Как ИИ не дает сгнить вашей курочке, или почему нейросети — лучшие друзья ресторанов, поваров и монстров фудтеха

Проверить, насколько качественно сделаны салаты? Заставить клиента пройти лишние 100 метров ради точно такого же кофе? Мгновенно отвечать пользователю в мессенджерах и оформлять заказы? Все становится возможным, если нанять хороших дата-сайентистов.

Как ИИ не дает сгнить вашей курочке, или почему нейросети — лучшие друзья ресторанов, поваров и монстров фудтеха

Всем привет! Меня зовут Саша Аксёнов, я CEO студии разработки Unistory из Питера. Мы занимается внедрением AI-решений на заказ. Сегодня решил рассказать кейсы из мировой и российской практики, как фудтех внедряет у себя искусственный интеллект.

Кстати, в своем Telegram-канале постоянно рассказываю про нейросети и их работу в разных сферах бизнеса, подписывайтесь :)

100 порций нужной солянки вместо 150 порций ненужного борща

Что за идея? Доставки, кафе, столовые, рестораны — все терпят убытки из-за порчи продуктов. В один день ваши повара готовят 15 кг лазаньи, ее не покупают, она портится. В другой день, заряженные прошлым опытом, вы делаете только 3 кг лазаньи — а люди готовы купить 30 кг. У вас нет лазаньи, и люди заказывают ее в другом ресторане. Убытки, упущенная выгода — с этим нужно что-то делать.

Как ИИ не дает сгнить вашей курочке, или почему нейросети — лучшие друзья ресторанов, поваров и монстров фудтеха

Искусственный интеллект поможет спрогнозировать:

  • Сколько надо закупить продуктов
  • Сколько поваров нанимать
  • Какие блюда добавить в меню

Кто уже внедрил? Российский стартап Foodcast.ai. Технология анализирует больше 100 параметров: погоду, сезонность продуктов, праздничные дни. ИИ предсказывает покупательскую активность и спрос на разные позиции позиции в меню.

Платформа знает рецепт каждого блюда и автоматизирует подготовку заказов у поставщиков.

Итог — экономия 50% на списаниях продуктов и уменьшение складских остатков на 30%. Также сервис сокращает временные затраты сотрудников на 20–30%.

Что получает пользователь. Разнообразное меню, свежие продукты, быстрая доставка.

Что получает бизнес. Уменьшается процент продуктов, списанных из-за просрочки. Повара не тратят время и продукты на приготовление невостребованных блюд. Пользователи всегда получают самые популярные и вкусные позиции, не будет той ситуации, когда человек заказывает карбонару, а у вас на кухне кончился бэкон.

Как заставить поваров готовить по стандартам и снизить процент брака до нуля

Что за идея? Вы — владелец сети ресторанов быстрого питания, очень беспокоитесь о своей репутации и качестве продукции. Вы нанимаете ответственных сотрудников и проводите максимально подробное обучение.

Но человеческий фактор никто не отменял. Сеть масштабируется, вы нанимаете все больше поваров, и уже не можете следить за качеством работы. Менеджеры тоже не могут обеспечить 100% контроль качества.

Даже самые лояльные покупатели, фанаты и адвокаты бренда, видят, что еда у вас уже не такая вкусная и красивая, как раньше. В соцсетях появляются негативные отзывы.

Так случается со многими бизнесами: когда масштаб растет, качество может падать. А значит, ухудшится и репутация бренда.

Как ИИ не дает сгнить вашей курочке, или почему нейросети — лучшие друзья ресторанов, поваров и монстров фудтеха

Чтобы не допустить падения качества, можно внедрить компьютерное зрение для отслеживания дефектов и нарушений ваших стандартов. Тайные покупатели будут делать заказы, фотографировать продукцию и отправлять их на сервер.

Нейросеть изучит фото продукции на предмет брака, и автоматически вышлет менеджеру торговой точки заключение: так и так, здесь мало соуса, а здесь наши повара поторопились и криво закрутили роллы.

Кто уже внедрил? Отдел компьютерного зрения в Додо участвует в контроле за качеством продукции. Сначала дата сайентисты собирают фотографии пиццы, где можно обнаружить дефекты: белое дно, горелый бортик, неправильная форма. Делают разметку: «рассказывают» искусственному интеллекту, где именно проблема, и к какой категории она относится.

AI-модель обучается на тысячах фотографий пиццы с разными дефектами.

Затем, когда тайные покупатели отправляют снимки — нейросеть быстро определяет, что в этом городе, на этой улице повара часто пережаривают корочки.

Что получает пользователь. Для него все остается за кадром, кроме результата — красивой и вкусной еды.

Что получает бизнес. Отличную репутацию. Соблюдение высоких стандартов качества. Автоматизацию процессов, которые раньше долго и дорого делали живые люди.

Как превратить потребности пользователя в полную корзину и кнопку «Заказать»

Что за идея? Вечер пятницы. К вам в гости пришли два друга и три подруги, чтобы выпить и поиграть в настолки. Всего вас шестеро, настал вечер, и всем захотелось есть. Вы залезаете в агрегатор доставок, и тут выясняется, что одна девушка хочет суши, другая вок, а трое других персонажей готовы скинуться на пиццу.

В голове будет неразбериха, надо будет долго собирать и проверять заказ, чтобы ничего не перепутать и все гости получили, что хотят. А что если просто рассказать искусственному интеллекту вашу ситуацию, чтобы он составил корзину для вас?

Как ИИ не дает сгнить вашей курочке, или почему нейросети — лучшие друзья ресторанов, поваров и монстров фудтеха

Просто берете телефон и начинаете наговаривать: «Привет, у меня в гостях Лена, Катя, Миша, Сережа и Юля. Мы сидим и общаемся, а еще хотим есть. Катя хочет «Филадельфию» с самым толстым лососем, Юля хочет вок из гречневой лапши со свининой, Сережа, Миша и Лена хотят две больших пиццы. Заполни нашу корзину!».

Нейросеть заполняет меню, осталось только проверить и нажать «Заказать». Это пример того, как работает ИИ голосовой ассистент.

Кто уже внедрил? Калифорнийский стартап VOICEplug AI. Это голосовой помощник, который может интегрировать в свое приложение или сайт любой ресторан. Покупатель просто говорит «Привет, я еду на машине и хочу выпить кофе, заберу на 45-ом шоссе через полчаса». AI-ассистент формирует заказ, покупатель забирает кофе — все довольны.

Одна из возможностей VOICEplug AI — сделать заказ, находясь за рулем автомобиля
Одна из возможностей VOICEplug AI — сделать заказ, находясь за рулем автомобиля

Что получает пользователь. Экономию времени. Не нужно заполнять заказ вручную и долго искать нужные блюда по разным разделам. Не нужно звонить по телефону, ждать, когда тебе ответит оператор.

Что получает бизнес. Уникальная фича, которая помогает вам привлечь пользователей, которые ценят свое время и хотят заполнять заказы мгновенно. Теперь покупатель знает, что может сделать заказ через голосового помощника за несколько секунд — а значит, закажет именно у вас.

Персональные рационы: супереда для суперлюдей

Что за идея. Искусственный интеллект может стать для каждого человека личным нутрициологом. Нет-нет, мы не про тех нутрициологов, которые прошли курсы за три месяца и пытаются рекламировать себя в запрещенных соцсетях. AI может проанализировать гораздо больше информации для отдельного человека — и составить для него идеальное, полностью персонализированное меню.

Как ИИ не дает сгнить вашей курочке, или почему нейросети — лучшие друзья ресторанов, поваров и монстров фудтеха

Человек будет есть только то, что помогает ему чувствовать себя здоровым и энергичным. Перестанет ориентироваться на банальные «истины» вроде «сахар это плохо». Причем такое меню будет реалистичным, сможет учитывать лайфстайл человека и доступность продуктов.

Пользователи, для которых доставка или агрегатор оказывают услугу «Персональный рацион», станут базой коммьюнити и костяком лояльной аудитории.

Заказы еды больше не будут ассоциироваться с офисным ланчем или пятничными посиделками. Теперь это будут полные рационы на каждый день — такой покупатель принесет компании гораздо больше денег.

Кто уже внедрил. Американская компания Zoe. Проект с мощной научной базой: сотрудничает с учеными из Массачусетса, Гарварда, Стэнфорда и Лондона. Ядро проекта — люди с медицинскими степенями.

Стартап с научной базой Zoe
Стартап с научной базой Zoe

Клиенты компании получают набор медицинских тестов, которые можно провести на дому. Результаты отправляют специалистам Zoe.

Нейросети анализируют данные и составляют индивидуальное меню, основанное на результатах тестов. После этого сотрудники компании с научным бэкграундом вносят в персональный рацион свои уточнения.

Что получает пользователь. Индивидуальное меню, основанное на научных данных. Возможность скорректировать свой рацион, чтобы чувствовать себя лучше каждый день, быть энергичным и делать мир лучше. Перестать испытывать постоянную сонливость и лень.

Что получает бизнес. УТП и позиционирование. Возможность захватить аудиторию людей, для которых забота о здоровье — не пустой звук.

Как не дать клиенту разорваться между двумя кофейнями

Что за идея. Я — офисный сотрудник и большой любитель кофе. Три часа, разгар рабочего дня, а на меня напала сонливость. Естественно, я хочу добраться до ближайшей кофейной точки и взбодриться.

Спускаюсь на лифте на первый этаж. Здесь в холле бизнес-центра стоит небольшая кофейная точка. На улице, через дорогу от бизнес-центра — большая сетевая кофейня. Кофе в обоих заведениях одинаковый, цена одинаковая. Но мне нужно разжиться кофеином как можно быстрее, поэтому я покупаю свой латте в холле. Сетевая кофейня через дорогу потеряла клиента.

Как ИИ не дает сгнить вашей курочке, или почему нейросети — лучшие друзья ресторанов, поваров и монстров фудтеха
А что если искусственный интеллект сделает для меня персональную скидку на любимый напиток в кофейне через дорогу? Вижу: экономия 50 рублей, на эти деньги можно купить шоколадку! Я решаю перейти через дорогу и купить латте подешевле.

Дальше — больше. Нейросеть запоминает, что я хожу ходить кофе каждый будний день примерно в три часа. В 14:30 мне начинают приходить напоминания: «Захотелось спать после обеда? Заходи к нам: на улице жара, предлагаем тебе скидку 30% на холодный фраппе! Предпочитаешь классику? Для любимого клиента латте на 50 рублей дешевле». У каждого гостя — свои, персональные AI-скидки.

Кто уже внедрил. Food Market Skolkovo запустил персональные программы лояльности на основе искусственного интеллекта и получил такие результаты:

  • Более 85% гостей возвращались благодаря SMS-рассылкам и пуш-уведомлениям с предложениями, которые сделал AI.
  • Более 12% оборота — выручка, которую принесли клиенты после таких сообщений от нейросети.
Food Market Skolkovo
Food Market Skolkovo

Нейросеть SWiP AI в этом кейсе анализирует историю покупок пользователя, его вкусы и предпочтения. Благодаря этому удается повысить лояльность гостей и стимулировать повторные покупки.

Кроме того, внедрение ИИ в работу со скидками и бонусами снижает расходы на постоянный запуск новых акций. Вашему маркетологу не приходится каждый день выкручиваться, чтобы придумать что-нибудь эдакое. Пусть начинает делать что-нибудь полезное!

Что получает пользователь. Экономит деньги на покупках любимых блюд, напитков и продуктов. Экономит время — не нужно испытывать муки выбора, когда нейросеть уже предложила тебе отличный обед за недорого.

Что получает бизнес. Оружие в борьбе с конкурентами. Простой и понятный способ удержания клиентов, инструмент повышения лояльности.

Умные чат-боты: как не убить лиды вашего ресторана

Что за идея. Представим, что я — директор сети доставок. Бизнес растет, я открываю новые точки. Для удобства пользователей запускаем новый способ оформления заказа — через мессенджер.

Уже через неделю оказывается, что менеджеры, которых мы посадили отвечать в Телеграме и Вотсапе, не успевают справляться с наплывом заказов, особенно по вечерам и на выходных. Пользователь пишет, и если не получает ответ мгновенно — заказывает в другой доставке.

Как ИИ не дает сгнить вашей курочке, или почему нейросети — лучшие друзья ресторанов, поваров и монстров фудтеха

Что делать? Подключить к мессенджерам не оператора, а чат-бота на основе большой языковой модели. Интегрировать чат-бота с нашей базой данных и CRM.

Этот бот сможет ответить на все вопросы пользователя о нашей продукции. Например, если покупатель спросит «Сколько мяса в этом воке?», AI через секунду напишет «В этом воке 150 грамм говядины». Чтобы найти ответ на такой вопрос, оператору-человеку пришлось бы потратить не меньше минуты.

А главное — бот будет отвечать мгновенно, и покупатели перестанут «Отваливаться».

Кто уже внедрил. Крупнейшие мировые ресторанные сети взяли AI чат-боты на вооружение: TGI Fridays, Domino’s Pizza, Taco Bell.

Что получает пользователь. Возможность быстро сделать заказ и получить ответ на любой вопрос о продукции компании, ценах, рекламных акциях. Не нужно ждать ответа оператора или искать ответ на сайте.

Что получает бизнес. Покупатели перестают «отваливаться» на этапе оформления заказа в мессенджере, потому что бот отвечает им сразу же, без задержки. Быстрые и точные ответы бота на все вопросы повышают лояльность клиентов.

В своем Телеграм-канале я постоянно рассказываю о новинках в мире нейросетей и юзкейсах AI в разных сферах бизнеса. А еще — делюсь с подписчиками полезными гайдами и другими материалами.

Если хотите сильнее погрузиться в тему искусственного интеллекта и создать своего первого ИИ чат-бота, подписывайтесь и пишите комментарий к любому посту «Хочу гайд». Бесплатно вышлем подробную инструкцию о том, как создать собственного AI-ассистента.

88
8 комментариев

Несемся в новую эпоху

3
Ответить

Да, и очень интересно увидеть, куда принесемся. И как будет выглядеть этот новый мир лет через 5. Думаю скоро напишу статью с большим прогнозом о том, какие сейчас тенденции в развитии AI, и как они повлияют на общество в целом.

1
Ответить

Не хотел бы общаться с роботами, когда заказываю еду. Если бы они реально могли отвечать на любые вопросы про то что я хочу заказать - тогда да. Но не могут ведь.

2
Ответить

Если правильно провести интеграцию с базой знаний — смогут :)

1
Ответить

Искусственный интеллект поможет спрогнозировать:
Сколько надо закупить продуктов
Сколько поваров нанимать
Какие блюда добавить в меню
Короче смотрю что ИИ знатно так помогает рестораторам

2
Ответить

Однозначно!

Ответить

Недавно слушал как Буше рассказывали как у них внедряют ии чатбота, было любопытно — загрузили туда этические труды фаундера, и ллмка отвечает словами руководства, в чем смысл жизни.

1
Ответить