь в глазах аудитории нужный вам огонь.

Внедрите хотя бы эти пять инструментов и ваши речи станут существенно ярче, а реакция публики будет гораздо теплее. Это не отменяет того, что вы должны рассказывать что-то ценное и полезное. Но всегда помните, что ваша роль – не доносить информацию, а создавать впечатление, переживание, интересный эмоциональный опыт. И уже через это загружать в головы людей нужные вам факты, цифры или посылы.

11
6 комментариев

Первый способ - не будьте косоглазой женщиной с шестью пальцами)

2

странные советы, я когда был студентом - был не против послушать байки из молодости преподавателей. А вот те, кто пытался быть с нами "на одной ноге" - выглядели достаточно жалко.

только вот правда байки преподов бывали порой очень скучными