Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?

Выбирая на нашем YouTube-канале «Специалисты про IT», какое видео превратить в текстовый формат, сегодня остановилась на нашей беседе с Анной Реутовой, арт-директором Intelsy.
В этом интервью Аня только планировала запуск школы дизайна PixelMap, разрабатывала будущие форматы взаимодействия с учениками. Сегодня PixelMap — это действующее направление работы, оттого еще интереснее вспомнить, с чего всё начиналось, а в дальнейших материалах будет повод проанализировать результаты.

Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?

Татьяна: Всем привет! У меня в гостях сегодня моя коллега, арт-директор компании Intelsy Анна Реутова. Аня, привет.

Анна: Привет!

Татьяна: Аня, расскажи, пожалуйста, как ты попала в дизайн, и чего успела достичь&

Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?

Анна: Я пришла на стажировку в Intelsy на последнем курсе университета. На тот момент у меня было буквально 2-3 работы в портфолио (если можно так назвать), которые я делала на фрилансе. И во все тонкости дизайна меня погружал мой молодой человек. Он frontend-разработчиком как раз работал в Intelsy на тот момент. И я пришла с минимальным набором знаний. Их даже нельзя назвать, наверное, базовыми. То есть я просто понимала, как строится самый обыкновенный сайт. И всё на этом. С того момента прошло 5 лет, и вот уже год как я работаю арт-директором. На самом деле, мне очень повезло с руководителем, поэтому за такой достаточно небольшой промежуток времени я дошла до этой должности.

Татьяна: В роли арт-директора чем ты сейчас занимаешься?

Анна: Если смотреть в разрезе именно моей должности, то у меня несколько направлений. Первое и основное направление — это контроль качества всех отдаваемых материалов нашими дизайнерами вовне, заказчикам. Также обучение нашей команды, выстраивание процессов внутри и непосредственно коммуникация с заказчиками, участие в продажах, в тендерных проектах, в разработке концепций и в дальнейшей презентации нашим клиентам.

Татьяна: Ещё ты преподаешь в школе «Синергия». Как ты туда вообще попала и чем ты там занимаешься?

Анна: К нам в компанию на почту пришел запрос от продюсера «Синергии». Запрос на хедлайнера для курса «Веб-дизайнер». Этот запрос передали нам в отдел дизайна, и мы уже связались напрямую. Нам сказали, что Intelsy нашли через рейтинг IT-компаний. Есть несколько кандидатов на роль хедлайнера, и нужно записать самопрезентацию-визитку, подготовить презентацию о нашем опыте обучения. Что, собственно, мы и сделали, и в итоге они выбрали нас.

Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?

Татьяна: То есть их привлекло портфолио или что-то ещё?

Анна: Портфолио мы, конечно, показывали. У нас была одна общая презентация, в которой мы рассказали о компании, чем мы занимаемся, какие проекты у нас есть, то, что мы делали. И дальше мы плавно перешли именно в историю с тем, какой у нас опыт в обучении, какие мероприятия проводили. На тот момент мы как раз провели небольшой интенсив по дизайну. У нас была серия митапов на широкую аудиторию. Тоже про это рассказали. Рассказали, какой у нас есть опыт в организации обучения и прочее. Ну и, конечно, моя собственная визитка, где я рассказывала, почему хочу представлять Intelsy в качестве хедлайнера в «Синергии».

Татьяна: Почему же?

Анна: Я рассказывала о том, что мне в целом нравится обучать, я всегда к этому тяготела. Мне нравится наблюдать в текущей ситуации, например, за нашими ребятами, как они растут, развиваются. Я даю не просто какую-то сухую информацию, а иду вместе с ними, прохожу этот путь, причастна к их развитию, к их становлению как специалиста, как дизайнера.

Татьяна: Тебе интересно заниматься преподаванием? Почему вообще ты занимаешься этим?

Анна: Как раз я ранее сказала, почему мне нравится заниматься обучением. А конкретно в разрезе «Синергии» почему я решила вот такой опыт приобрести? Потому что мне было интересно пройти путь от и до: начиная с разработки программы курса, работы с продюсером, записи в студии и потом, в дальнейшем, если потребуется — наставничества и поддержания ребят, когда этот курс запустится. От начала до конца. Мне было интересно его пройти.

Татьяна: А курс уже запустили?

Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?

Анна: Нет, курс запускается после Нового года. Пока еще он не запущен.

Татьяна: Ещё в компании есть некое мероприятие под названием PixelMap. Можешь рассказать про него? Что это такое?

Анна: Да, это формат такого «дизайн-батла». Мы его запустили сначала внутри нашей команды дизайнеров. Это интерактивное онлайн-мероприятие, в котором за определенный промежуток времени (ограниченный – один час) дизайнеры собирают готовые материалы, новое решение по какой-либо задаче. Этот формат очень ценен тем, что у дизайнера есть определенная задача на входе, у него есть определенный промежуток времени, и ему нужно научиться достаточно быстро генерировать какие-то идеи, которые в дальнейшем он сможет реализовать для решения этой задачи. Ценность нашего мероприятия в том, что дизайнеры, которые работают прямо в формате онлайн, получают также в формате онлайн обратную связь от наставников: от арт-директора, от наших тимлидов. Ты получаешь обратную связь по своей работе. Таким образом, ты можешь не только свои навыки подтянуть на своих ошибках, но и посмотреть, в чём ошиблись другие.

Татьяна: Ты сказала, что начинали это внутри команды. Сейчас вы это делаете для внешней аудитории?

Анна: Да, мы начинали внутри нашей команды. У нас есть небольшой телеграм-канал. Мы начали привлекать внешнюю аудиторию. Внешняя аудитория могла даже участвовать в этих «пиксель-мапах». Это уникальный шанс, можно сказать, посмотреть, как работает команда дизайнеров, как мы работаем над нашими проектами, как думаем, как строим дизайн-процесс. Да, в экспресс-формате, но всё равно это очень ценно для человека со стороны. Либо человек мог просто зайти и посмотреть, послушать, как мы это делаем. Необязательно было участвовать.

Татьяна: Много таких участников приходит?

Анна: У нас приходило, насколько я помню, до 4 — 5 таких постоянных участников, которые выполняли задания, которые с нами коммуницировали. То есть это просто аудитория извне, из незнакомых людей.

Татьяна: Аудитория извне, когда она приходит, для чего приходит? Что дают им эти занятия?

Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?

Анна: Для внешней аудитории это ценно тем, что у них есть возможность посмотреть со стороны, как выглядит наш процесс, как выглядит процесс разработки, как выглядит процесс передачи обратной связи. Возможно, даже почерпнуть какие-то знания по определённым навыкам, потому что мы «пиксель-мапы» очень часто делали под определенный навык. То есть, например, мы на «пиксель-мапе» прокачиваем типографику, и у нас какое-то задание на то, чтобы собрать классный, крутой типографический постер. Локально они могли почерпнуть какие-то знания и в целом посмотреть, как мы работаем.

Татьяна: Отслеживаете ли вы результаты тех учеников, которые к вам приходят?

Анна: Да, конечно. У нас есть история, как минимум, нашей команды. Мы всё это делаем внутри Figma. У нас сохраняется история. Мы смотрим за тем, как навыки наших ребят растут. Ребята, которые активно участвуют из внешней аудитории, точно так же с нами делятся своими «фигмами» и получают обратную связь, а мы также видим их развитие.

Татьяна: Это программа для джунов или для более серьезного уровня дизайнеров?

Анна: Если смотреть в разрезе нашей команды, то у нас есть ребята с разным грейдом. Обучение направлено на то, чтобы уметь быстро генерировать идеи, быстро находить какие-то решения и сразу получать обратную связь. Поэтому полезно будет как новичку, джуну, так и серьезному специалисту.

Татьяна: В этом году вы запускаете школу дизайна. Расскажи, пожалуйста, что это за школа будет, и для кого.

Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?

Анна: Да. В этом году мы планируем запустить школу дизайна. Её идея родилась изначально из внутренней нашей потребности. У нас есть команда, нам нужно развивать её, нам нужно обучать, повышать постоянно скиллы, повышать экспертизу и делать это систематизированно. Мы уже получили определенный опыт, как это делать внутри. Мы даже запускали полноценные курсы по UX-дизайну. И мы понимаем то, что можем сейчас выйти на другой уровень и хотим делиться нашими знаниями, хотим и готовы обучать новую аудиторию.

Татьяна: Чему вы будете её обучать?

Анна: У нас достаточно широкий скилл-сет: начиная от технических навыков работы в Figma, Photoshop – в программах, которые нужны дизайнеру, и заканчивая презентацией готового решения клиенту. Это технические навыки UX, UI, работа с концепциями, презентация и защита решений.

Татьяна: Ваша школа будет как-то отличаться от других школ по дизайну, которые есть на рынке сейчас?

Анна: В нашей школе будет 2 формата. Один формат для новичков, когда нужно погрузиться в профессию, понять, начиная с самых азов. И это будут такие классические (в хорошем смысле слова) курсы, которые длятся достаточно долго, где есть полноценная теория, где есть много практических заданий, есть наставники, есть кураторы.

И у нас будет ещё один формат. Это формат так называемого «микролёнинга», который будет ориентирован не только на новичков, но и на уверенных специалистов. То есть, например, есть джуниор. Он прошел полноценный курс в какой-то другой онлайн-школе, и у него есть определённые пробелы в знаниях, которые он хочет закрыть. Например, до конца до сих пор непонятно, как работать с той же самой типографикой. Он находит небольшой интенсив в нашей школе и может за небольшой промежуток времени этот навык подтянуть. Там будет минимум теории и максимум практики, максимум связи с наставником. А если ты уже уверенный специалист, если твой грейд миддл или даже сеньор, и, например, ты понимаешь, что тебе нужно подтянуть навык презентации своих концепций, ты точно так же сможешь найти определенный материал, обучиться презентации, обучиться публичным выступлениям в формате «минимум практики, максимум теории» с наставником за достаточно короткий промежуток времени. То есть это небольшие модули, которые могут закрывать локально какие-то потребности или пробелы в знаниях.

Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?

Татьяна: Это будет онлайн-обучение или оффлайн?

Анна: Это будет онлайн-обучение с возможностью коммуникации с кураторами и с наставниками.

Татьяна: На какой платформе вы собираетесь это делать?

Анна: Мы это будем делать на платформе GrowHeads. Изначально эта платформа разрабатывалась для того, чтобы обучать внутри нашу команду, в целом нашу компанию, и на этой платформе у нас есть все необходимые инструменты. Там очень удобная база знаний, там можно собирать необходимые материалы, там есть система проверки знаний и, что самое классное, у нас есть интеграция с Figma, с Miro, с Google-документами, с Google-презентациями прямо внутри Grow Heads.

Татьяна: Если человек изначально не был связан с дизайном, сколько ему нужно учиться, чтобы стать дизайнером уровня миддл?

Анна: Все зависит от текущего набора его скиллов. У всех у нас разный бэкграунд, мы все приобретаем разные навыки в течение жизни. Поэтому кому-то может потребоваться 4-6 месяцев, чтобы стать уверенным миддлом, а кому-то, возможно, потребуется год-два, может быть, даже больше. Все зависит от того, как человек обучается дизайну. То есть если он самостоятельно собирает по крупицам информацию в интернете, то он действительно может потратить на это достаточно большое количество времени. Если он идет и системно получает знания либо в какой-то группе на курсе, либо индивидуально с наставником, то это все может ускориться в разы.

Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?

Татьяна: Нужно ли уметь рисовать, чтобы стать дизайнером?

Анна: Хороший вопрос. Люблю этот вопрос. Уметь рисовать, чтобы стать дизайнером, не нужно. У нас в дизайне есть достаточно большое количество разных направлений. Если мы говорим про графического дизайнера, то да, какая-то база для того, чтобы создавать иллюстрации от руки, нужна. Если говорить о профессии UX/UI-дизайнера, Web-дизайнера, то рисовать уметь необязательно. Но, как показывает мой опыт, знания, которые приобретаются, например, когда человек обучается профессии дизайнера или учится в художественной школе, все равно имеют вес, потому что есть уже хорошая база знаний, например, по той же самой типографике, по композиции, по работе с цветом. Если мы говорим про визуальный дизайн, то это полезные навыки. Они могут помочь человеку быстрее стартануть в этой профессии.

Татьяна: Ты назвала несколько видов дизайна: графический, UX-дизайн, UI-дизайн, Web-дизайн. Что это такое? Чем они друг от друга отличаются?

Анна: UX и UI-дизайн — это про проектирование удобных и визуально приятных интерфейсов, если коротко. Web-дизайн — это больше про создание сайтов, про создание лендингов, корпоративных сайтов и так далее. Графический дизайн — это немножко другое направление. В нём — от создания 2D, 3D-визуалов и до айдентики, разработки фирменного стиля и так далее.

Татьяна: Это всё разные профессии?

Анна: Да, это разные профессии, но они могут между собой пересекаться. Сейчас ценятся специалисты, которые обладают широким скилл-сетом. Если ты UХ/UI-дизайнер, то будет классно, если ты умеешь создавать, например, 2D или 3D-визуалы. Это необязательное требование, но хорошо, если у тебя такой навык есть. То же касается и моушн-дизайна. Если ты свои интерфейсы можешь заанимировать и добавить это в презентацию для клиента, это будет только плюс. Очень часто позиции графического дизайнера, моушн-дизайнера занимают отдельные специалисты в команде, но иногда это может быть синергия навыков у одного специалиста.

Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?

Татьяна: Какое направление лучше выбрать начинающему дизайнеру?

Анна: Всё зависит от того, в какую сторону ему больше хочется развиваться. Я бы сказала, что один из универсальных путей — это обучение UX/UI-дизайну. А в дальнейшем он сможет охватывать и другие сферы, обучаться другим навыкам.

Татьяна: А как дизайн-студия и IT-компании относятся к новичкам, которые приходят в дизайн и получают только первое образование, первые курсы какие-то проходят?

Анна: Это мы говорим про новичков, которые уже прошли какие-то курсы, или говорим о том, что это пришел новичок с желанием обучиться? Вот как я, например, приходила на стажировку.

Татьяна: Скажем, уже прошел какой-то курс. Сложно ли будет ему устроиться на работу?

Анна: Это зависит, конечно, от качества курса, который он прошел. Но, в целом, если, например, компания готова брать джуниор-специалистов, то в любом случае будет собеседование, интервью, и этому специалисту нужно будет выполнить тестовое задание. Да, оно будет для уровня джуниор, но тем не менее. Таким образом, мы сможем понять, подходит ли нам этот джуниор-специалист в команду. Здесь мы будем смотреть даже, может быть, не на технические навыки, а на возможность развиваться, на желание обучаться, потому что всё-таки джуниор — это специалист с начальным набором навыков, которого мы можем в дальнейшем обучать внутри нашей команды.

Татьяна: Насколько важно портфолио для дизайнера, особенно на начальных этапах?

Анна: Портфолио, безусловно, важно. Если опираться на наш опыт, мы всегда смотрим на несколько составляющих, и портфолио в том числе. Очень часто так бывает, что у специалистов в портфолио могут быть очень классные работы, а тестовые задания он выполняет не на должном уровне. В таком случае возникают вопросы. Портфолио должно быть релевантно вашим навыкам, релевантно тому, чем вы хотите заниматься. Иногда соискатель может отзываться на вакансию UX/UI-дизайнера, а у него в портфолио только одна айдентика. Да, может быть, он умеет разрабатывать интерфейсы. Но как мы об этом узнаем?

Татьяна: Дизайн — это профессия для избранных или любой может научиться дизайну?

Анна: Да, дизайну может обучиться любой, учитывая, что у нас есть большое количество разных направлений, какие-то в большей степени относятся к визуальному дизайну, какие-то — к проектированию.

Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?

Татьяна: А можно ли научиться дизайну самостоятельно по каким-то материалам в сети по книгам, альбомам?

Анна: Научиться дизайну самостоятельно можно. Вопрос в том, сколько времени на это уйдет. Одно дело, когда ты ищешь информацию в интернете, собираешь её по крупицам, пытаешься понять, что правильно, что неправильно, что тебе нужно, что не нужно. А другое дело, когда ты занимаешься уже по системе, по проверенной информации, когда у тебя есть наставник или куратор. Да, успешные кейсы самостоятельного изучения есть, но это скорее про какие-то азы. Для того, чтобы стать более уверенным специалистом, всё-таки необходима проверенная информация, и, в идеале, наставник.

Татьяна: Кому бы ты посоветовала поступить в вашу школу дизайна?

Анна: Учитывая, что в нашей школе есть 2 формата: это полноценные длинные курсы для новичков и микролёнинг, который будет полезен для любого грейда — я думаю, что интересно и полезно будет для всех.

Татьяна: Как найти информацию о школе, как в неё попасть?

Анна: Следите за нашими социальными сетями, там обязательно будут анонсы.

Татьяна: Аня, большое спасибо, что пришла и рассказала о школе. Друзья, подписывайтесь на соцсети Intelsy, следите за новостями. Мы обязательно расскажем о запуске школы. Приходите, обучайтесь, становитесь классными дизайнерами!

Смотреть видеоверсию этой беседы здесь, на канале «Специалисты про IT»
2323
52 комментария

Опыт, от стажера до арт-директора, красивое портфолио в сочетании с желанием Анны делиться знаниями и навыками - бесценно!

9
Ответить

золотые слова!

1
Ответить

В век нейросетей работа дизайнера становится еще размнообразнее и проще, множество новых инструментов и решений.

6
Ответить

А пол года назад кричали, что нейронки всех уволят

3
Ответить

лет 20 такое же говорят про SEO, программирование и все по прежнему делают люди

2
Ответить

Здорово, что молодой руководитель мудро и систематизированно смотрит на дальнейшее развитие компании и себя.

6
Ответить

Да, это отлично!

1
Ответить