Руководитель лейбла: мысли про музыкальные нейросети и будущее индустрии

Много лет назад, Я основал собственный музыкальный лейбл. Это андерграунд. Лейбл нишевый, но среди резидентов - артисты со всех континентов мира. И теперь с широким распространением звуковых нейросетей думаю: Что будет дальше? И как относиться к тому, что раньше трек могли писать неделю или месяц, а теперь за минуту.

Руководитель лейбла: мысли про музыкальные нейросети и будущее индустрии

Привет. Это Марк Шишлёв. Я основатель и руководитель Label Cantroll (в 2010ых название звучало как Cuntroll). Попробовал 12 музыкальных нейросетей (Suno, Musicfy, Musichero, Elevenlabs, Boomy, Udio, Melobytes, Soundful, Beatoven, Soundraw, Amper и Stableaudio) и ещё пять держу в голове (MusicLM от Google, GenAI от Adobe, MusicGen от признанной экстремистской в России Meta, Ripple от ByteDance и Fugatto от Nvidia). В этой заметке собрал свои мысли про новую индустрию.

Настоящее

Сейчас результат работы AI очень скудный: прикольный, но не серьёзный. С большими проблемами по качеству, особенно для beatless версий и экспериментальных жанров. Сервисы дают результат с очень низким битрейтом в 192 kbps. И без стемов (исходников). Это никак не могут использовать профессиональные продюсеры, музыканты или заказчики в лице крупных кинокомпаний или телеканалов. Но хорошо зашло для бытового применения или шутки ради. Например, на фон в сторис или чтобы "записать" песню кому-то из родственников на день рождения.

Важно: у нейросетей нет жизненного опыта, нет интеллекта, он не думает и не чувствует. AI модели раньше являлись простыми комбинаторными генераторами. Сейчас алгоритмы стали гораздо сложнее, но ИИ всё равно использует общепринятые и очевидные решения. Например, если промт содержит слово “beats”, то обязательно мелодия будет содержать электропианино или keys. А если “lofi” - то с лёгкими шумами на фоне. Настоящий смысл в творчестве привносит только человек. Но да, это крутой дополнительный помощник - например, чтобы найти семпл.

Музыканты учились, слушали других музыкантов. Художники тоже. Уже на основе этого переработав и вдохновившись, писали что-то своё. В целом, так происходит обучение человека. Мозг генерирует что-то из того, что увидел, услышал или почувствовал ранее. Ровно так же работают и нейросети - генерируют, основываясь на чужом опыте. Именно такую позицию будут держать разработчики ИИ-сервисов в судах против условных корпораций Sony Music и Warner по теме того, что нейросети "кормили" нелегальными файлами, защищенными авторским правом. Но с юридической стороны - всё будет чистенько.

Будущее

В развитие нейросетей ежегодно вкладывают миллиарды долларов не только венчурные стартапы, но и корпорации. Они рассчитывают, что качество их продукта будет расти и поэтому через пару лет не останется различий между нейромузыкой и инструментальной.

Стриминговые сервисы платят артистам мало (отдельная тема!), и если они захотят платить ещё меньше - будут в свои плейлисты включать купленную нейромузыку. Возможно, они сами будут генерировать эту музыку. Ведь цена производства такого контента стремится к нулю.

Использование генеративных технологий станет обыденностью. Можно будет самому себе генерить биты и песенки сразу в смартфоне. Я надеюсь, что насыщение быстро придёт, но уверен какое-то время нас ждут заголовки типа:

  • выступления ИИ группы с видеоаватарами
  • lifestyle-блогер-бот - у которого все фото, тексты и видео сгенерированны
  • стоки с фото и аудио нейроконтентом
  • инди продукт (игра или сериал) с AI саундтреком

К чему готовимся?

Быть ещё более креативными. Нужно петь и играть нетипично, чтобы отличаться от робота. Точнее от того, что в загрузили в нейросеть в качестве примера. Стремиться стать не просто музыкальной группой или певицей, а харизматичной личностью с активными аккаунтами в соц сетях и концертами. Потому что, это создаёт добавленную стоимость вашего проекта.

Возможно, творчество сделанное людьми станет конкурентным преимуществом и чем-то более эксклюзивным. К описанием к музыкальным альбомам кто-то будет добавлять, что "тексты и музыка написаны без использования нейросетей". Но ... если вы хотите зарабатывать на музыке - важно понимать - конкуренция огромная! Певцов и музыкантов теперь столько не требуется. Нельзя запретить заниматься творчеством и лабать на гитаре с ребятами на репетиционной базе. Но можно нейроподделками обесценить само занятие игрой на инструментах, битмейкерство или кропотливое музицирование в программах. Нужно быть готовым не разочаровываться. Удачи во всём!

Собрал ретроспективный плейлист с лучшими треками, выходившими на Label Cantroll в 2023-2024 году. На выбор: YouTube Music | Spotify | Яндекс Музыка

1 комментарий

Привет, бро, полностью мои мысли описал. Так оно и будет. Мы, как живые, музыканты будем кем-то типа антиквариатом на музыкальном нейрорынке, и со временем будем как вино становиться лучше и дороже. Все гармонии мира уже зашиты в ИИ - даже диссонансы и опусы Альфреда Шнитке....
Будут лучше генерации, наверно, будут добавлять эмоции или "контролеры управления эмоциями вокала".... Но... Живое - есть живое. и