Почему внедрение ИИ буксует в ритейле и производстве — и как это исправить?
Внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) в бизнес-процессы российских компаний стремительно набирает обороты. Согласно исследованию консалтинговой компании «Яков и Партнёры», к лету 2024 года 54% российских компаний интегрировали решения на базе генеративного ИИ хотя бы в одну функцию, тогда как годом ранее таких внедрений практически не было.
Рост интереса к ИИ обусловлен его значительным экономическим потенциалом. По оценкам экспертов, к 2030 году реализация технологий генеративного ИИ может принести странам БРИКС+ экономический эффект в размере от 350 до 600 млрд долларов США. При этом около 70% этого эффекта ожидается в шести ключевых отраслях: банковском секторе, розничной торговле, машиностроении, энергетике, электронике и ИТ.
В розничной торговле, в частности, прогнозируется финансовый эффект от внедрения генеративного ИИ в диапазоне 45–70 млрд долларов США. Это подчёркивает важность использования ИИ для оптимизации процессов управления ассортиментом и низколиквидными остатками, что особенно актуально для российского рынка.
Однако, несмотря на впечатляющие перспективы, многие компании сталкиваются с вызовами при внедрении ИИ. Сопротивление изменениям, страх утраты контроля и недостаток координации между департаментами остаются серьёзными препятствиями. Преодоление этих барьеров требует чёткого понимания целей внедрения ИИ, выбора подходящей архитектуры решений и ориентации на успешные отраслевые кейсы.
ИИ в бизнесе — работает только при чётко поставленных целях и комплексном подходе к процессам. Особенно это касается крупных компаний, где внедрение ИИ обещает кратный рост эффективности, но на деле часто заканчивается либо "пилотом в стол", либо переговорами ни о чём. Почему так происходит, давайте разберем.
1. Непонимание, что именно нужно от ИИ
ИИ — это не волшебный шар, который решит все проблемы "по вдохновению". Особенно это касается предиктивных систем: чтобы они заработали, данные должны быть точными, размеченными, актуальными.Многие компании накапливают петабайты информации в ERP, IBP, APS, MES, WMS, TMS, CRM, SRM системах, но не все данные пригодны для обучения ИИ, потому что они могут быть некачественные, неконсистентные, в результате ИИ пытается найти закономерности, объяснить все данные, запоминая и учитывая ошибки, в итоге ошибочные прогнозы. Затем следует вывод: "Технологии на базе ИИ не работают".
Здесь еще важно отметить, что вся ответственность за решения ИИ остаётся всё равно на человеке.
2. Сопротивление изменениям и страх утраты контроля
По данным консалтинговой компании "Яков и Партнёры", доля компаний, использующих ИИ в торговле, выросла с 19% в 2021 году до 35% в 2023 году. Потенциальный экономический эффект в ритейле к 2027 году может превысить 1 трлн рублей. Но барьер в восприятии технологии остаётся.
Средний менеджмент воспринимает ИИ как угрозу: "меня заменят", "система примет решение без меня". Хотя на деле задача ИИ — автоматизировать рутину и предложить наиболее вероятные сценарии. Окончательное решение остаётся за человеком. Искусственный интеллект — не заместитель, а помощник.
3. Отсутствие межфункциональной координации
Все системы на базе ИИ, в том числе и наша цифровая система Novo Forecast Enterprise требует слаженной работы департаментов: продаж, логистики, закупок, маркетинга, IT, аналитики. У каждого — свои KPI, цели, задачи. Без единого центра координации и поддержки на уровне первого лица такие проекты не реализуются.
Пример: крупная агропромышленная компания не могла наладить продажи через маркетплейсы. E-commerce-отдел подстраивался под общие логистические ритмы, а доставка занимала до 5 дней. После внедрения IBP-модуля с ИИ удалось выделить ecom-поток в отдельную цепочку — с учётом регионального спроса и логистики. Продажи выросли, а издержки остались под контролем.
Но такие решения возможны только при участии всех структур и чёткого распределения ответственности.
Что делать бизнесу?
Определить реальные потребности и задачи
Цифровая архитектура компании должна быть выстроена с учётом функциональности всех ключевых систем:
- ERP-системы обеспечивают устойчивость бизнеса, объединяя финансовое, кадровое и операционное управление в единую платформу.
- IBP-системы позволяют прогнозировать, оценивать риски и синхронизировать стратегические и операционные планы.
- APS и MES-системы отвечают за планирование производства и его исполнение, помогают повысить эффективность загрузки мощностей и управляемость производственным процессом.
- WMS и TMS-системы обеспечивают высокий уровень сервиса на складах и в транспортной логистике, ускоряя движение товаров и оптимизируя маршруты.
- CRM-системы структурируют работу с клиентами, управляют воронкой продаж и повышают качество сервиса.
- SRM-системы автоматизируют стратегию взаимодействия с поставщиками и помогают повысить прозрачность и надёжность закупок.
ИИ может стать надстройкой для каждой из этих систем — усиливая их функциональность и объединяя в единую экосистему данных и управленческих решений. Но важно понимать, какую задачу решает каждая система, и как они взаимодействуют между собой. Архитектура цифровых решений должна быть выстроена под бизнес, а не наоборот.
Ориентироваться на отраслевые кейсы
Практика показывает, что именно прикладные решения ИИ дают максимальный эффект в конкретных отраслей бизнеса. Один из ярких примеров — кейс консалтинговой компании "Яков и Партнёры", которая выступит с этим проектом на SUPPLY & DEMAND PLANNING CONFERENCE. Компания представит подход к управлению ассортиментом и низколиквидными остатками с использованием предиктивных механизмов. В онлайн и офлайн-ритейле это одна из наиболее острых проблем: нужно эффективно управлять остатками, промоакциями и ценами, снижая возвраты и стимулируя продажи.
Система, разработанная в партнёрстве с искусственным интеллектом, позволяет:
- точно прогнозировать спрос на уровне конкретных позиций;
- автоматически подбирать промо-механику для низколиквидных остатков;
- использовать ИИ для сокращения возвратов в выдаче
- рекомендовать стимулирующие действия в офлайн-магазинах.
Такие примеры доказывают, что при правильной постановке задач, наличием выстроенной ИТ- инфраструктуры искусственный интеллект может работать, как полноценный помощник.
Сегодня цифровые технологии интересуют не только CIO, круг заинтересованных лиц значительно расширился, теперь это операционные директора, директора по логистике и планированию, руководители цепочек поставок. Интерес к таким технологиям особенно высок в сегментах с широкой SKU-матрицей и сложной логистикой, поэтому на рынке активно развиваются профильные конференции, которые дают возможность познакомиться с практическими кейсами, обменяться опытом и пообщаться с экспертами по планированию и прогнозированию. Поэтому наша компания Novo BI уже 5 год подряд проводит конференцию SUPPLY & DEMAND PLANNING CONFERENCE. Это ежегодная площадка для обсуждения актуальных вопросов рынка, включая применение ИИ в цепочках поставок и управлении спросом.