Формальность вместо эффективности: почему BIM в России пока не стал рабочим инструментом
С июля 2024 года российские строительные компании обязаны использовать BIM-системы (Building Information Modeling, технологии, которые позволяют создать цифровую копию здания) в долевом строительстве. Диджитал-копии будущих проектов позволяют лучше контролировать сроки выполнения строительных работ, затраты и за счет этого сокращать расходы бизнеса на проект до 5–8%. Несмотря на очевидные преимущества цифрового моделирования, лишь 20% российских компаний используют BIM. Я — Кирилл Поляков, основатель цифровой платформы для управления стройкой Pragmacore (малая технологическая компания Сколково), расскажу, с чем связана тенденция и как ее изменить
Что такое BIM
Когда мы говорим о BIM, мы имеем в виду виртуальную 3D-модель будущего или существующего объекта, которая дублирует его ключевые параметры: геометрию, инженерные системы, материалы и даже сроки установки оборудования. BIM-модель создается в программе AutoCad, затем загружается в систему по работе с данными BIM-модели (например, в Tangl, Renga), где автоматически выявляются несоответствия и коллизии (например, пересечения труб). Они в свою очередь интегрируется с платформой по управлению стройкой (например, Pragmacore), образуя так называемую среду общих данных (информационное пространство, обеспечивающее совместное использование BIM-данных).
Цифровой двойник постоянно обновляется по мере реализации проекта. Для этого используется лазерное сканирование — съемка объекта с помощью лидаров. Они формируют виртуальное облако точек, из которого складывается реализованный объем, и далее сравнивают с проектом в BIM. Все эти позволяет участникам проекта видеть текущее состояние объекта, планировать закупки материалов, распределять рабочую силу и пр.
При грамотном использовании BIM позволяет: Снижать перерасход материалов (точные расчеты вместо расчетов «на глаз»). Избегать коллизий (когда трубы «наезжают» на балки или коммуникации дублируются). Прогнозировать реальные сроки вывода проекта в эксплуатацию (а не надеяться, что «как-нибудь успеем»).
Почему инструмент пока не прижился в России
По подсчетам экспертов, объем мирового рынка BIM в 2024 году составил $8,88 млрд и к 2034-му достигнет $25 млрд. В США и Великобритании цифровые модели уже используют 70% компаний. В России же лишь 20%, по нашим подсчетам. Хотя с 2022 года отечественные девелоперы обязаны применять BIM на всех проектах по госзаказу, а с июля 2024-го — в долевом строительстве, большинство отечественных девелоперов продолжает работать по бумажным чертежам и Excel-таблицам. Модели создаются, но только для галочки.
Почему российские компании неохотно внедряют инструмент? Главная проблема — нежелание менять устоявшиеся процессы. Многие генподрядчики и девелоперы считают так: «Мы много лет строили без BIM — зачем нам тратить время на обучение и что-то менять?».
Отсутствие единой цифровой экосистемы при внедрении BIM — еще одна преграда на пути цифровизации. Проектировщики работают в Revit, строители — в Excel и WhatsApp, а заказчики получают отчеты в PDF. В результате данные теряются, созданные модели не обновляются, быстро устаревают и оказываются неэффективными на стройке.
Как решить проблему
Для эффективного внедрения BIM нужны платформы, которые объединили бы системы для создания цифровых копий, управления задачами и финансовыми потоками. За счет этого все стороны, задействованные в строительстве, окажутся в едином информационном пространстве.
Мы в Pragmacore идем по этому пути и создали площадку, где цифровая модель обновляется в реальном времени (без версий трехмесячной давности); все участники стройки, от прораба до заказчика, видят актуальные данные о проекте; автоматизируется отчетность (больше никаких ручных сводок).
Но даже лучший софт не сработает без культуры работы с данными. Поэтому, вместе с внедрением мы оказываем услуги консалтинга: помогаем командам внедрять систему и адаптировать ее под свои задачи и бизнес-процессы. Кроме того, интегрировать BIM в работу строительной компании необходимо поэтапно, чтобы все заинтересованные стороны могли привыкнуть к ее функционалу.
Важно оказывать долгосрочную поддержку клиентов — разовых инструкций, как показывает практика, недостаточно. Многие разработчики находятся на связи в первые несколько недель после подключения платформ и не могут своевременно решить проблемы, возникшие у клиентов: например, несовместимость с другим ПО, разрозненность данных и пр. Те, не получив помощь, разочаровываются в цифровых решениях в целом.
Что еще поможет превратить ускорить внедрение цифровых инструментов в стройку:
- Запуск центров компетенций, которые будут готовить специалистов, заточенных на работу с BIM и другими цифровыми инструментами, выдавать сертификаты и пр. Выпускники, в свою очередь, смогут обучать команды и объяснять необходимость и пользу перехода на цифровые рельсы.
- Создание единых стандартов работы с BIM. Они упростят процесс внедрения подобных систем, и участники проектов будут охотнее работать с цифровыми моделями.
- Объединение разрозненных цифровых продуктов для стройки в единые экосистемы. Это снизит барьеры между участниками строительства и превратит BIM из формальности в реальный механизм управления проектами.
А как у вас устроена работа? Используете BIM?