Сгенерированная ИИ исполнительница получила контракт с музыкальной компанией на 3 миллиона долларов

ИИ‑проект Xania Monet, созданный поэтессой из Миссисипи Талишей Джонс, получил контракт с музыкальной компанией Hallwood Media на сумму 3 миллиона долларов. Это один из первых случаев, когда лейбл подписывает соглашение не с исполнителем в привычном понимании, а с цифровым проектом, где вокал и музыка создаются с помощью генеративных нейросетей.

Сгенерированная ИИ исполнительница получила контракт с музыкальной компанией на 3 миллиона долларов

Заинтересованность лейблов появилась после того, как сингл Xania Monet попал в чарты Billboard, а общее число стримов в США превысило 10 миллионов. При этом Джонс подчёркивает, что пишет все тексты самостоятельно, а в музыкальное оформление добавляются «живые элементы». Для создания музыки и голоса используется сервис Suno — одна из популярных платформ для генерации песен на основе текстовых описаний. Дебютный альбом проекта Unfolded вышел в августе.

Сделка с Hallwood Media стала не первой попыткой лейблов выйти на рынок ИИ-музыки. В июле та же компания подписала договор с другим популярным автором песен на платформе Suno — пользователем под псевдонимом Imoliver. Но именно контракт с Xania Monet вызвал наибольшую реакцию.

Некоторые исполнители высказались резко. Певицы Kehlani и SZA обратили внимание на то, что речь идёт не о художественном проекте, а о технологической имитации — с минимальным участием живых людей. Звучали и аргументы о недобросовестной конкуренции: в то время как реальные музыканты сталкиваются с затратами, неустойчивым доходом и необходимостью постоянной практики, ИИ-проекты выходят в чарты без гастролей, репетиций и живой команды.

Отдельный повод для критики — юридическая сторона. Платформа Suno, через которую создаётся музыка Xania Monet, уже стала объектом споров: её заподозрили в использовании обучающих данных без разрешения правообладателей, в том числе музыкального контента с YouTube. Некоторые издания отмечают, что часть лейблов отказалась от переговоров с Джонс именно из-за возможных рисков, связанных с авторскими правами.

Создательница проекта, в свою очередь, подчёркивает, что воспринимает Xania Monet как форму самовыражения, где ИИ — это инструмент, а не заменитель. По её словам, важную роль в проекте играют тексты, а технология — лишь способ музыкального оформления.

Тем не менее, кейс Xania Monet указывает на то, как быстро границы между художественным трудом и цифровым продакшном стираются. Пока крупные лейблы ведут переговоры с ИИ-проектами, а синглы из таких источников набирают миллионы прослушиваний, музыкальная индустрия сталкивается с вопросами, на которые пока нет готового ответа: что считается настоящей работой, кто может считаться артистом, и кто несёт ответственность за контент, созданный машиной.

А вы бы стали слушать такую музыку?

1
1 комментарий