Как мы открывали первое автокафе, не имея ни опыта, ни денег

Всем привет!

Меня зовут Дмитрий Лутченко, я — предприниматель из Владивостока. В этом блоге я рассказываю о том, как идет работа над книгой. Познакомиться со мной и узнать, почему я решил написать книгу, о чем она будет, можно в этом посте.

В предыдущем посте я рассказывал о своем первом предпринимательском опыте и том, как жил и работал в Австралии. А сегодня поделюсь тем, как мы открывали самое первое автокафе Coffee Machine во Владивостоке, не имея опыта в ресторанном бизнесе и не располагая стартовым капиталом. И в конце снова попрошу у вас совет.

Я приехал из Австралии в Россию в 2011 году. Для себя решил так: если получится запустить бизнес в России, останусь; если не получится, вернусь обратно. У меня было только три недели — именно столько времени оставалось до начала учебы в университете и окончания отпуска на работе.

Владивосток — город автомобилистов. И в то время стали открываться первые пит-стопы — заведения вроде «Макавто», где посетитель делал заказ и получал его, не выходя из машины. Мой друг Валентин Алексеев познакомил меня с одним из таких пит-стопов. Мы простояли целый час в очереди, выпили отвратительный кофе и съели невкусный бургер. И поняли, что все то же самое можно сделать намного лучше. Формат набирал популярность, но качество продукта у всех пит-стопов было настолько низким, что мы увидели в этом хорошую возможность.

Изначально мы хотели открыть кофейню с хорошим кофе. Своих денег для старта у нас не было. И никто нам бы их не дал, потому что опыта в ресторанной сфере у нас тоже практически не было. А Валентин в то время работал управляющим на двух местных АЗС «Бензо», где хорошо себя зарекомендовал. Именно он предложил обратиться к владельцу «Бензо» Игорю Васильевичу и попросить у него деньги на открытие пит-стопа на одной из его заправок.

Мы сделали презентацию и отправились на встречу. По нашим подсчетам на запуск проекта требовалось 700 тыс. рублей. Игорь Васильевич нас выслушал и сообщил, что встреча окончена. Мы были уверены, что ничего не выйдет, но на следующий день позвонила дочь бизнесмена и сказала, что он готов вложиться в нашу идею.

Нам с Валентином предложили 30% прибыли на старте, остальные 70% принадлежали его дочери. После выхода на окупаемость прибыль должна была делиться 50% на 50%. Мы были так рады, что совершенно не думали ни о каких подводных камнях.

Первое автокафе Coffee Machine мы открывали на Некрасовской улице, на заправке с хорошей проходимостью. Надо было построить павильон, и Игорь Васильевич нашел строителей. План помещения нарисовали от руки, не предусмотрев ни ширину дверных проемов, ни в какую сторону будут открываться двери, ни многие другие важные вещи. И в целом мы наделали много ошибок, о них подробнее я буду рассказывать в книге. Надеюсь, это поможет начинающим предпринимателям в сфере общепита.

В итоге павильон мы все-таки построили, но из-за того, что мы постоянно просили что-то переделать, процесс затянулся на четыре месяца. Строители нас ненавидели.

Самым разумным нашим решением тогда была покупка профессиональной кофемашины. Но мы потратили на нее не 70 тыс. рублей, как планировали, а 350 тыс. рублей. Поэтому на закупке остального оборудования экономили: закупали обычное бытовое. О чем впоследствии пришлось не раз пожалеть. Из-за интенсивной эксплуатации плитки постоянно выходили из строя, и это оборачивалось простоями и падением выручки.

Основной упор мы делали на напитки: американо, латте, капучино, эспрессо и холодные лимонады. Делать хороший кофе нас довольно долго обучали в компании «Сатори-интенто», где работали настоящие фанаты своего дела, очень харизматичные ребята. Они же помогли нам в создании рецептуры напитков в меню.

А остальное меню мы с Валентином собрали за две недели: просто сидели на кухне и экспериментировали с сочетаниями продуктов. Это должно было быть нечто, что можно приготовить быстро и что удобно есть, сидя в машине. Так родились наши завертоны. Сейчас мы с Валентином спорим, как именно появилось это название — давно дело было. Но оно в итоге зажило своей жизнью и распространилось по всему Приморскому краю.

Мы дали объявление на сайте «Фарпост» и набрали первых сотрудников. Автокафе должно было работать круглосуточно, поэтому были две смены: с восьми утра до восьми вечера и с восьми вечера до восьми утра. Утренняя смена делала заготовки, а вечерняя наводила порядок.

Первое автокафе Coffee Machine заработало в мае 2011 года. Из инструментов продвижения — только вывеска и шарики. А через неделю меня охватила паника, потому что посетителей было слишком мало. Денег было недостаточно даже на покрытие текущих расходов, что уж говорить об окупаемости. Поэтому мы с Валентином начали создавать искусственные очереди из своих двух машин — вставали у окошка сами, приглашали на помощь друзей. Поили их кофе и чаем бесплатно, лишь бы было видно, что автокафе пользуется популярностью.

И это сработало! Через две недели у нашего автокафе стабильно стояла настоящая очередь из трех автомобилей, вечером она становилась намного длиннее. Выручки ко второму месяцу были почти в три-четыре раза больше расчетных. Бизнес начал приносить деньги и окупился за три с половиной месяца. Прибыль составляла 25% — для общепита это очень хорошая цифра, но тогда я этого не знал. А уже через два с половиной месяца после открытия первой кофейни мы запустили вторую, в районе Седанка, это пригород Владивостока.

Несмотря на все наши успехи инвестор оказался недоволен и через несколько месяцев просто «уволил» нас с Валентином из созданного нами бизнеса — об этом я расскажу в следующем посте.

А сейчас хочу вас спросить вот о чем. Поскольку книга задумана как полезная для предпринимателей, есть идея добавить в нее чек-листы для тех, кто планирует запуск бизнеса или уже управляет действующим бизнесом. Вы лично пользуетесь чек-листами в книгах? Какие чек-листы вы сохранили, потому что считаете их реально полезными?

Если захотите поделиться со мной идеями или соображениями по поводу написания книги, оставляйте комментарии, подписывайтесь, читайте, высказывайте свое мнение!

66
реклама
разместить
2 комментария

Рассказ — просто буря эмоций. Открыть автокафе без опыта и финансового запаса, очень впечатляюще

1

Андрей, спасибо! Действительно интересный опыт, которым с радостью делюсь.

2