Стендапы: ежедневные встречи для синхрона с командой

Продуктовая команда вы или нет, не важно. Важно то, что все мы ставим цели на какой-то определённый период — разработчики планируют спринты, а маркетологи и продажники ставят KPI на месяца.

Стендапы: ежедневные встречи для синхрона с командой

Чтобы не возникло неприятных сюрпризов в конце отчётного периода, нужно постоянно собираться с командой и смотреть, насколько вы близки к целям и по необходимости корректировать их. Для этого идеально проходят стендапы, дэйли или просто ежедневные встречи. Об их структуре, пользе и проблемах поговорим в этой статье.

Ежедневные стендапы: что это и зачем?

Это короткие встречи команды в начале рабочего дня, на которых каждый сотрудник делится тем, что ему удалось сделать вчера, что он собирается делать сегодня и с какими трудностями он столкнулся.

Кстати, обратите внимание на само слово «стендап». Английское «stand up» (встать) прямо подчеркивает быстротечность встреч, ведь долго всё-таки не простоишь.

Чем полезны такие ежедневные встречи?

  • Каждый понимает, что делают его коллеги, и видит свой вклад в общий проект. Процессы становятся ещё прозрачнее, а сотрудники мотивированнее, так как они видят смысл.
  • Вы сверяетесь с целями на этот период и заодно напоминаете команде о них. Все ли делают то, что нужно для достижения целей команды? Или всё-таки часто отвлекаются на мелкую текучку и задачи от других отделов?
  • Сотрудники делятся возникшими у них проблемами. Так коллеги могут быстро помочь друг другу их решить, а не ждать, когда проблема станет уже критичной. Но! На стендапах не стоит уходить в детальное обсуждение этих стопперов. На ежедневных встречах мы только обозначаем, что проблема есть — мозговые штурмы для её решения лучше перенести в отдельное собрание.
  • Команда становится сплочённее, потому что все друг с другом постоянно коммуницируют и учатся понимать и слышать своих коллег. Тем самым стендапы повышают уровень доверия внутри команды.
  • Ежедневные встречи отлично задают рабочий ритм с утра. Делясь задачами на день, своими успехами и проблемами, каждый структурирует задачи в своей голове.
  • Сотрудники развивают чувство ответственности за свои результаты. Не круто, когда тебя просят рассказать о своих задачах, успехах и проблемах, отмалчиваться, краснеть и понимать, что ты увеличиваешь сроки реализации проекта.
  • Когда ты ежедневно говоришь о проекте и процессах, делишься проблемами и узкими местами, волей неволей начинаешь совершенствование и оптимизацию процессов.

Кого звать на стендапы: только ли разработчиков?

Часто под стендапом понимают встречу менеджера и разработчиков, на которой обсуждаются в априори технические проблемы. Но! Такой узкий коллектив не может затронуть все проблемы продукта, поэтому в идеальном стендапе хочется видеть людей разных ролей: дизайнеров, продуктовых маркетологов, продакт-менеджеров, скрам-мастеров и других ребят, напрямую влияющих на продукт. Они смогут подсказать со своей стороны и поделится, что конкретно они делают ради продукта.

Но тут обращайте внимание на количество человек, всё-таки это короткая встреча, которая не должна занимать у вас и вашей команды более 15 минут. Поэтому не надо собирать тридцать человек на стендапе — максимум десять, не более. Если в вашей команде больше 10 человек, делите её на более мелкие части.

Как проводить: делимся полезным шаблоном

Суть встречи в том, чтобы каждый сотрудник ответил на три классических вопроса из эджайл-методологии:

  • Что я сделал вчера?
  • Что собираюсь делать сегодня?
  • Какие проблемы возникли?

Не важно, проводите вы встречи в онлайне или в офлайне, советуем всем воспользоваться шаблоном и визуализировать ответы на онлайн-доске. Так проще будет тем, кто воспринимает информацию глазами и кто пропустил собрание.

Стендапы: ежедневные встречи для синхрона с командой

А ещё этот шаблон должен помочь тем, кто работает в разных часовых поясах. Ждать пока проснутся твои московские коллеги, когда ты находишься во Владивостоке — не очень продуктивно. Поэтому каждый в начале своего рабочего дня открывает доску со стендапом, вписывает ответы на три вопроса, настраивается на продуктивный рабочий день и идёт запускать ракеты в космос.

На чём фокусироваться: правила стендапов

  • Обсуждайте ваши стендапы на ретроспективах

Стендапы можно и нужно совершенствовать. Если кто-то из команды чувствует, что ежедневные встречи — пустая трата времени, обсудите эти переживания на ретроспективе. Зачем делать то, что делают другие без понимания смыслов и ценностей. Может вам нужно сократить количество таких встреч — например, встречаться не каждый день, а через день. А может стоит поэкспериментировать со структурой. Всё обсуждаемо и видоизменяемо. К счастью, правила эджайла адаптивны)

2. Не превращайте стендап в брейншторм или встречу по обсуждению проблем

Помните, что на ежедневных утренних встречах проблемы выявляются, а не решаются. Чтобы решить проблему, создавайте отдельный видеозвонок и приглашайте на него только тех, кто может помочь с возникшей трудностью. Если вы всё это впихнёте в стендап, то потеряется его суть и часть сотрудников будет скучать и ждать конца встречи.

3. Мотивируйте людей рассказывать о проблемах

Когда сотрудники живут в страхе и бояться рассказать о том, что что-то пошло не так, у вашей команды или продукта есть все шансы столкнуться с масштабными проблемами. Согласитесь, намного проще решить проблему в стадии её зарождения, да ведь? Так создайте в команде атмосферу психологической безопасности и стимулируйте коллег говорить о блокерах с самого начала, а не только когда проблему стало тяжело скрывать.

4. Просите коллег приходить подготовленными

Чтобы сотрудник не тратил время на то, чтобы вспомнить, что же он там делал (особенно, если встреча в понедельник), и что ему нужно сделать, просите коллег перед встречей выделить пять – десять минут на заполнение таблицы на онлайн-доске.

5. Не уходите в лирику, говорите по фактам

Опять же, чтобы встречи не затягивались и укладывались во временной лимит. Если чувствуете, что с краткими тезисами у команды проблемы — попробуйте на первых встречах ставить таймер на 2 минуты на каждого сотрудника.

6. Сформулируйте цель стендапов и объясните её своим коллегам

Везде должен быть смысл, в том числе и в стендапах. Расскажите своей команде, зачем каждое утро они тратят 15 минут на эти встречи. И, конечно же, в конце каждой встречи, каждый должен понимать, что цель стендапа выполнена.

7. Не нужно записывать ежедневные встречи

Согласитесь, вряд ли кто-то будет тратить время, чтобы пересматривать стендапы. Тем более если вы всё визуально отражаете на онлайн-доске. А включенная запись может напрягать некоторых ребят и ограничивать их в выражениях.

Почему стендапы в некоторых командах не работают?

Потому что такие команды проводят их для галочки. Происходит это из-за сдвига фокуса с «нам нужно достичь целей продукта» на «нужно проверить, работают ли мои коллеги». Поэтому, когда проводите стендапы, помните про цели вашего спринта — всё, что вся команда делает ежедневно, должно приводить к выполнению этих целей.

Скорее всего ваши ежедневные встречи не имеют смысла, если

  • они занимают больше 15 минут
  • сотрудники разговаривают преимущественно со своим менеджером, а не с коллегами
  • команда говорит только о том, что она делает, а не о целях
  • стендап не проводится, когда менеджер не приходит
  • сотрудники перестают приходить на встречи

Если хоть на один пункт вы утвердительно кивнули, то стоит переосмыслить формат ваших стендапов. Обсудите с командой, что не так и вместе подумайте, как это можно изменить. Не забывайте, что ежедневные встречи нужны не для контроля, а для синхронизации команды и для сверки достижения целей спринта.

Резюме

Если вы ещё нет, то попробуйте поэкспериментировать с форматом стендапов в течение месяца. Если даже вашей команде такие встречи не подойдут, немного разбавите рутину и получите какой никакой опыт. И не забывайте про шаблон онлайн-доски, который мы приготовили специально для вас.

88
2 комментария

У нас очень много завистливых людей и ежедневные стендапы могут привести к плачевным результатам!

Ответить

Ну если научиться круто шутить, то точно будет весело. Вот вам все формулы для написания шуток - https://vc.ru/life/1563408-kak-nauchitsya-shutit-luchshie-priemy-yumora-chtoby-stat-komikom-stendapa

Ответить