Три причины, почему блогеры с нарциссической травмой слишком доверяют ИИ
Вы верите, что ИИ может написать тексты лучше вас? Когда вы освоили Дипсик или GPT, у вас возникло желание делегировать нейронке бóльшую часть работы с контентом? Возможно, так реагирует ваша раненая детская часть личности. Удивлены? Рассказываю подробности, чтобы вы писали талантливые тексты!
Я — райтер, работаю в основном с психологами. Пишу и редактирую продающие тексты, помогаю вести блоги. За 15 лет общения с практикующими специалистами многому у них научилась, многое узнала и написала несколько сотен статей о психологии для разных изданий.
Особенно меня увлекла тема нарциссической травмы, о которой две клиентки с моей помощью написали книги. После глубокого и длительного погружения в тему я поняла, что особенную надежду на ИИ возлагают авторы с нарциссической травмой. Для этого у них есть три причины.
Я не собираюсь раздавать диагнозы направо и налево. И вешать обесценивающие ярлыки не буду. Хочу лишь поделиться знаниями и наблюдениями, которые помогут вам оставаться яркими и самобытными авторами, даже если вы активно используете ИИ.
Нарциссизм — это не самолюбование
Бытует ошибочное мнение, что нарциссы — самовлюблённые эгоисты. Мало кто знает, что полная характеристика этого расстройства — нарциссическая травма материнского отвержения.
Нарциссизм возникает в раннем детстве, в контакте с холодной, обесценивающей матерью. Хотя далеко не всегда эмоционально недоступная мама воспитывает ребенка с расстройством личности. У него может просто пораниться одна часть. И тогда эта нарциссическая часть, которая есть у всех личностей, станет особенно проявленной.
Для работы в публичной сфере эта часть личности важна и нужна. Поэтому блогерам развитая нарциссическая часть не мешает, а помогает. Самое главное, что важно знать о нарциссической травме — она формирует две полярные реакции — идеализацию и обесценивание.
Люди с нарциссической травмой всю жизнь раскачиваются на качелях между состоянием «я великий» и «я ничтожный». Величие нарциссов — это психологическая защита, которая помогает скрывать чудовищно низкую самооценку.
Первая причина особого отношения нарциссов к ИИ — грандиозность возможностей нейронки, которая резонирует с нарциссической травмой. Нарциссам важно быть грандиозными, а ИИ — инструмент, который может помочь в грандиозном масштабировании.
Почему расстройство личности назвали в честь персонажа древнегреческого мифа
Древнегреческий миф о Нарциссе, сыне бога Кефиса и нимфы Лариопы, пересказал древнеримский поэт Овидий в поэме «Метаморфозы». По сюжету, когда мальчик родился, предсказатель Тиресий предрёк, что ребёнок вырастет красивым и одарённым, но как только увидит своё отражение, умрёт.
Суть мифа не в том, что прекрасный Нарцисс собой любовался, а в том, что он не мог видеть своего лица. Он не мог узнать, какой он на самом деле. Суть нарциссического расстройства личности в том, что человек не знает, какой он на самом деле. Если мать с детства навязывала ребёнку мысль о том, что он бездарный, глупый, ленивый и вообще позор семьи, ему трудно выйти за рамки такой оценки и признать свои настоящие достоинства.
Стыд за свою ничтожность такой болезненный, что его приходится скрывать под маской грандиозности. Есть даже такой термин "нарциссический стыд".
Вторая причина того, что нарциссы больше других вовлекаются в использование нейросетей — потеря веры в себя рядом с грандиозным явлением. На фоне грандиозных возможностей ИИ эмоционально раненый автор может показаться себе ничтожным и обесценить свои возможности.
Ощущение себя беспомощным, ничтожным и бездарным таким людям знакомо с детства. Поэтому рядом с грандиозной материнской фигурой ИИ автор опять чувствует себя бездарностью, как и говорила ему реальная мама. Нарциссы не знают, какие они на самом деле, поэтому их легко ранить малейшим намёком на несостоятельность.
Почему для нарциссов жизненно важно использовать грандиозные возможности ИИ
Блогеры относятся к ИИ по-разному. Одни — спокойно, как к полезному инструменту. Другие — с особым рвением возлагают на ИИ множество задач. Авторы с адекватной самооценкой используют нейронку по мере необходимости и продолжают писать тексты сами. Авторы с травмой отвержения бессознательно проецируют на ИИ свою травму и могут столкнуться с эмоциональным параличом: "Я никогда не напишу лучше, чем ИИ! Ведь я всего лишь человек! Мои способности ничтожны по сравнению с искусственным разумом!"
Это именно бессознательная реакция. Без помощи психолога люди не осознают своё восприятие мира через призму травмы. Да и травмы свои часто не признают и отрицают — такова психологическая защита, которая оберегает от осознания болезненного и несправедливого детского опыта.
Третья причина особого отношения нарциссов к ИИ — компенсация травмы отвержения. Это не порок и не недостаток! Это важный адаптационный механизм, который помогает нарциссической личности более комфортно контактировать с другими людьми и миром в целом.
Я сама, как вы поняли, из этих. Иначе зачем мне было писать 15 книг и собирать сотни тысяч подписчиков на разных платформах, зачем становиться теле- и радиоведущей на федеральных каналах? Хочется проявленности и внимания! У меня — травма отцовского отвержения. И такое тоже бывает. Отвержение отца не такое токсичное, как отвержение мамы, поэтому у меня расщепление на величие и ничтожность не сформировало личность. Но я знаю эту боль.
Травма может быть не только препятствием к здоровым отношениям с другими людьми, но и ресурсом в самореализации. Вы бы никогда не узнали Лизу Питеркину — блогера и писателя, если бы не долгие годы личной терапии и постоянное общение с психологами и психотерапевтами.
Одна моя близкая подруга-психотерапевт высказала очень важную для меня мысль: "Если бы все люди были эмоционально здоровыми, они были бы похожи друг на друга, как клоны. Именно травмы делают людей уникальными личностями!" Вдохновляет, не правда ли?
Только не забывайте, что уникальность личности не зависит от ИИ. Интересными людьми и привлекательными специалистами нас делают не 20 умных, отшлифованных постов в день, а то живое, что вибрирует внутри. И если это вибрирует травма, совершенно не стыдно превратить боль в красоту слова и показать миру. А у ИИ никаких травм нет! Именно травмами, уязвимостями и душевными вибрациями написана вся мировая (грандиозная) литература. Уж поверьте мне как филологу!