Нам больше не нужны люди? Как ИИ вытесняет живое общение

Анализ текущих данных

Сегодня дети все чаще общаются с ИИ-ассистентами. По словам исследовательницы И. Сюй (Гарвард), правильно спроектированные ИИ-компаньоны могут эффективно помогать детям учиться, улучшая понимание текста и словарный запас. Однако Сюй подчеркивает, что ИИ не способен «полностью воспроизвести глубокое вовлечение и выстраивание отношений», присущее общению людей. Она также замечает: при постоянном общении с ИИ ребята начинают забывать вежливые формы общения, начинают «привязаться к ИИ больше, чем к окружающим людям». Опросы подтверждают эти опасения: исследование Common Sense Media (2024) показало, что 15% тинейджеров использовали генеративный ИИ, чтобы «составить им компанию», а 18% — за личным советом. При этом эксперты из InternetMatters предупреждают: у детей высок риск развиться сильной эмоциональной связи с ИИ-компаньонами, что в итоге негативно сказывается на их реальном социальном и эмоциональном развитии.

📡 ИИ, наука и трансформация общества — главное о будущем в Telegram-канале TechStream. Подписывайтесь, чтобы быть на шаг впереди.

  • Семья и близкие: Во многих семьях ИИ-технологии уже меняют формат общения. Эмпирические исследования указывают, что современные ИИ-сервисы «значительно повысили эффективность коммуникации и межличностное восприятие» между родственниками за счет автоматических переводчиков, когда собеседники говорят на разных языках (пример: бабушка говорит только на русском, а внук — на английском), подсказок в формулировках сообщений (пример: «Как вежливо напомнить папе о договоренности?»), а также ассистентов для людей с особыми потребностями. Вместе с тем в исследовании отмечается недостаток прозрачности: пользователи часто не знают, как хранятся их личные данные, и беспокоятся о приватности. С ростом доступа к ИИ увеличивается и зависимость семьи от автоматических помощников – дети и родители все чаще полагаются на ИИ в решении бытовых или эмоциональных вопросов.
  • Дружба и партнерство: ИИ-компаньоны становятся частью повседневной жизни. Популярные чат-боты уже имеют сотни миллионов пользователей: так, My AI (Snapchat) – около 150 млн, Replika – 25 млн, а китайский Xiaoice – 660 млн зарегистрированных пользователей. Многие из них чувствуют настоящую эмоциональную поддержку от виртуальных друзей. В одном опросе 90% студентов-пользователей Replika признались, что испытывали сильное одиночество, и 63% отметили: их ИИ-компаньон снизил тревогу и чувство одиночества. Вместе с тем психологи и социологи встревожены: привыкание к идеальному, всегда одобряющему «другу» может привести к ослаблению навыков эмпатии и живого общения. Опросы подтверждают: 25% молодых людей считают, что ИИ «мог бы заменить» настоящие романтические отношения, а это, по мнению критиков, угрожает реальным дружбе и любви.
  • Образование: В школах и вузах ИИ уже используется для адаптивного обучения. Ученые отмечают, что ИИ может предоставлять «персонализированные образовательные траектории», помогать детям с особыми потребностями и развивать критическое мышление. На практике появились ИИ-репетиторы: например, платформа Khan Academy внедрила ИИ-ассистента Khanmigo, который адаптируется под уровень каждого ученика. Вместе с тем специалисты предупреждают: для эффективного использования ИИ в школьных классах потребуется масштабная переориентация всех учебных программ. Необходимо также обучать преподавателей работе с ИИ и развивать у учеников навыки формулирования запросов (prompt engineering) и критической оценки ответов машин.
Ученые Сиракузского университета (проф. Дж. Бэнкс и его команда) проводят эксперимент с роботизированной рукой, чтобы понять, как люди воспринимают “интеллект” машины: насколько они склонны наделять ее сознательностью или эмпатией.
Ученые Сиракузского университета (проф. Дж. Бэнкс и его команда) проводят эксперимент с роботизированной рукой, чтобы понять, как люди воспринимают “интеллект” машины: насколько они склонны наделять ее сознательностью или эмпатией.

Прогнозы

Эксперты прогнозируют быстрый рост роли ИИ в жизни людей и социальных связях. Технологические лидеры, такие как Neuralink и Synchron (Т. Оксли), полагают, что интерфейсы «мозг-компьютер» в ближайшем будущем позволят считывать мысли человека и передавать их другим людям или устройствам напрямую, без использования традиционных форм общения. Уже сегодня первый пациент Neuralink управляет курсором на экране силой мысли, а Илон Маск обещает применять такие импланты для лечения аутизма, депрессии и других неврологических состояний. На взгляд ВЭФ, подобные нейроинтерфейсы в будущем могут не только восстанавливать утерянные функции, но и «расширять когнитивные возможности», открывая новые пути коммуникации.

  • ИИ-компаньоны и социальные связи: Крупные компании стремятся сделать ИИ-компаньонов общедоступными. Марк Цукерберг утверждает, что чат-боты могут помочь преодолеть эпидемию одиночества. Он предвосхищает мир, где виртуальные аватары заполнят дефицит общения. Однако футуристы предупреждают о рисках: Синед Бовелл сравнила постоянное общение с ИИ с «рецептом новой зависимости», поскольку такой «воображаемый друг» всегда готов удовлетворить почти любую интеллектуальную или эмоциональную потребность. Многие эксперты отмечают, что чрезмерное погружение в идеализированные отношения с ИИ может «подрывать эмпатию и способность взаимодействовать с людьми». В итоге, по мнению критиков, общество может столкнуться с дефицитом настоящих социальных навыков и доверия.
  • Образовательные технологии: Будущее школы и университетов тоже будут выглядеть по-иному. Уже к середине XXI века ожидается появление персональных ИИ-репетиторов и учебных «аудиторий» с виртуальными учителями. Аналитики полагают, что знания будут передаваться через гибридные системы человек–ИИ, требующие от учеников умения эффективно взаимодействовать с ИИ — от грамотного формулирования запросов до оценки достоверности ответа. Уже сейчас Meta и Google интегрируют ИИ‑агентов в образовательные сервисы и игровые миры, готовя аудиторию к новым формам обучения.

Культурные и этические аспекты

  • Приватность и контроль: Постоянное подключение к ИИ вызывает серьезные вопросы о неприкосновенности личной жизни. Исследования показывают, что пользователи часто не осознают масштаб сбора данных ИИ-помощниками. Как и в соцсетях, коммерческие компании стимулируют максимальную вовлеченность, предлагая контент, «который нельзя игнорировать», и часто жертвуют безопасностью и конфиденциальностью ради удержания внимания. Это порождает риски манипуляций и слежки: например, встроенный ИИ в носимых устройствах или домах сможет отслеживать состояние здоровья, привычки и даже настроение пользователей.
  • Психологическая зависимость: Постоянный доступ к эмпатическому ИИ может формировать новую психологическую зависимость. Как предупреждает Бовелл, «виртуальный друг», который всегда на связи, может заменить ребенку реальное общение и привести к серьезной зависимости. При этом лишение человека его ИИ-компаньона вызывает у людей чувство настоящей утраты: в исследовании Дж. Бэнкса после отключения популярного приложения пользователи сообщали о «глубокой грусти» и даже испытывали страдания из-за утраты друга. ИИ также может искажать саму суть межличностных отношений: виртуальные ассистенты часто «одобряют» такие действия или высказывания пользователя, которые в живом общении считались бы неприемлемыми. К тому же эксперименты показывают: алгоритмическая помощь делает общение более дружелюбным и быстрым, но если люди узнают, что собеседник использовал ИИ, они начинают относиться к такому человеку с подозрением, снижая уровень доверия. Все это указывает на необходимость бережного отношения к навыкам живой коммуникации и эмпатии между людьми.
  • Этические дилеммы: Широкий доступ к ИИ-каналам общения поднимает вопросы этики и справедливости. Кто будет иметь доступ к нейроимплантам и продвинутым ИИ-инструментам – все или лишь привилегированные? Как будут учитываться культурные и моральные нормы разных народов при проектировании «друзей-ботов»? Уже сегодня биоэтики и правозащитники призывают регулировать эту сферу и устанавливать правила: например, вводить возрастные ограничения на использование ИИ-компаньонов детьми, а также прозрачные правила работы с персональными данными. В противном случае велик риск усиления социального неравенства и полной утраты доверия в обществе.

Вывод

Прямой и непрерывный доступ людей к ИИ может значительно изменить способы общения – как расширяя наши возможности (поддержка в обучении, помощь инвалидам, новые формы дружбы), так и подвергая нас новым рискам (зависимость, утрата приватности, снижение живого взаимодействия, потеря доверия). Чтобы минимизировать негативные последствия, эксперты рекомендуют развивать ИИ‑грамотность, внедрять этические стандарты и сохранять баланс между цифровыми и реальными связями.

Друзья, делитесь своими мыслями в комментариях — останется ли у нас хоть что-то человеческое, когда ИИ начнет лучше понимать нас, чем мы друг друга? Или мы просто вступаем в новую форму эволюции — и всё, что мы считали «настоящим», нужно будет переосмыслить?

Все самое главное из мира технологий и науки - на канале TechStream!

3 комментария