Интерфейс, который заговорил. Как Apps в ChatGPT меняют языки дизайна и бизнеса
Вместо того, чтобы молча и гневно ставить одну звезду водителю Yandex, который приехал на заказ с пометкой «везём собаку» и непредсказуемо заявил, что «собак не вожу»,—теперь можно учинить скандал нейросети и получить мгновенную терапевтическую поддержку от ChatGPT!
Звучит забавно,—но это не просто ироничный отрывок книги в стиле Хайнлайна, а реальность нового поколения UX.
6 октября 2025 года OpenAI запустили Apps inside ChatGPT: это платформа, которая позволяет брендам и разработчикам создавать витрину своего продукта в виде приложения прямо внутри чата.
Проще говоря, теперь ChatGPT—это не просто чат, который может написать пост для соцсетей, подбить статистику трат по фоткам чеков и подготовить меню на месяц; это новая точка входа для доступа к сервисам и бизнесам.
Как это выглядит для пользователя
Помните, как когда-то мы стали гуглить любую потребность на свете?
Теперь это все можно сделать внутри ChatGPT—естественной речью, не задумываясь над правильной формулировкой запроса, да еще и не выходя из предыдущего контекста.
Представьте: только что вы обсуждали с чатом наступающий отпуск. Изливали ваши терзания по поводу направления и времяпрепровождения,—а чат возьмёт и по горячим следам вызовет Booking. И предложит вам лучшие из отелей. А потом еще забронирует идеальную гастро-экскурсию через Tripadvisor.
Или вот: вы размышляете о покупке квартиры, а ChatGPT заботливо откроет приложение по поиску недвижимости, чтобы вы посмотрели подходящие объекты на карте—и обсудили с чатом плюсы-минусы-подводные камни разных вариантов, даже не открывая каждый в отдельной вкладке.
Больше не нужно будет самостоятельно искать то-самое-приложение или сайт—мы просто скажем ChatGPT, что нам нужно, а он подключит эффективное решение.
Приложения можно вызывать вручную—по названию продукта или бренда. А может произойти и автоматический вызов—когда ChatGPT понимает по контексту, какое приложение отлично решит текущую проблему. Это делает взаимодействие естественным и бесшовным: в режиме разговора подключаются необходимые функции реальных сервисов, и вам даже не нужно прыгать среди тысяч (не прячьте глаз—мы сами такие) открытых вкладок в браузере.
Это буквально переворачивает паттерн потребления: теперь не пользователь идёт к бренду, а бренд приходит к пользователю—в момент реальной потребности.
Из Attention Economy—в Intention Economy
Последние -дцать лет digital-дизайн жил в «экономике внимания» (attention economy): борьба за клик, за взгляд, за секунды удержания. Фокус перемещался между нанесенной пользой и цепляющими лендингами, прелестными эффектами, визуальными впечатлениями. Только бы пользователь подметил, зацепился и остался в продукте как можно дольше.
Но с точки зрения нового пользовательского опыта в ChatGPT+Apps, внимание не главное. Главное—intention: намерение, которое бесшовно и быстро реализовано.
Здесь мы переходим в «экономику намерений» (intention economy)—или, как альтернативно называют эту веху, «экономику пользы». Лучше всех такая экономика складывается не у тех, у кого самый пышный павлиний хвост,—а у тех, кто оказался в нужный момент под рукой и реально решил задачу наикратчайшим путем.
В текущем контексте, выигрывает тот, кто оказался под рукой—то есть, в списке приложений,—у ChatGPT: в праздной беседе решаются задачи от выбора фильма и просмотра на подходящей платформе—до покупки квартиры в самом безопасном районе и по оптимальной цене.
И, очевидно, если условный Netflix уже представлен среди приложений, а условный Посмотри-Кино-у-Нас—еще нет, то последний драматически теряет аудиторию ChatGPT.
А это, ни много ни мало, более 800 миллионов пользователей на сегодняшний день.
«Привет, чат! Закажи корм, который подойдет моей собаке.
Да—и еще вызови такси, которое действительно pet-friendly…»
Что это значит для бизнеса
Итак, мы уже поняли, что окно диалога, возможно, станет новой главной страницей интернета.
Стало быть, бизнесы смогут выдохнуть (в перспективе) и не состязаться за переходы, клики, удержание на страничке. Но теперь придется соревноваться в дисциплине заботы о пользователе—и за право быть самым полезным в текущем конкретном запросе.
А вот что для этого важно:
- Соблюдать требования к контенту. Сайт перестаёт быть точкой входа и превращается в структурированный источник данных для AI. Еще сильнее возрастает потребность контента быть машиночитаемым—чтобы ChatGPT мог распознать, верно интерпретировать, встроить и порекомендовать сервис.
- Адаптировать маркетинг-стратегию. Раньше мы взывали: «Зайди на наш сайт».Теперь: «Передай ChatGPT—мы справляемся с этой задачей лучше всех на свете».Новая стратегия зиждется на правиле: «Пусть ChatGPT позаботится о ваших мыслях и словах, пока мы заботимся о ваших задачах и времени».
- Действовать уже сейчас. Ранние пташки—Booking, Canva, Coursera, Figma, Spotify и другие—уже высадились в этом AI-Клондайке и ухаживают за драгоценными пользователями. Даже анонсированы корпорации, которые появятся следующим ближайшим поездом,—среди них и фудтех, и такси, и хорека, и кто только ещё. А через пару лет, когда пользователи привыкнут, что всё доступно прямо внутри ChatGPT,—традиционный веб-серфинг может ощущаться как рудимент. Паттерны поведения изменяются, и остановить эту волну нельзя. Но—её можно оседлать и стать тем самым «мы справляемся с этой задачей лучше всех». А нужно ли объяснять, какую фору дает выход на разогретый рынок раньше всех конкурентов?..
Что это значит для IT-ремесленников
Дизайнеров, исследователей, разработчиков,—всех-всех-всех.
UX теперь начинается не с визуала, а с вопроса.
Буквально: Как звучит потребность пользователя? Как AI её интерпретирует? Как бренд отвечает?
И вот что приходится иметь в виду:
- Дизайн больше не про флоу на экране—он про флоу разговора. Проектирование начинается с диалога.
- От красивых эффектов и тогглов фокус смещается к «а вот это будет реально полезно»-моментам внутри диалога.
- Раньше CTA звучали в духе «перейти в раздел с услугами», теперь больше—«спросите ChatGPT».
В новые базовые компетенции войдут:
- Conversation design—структура и сценарии диалога, тональность бренда;
- Trust design—создание доверия между человеком и AI;
- Adaptive visualization—как визуальные элементы вплетаются внутрь диалога.
Для каких продуктов это подходит
Помните, как в 2008 году Apple впустили сторонних разработчиков в стерильный и вылизанный App Store?..
Это короткий ответ на вопрос, для кого подходит витрина приложения внутри ChatGPT: для всех.
Чуть более развернутый ответ: приложение в ChatGPT подходит для всех, кто предлагает сервис. Хотя бы один. Пользователь описывает, что ему нужно; ChatGPT подключает ваше приложение.
Все еще не верите? Тогда мы [идем к вам] собрали список примеров use-кейсов в разных отраслях:
E-commerce и розничная торговля
От каталогов и воронок—к разговорному поиску и покупке в момент, когда возникло желание покупать.
Примеры сценариев:
- Разговорный поиск: «Хочу теплую зимнюю куртку, чтобы ходить в снежные горы». ChatGPT открывает приложение NorthFace и изучает материалы и погодные условия разных вариантов пуховиков, предлагая оптимальные варианты.
- Интерактивная настройка параметров: выбор цвета и размера в беседе с чатом.
- Сопровождение после покупки: «Как ухаживать за непромокаемой курткой?»—ChatGPT находит советы по уходу прямо в приложении бренда и отображает их пользователю. Пользователь рад—у него сложился объемный доверительный опыт с брендом. Без выхода за рамки ChatGPT и тягомотной навигации по сайту бренда.
Финтех и страхование
От сложных интерфейсов—к контекстному ассистенту, который знает ответы на все вопросы и может помочь с любыми операциями.
Примеры сценариев:
- Управление финансами: просим ChatGPT: «Помоги сократить ежемесячные расходы». Он вызывает приложение Revolut и визуализирует график, выделяя главные статьи расходов, и ChatGPT предлагает, как можно чуть затянуть поясок в них.
- Инвестиционные советы: спрашиваем у чата: «Как мне научиться инвестировать?», а он строит план и предлагает инвестиционное приложение, в котором можно как раз прикупить выгодно портфель или два…
- Страховые случаи: жалуемся «Сегодня у зубного потратил $5000 на зубы мудрости», а чат уже тут как тут: обращается в Allianz Care, запрашивает, покрывает ли ваша страховка стоматологию—и даже заполняет инвойс, заботливо запрашивая у вас только недостающую информацию.
Туризм
От переключения между вкладками сервисов бронирования—к одной беседе о путешествии.Планирование, бронирование билетов и отелей и сопровождение происходят в одном чате.
Примеры сценариев:
- Создание маршрута: «Собираюсь в отпуск. Это сюрприз для моего мужа. Спланируй 4 дня в Барселоне»—чат открывает Booking и показывает подходящий гайд от них. А еще предлагает отели, где можно остановиться близ точек притяжения по маршруту!
- Персонализированные фильтры: «А найди аутентичное жилье с видом на горы и чтобы можно было с собакой». ChatGPT открывает Airbnb—там нашлись подходящие варианты.
- Локальные рекомендации: «Где позавтракать с необычным видом?»—чат не только найдет рейтинг мест, но и предложит заказать такси до того-самого-кафе во встроенном приложении Uber.
- Изменения в поездке: «Я заболел, прямо перед отпуском…вот бы перенести рейс на пару дней, чтобы прийти в себя». А чат уже проверяет возможность переноса рейса—в приложении авиакомпании.
Foodtech и доставка
От бесконечного скролла меню (с каждым бывало)—к заказу по настроению и контексту.
Примеры сценариев:
- Персонализированные заказы: «Хочу что-то острое, круглое и зеленое. Но я на дефиците калорий, учти»—пишем чату как есть. А он открывает приложение доставки, подбирает блюда и предлагает нам положить в корзину то, на что упал глаз.
- Групповые заказы: «У меня сегодня гости, нужен ужин на 5 человек. Один из гостей вегетарианец». Раз, а чат уже собрал корзину, учитывая предпочтения каждого гостя!
- Интеграция со здоровьем: «А сколько свободных калорий у меня сегодня осталось? Чем я могу поужинать»? Идеально: ChatGPT сперва заглядывает в приложение фитнес-трекинга, понимает, на что можно расчитывать сегодня на ужин,—а потом открывает доставку и предлагает то, что впишется в калораж.
- Подписки на еду: «Составь меню на неделю, вместе со списком нужных продуктов. До $300 долларов в сумме»—чат придумывает разнообразное меню, а потом открывает приложение Перекресток Впрок и собирает корзину. И ни одной лишней печеньки не прошмыгнет в нее!
Такси и транспорт
От отдельных приложений—к единому ассистенту по всем передвижениям.
Примеры сценариев:
- Заказ поездки: «Итак, значит, завтра мне нужно попасть в аэропорт к 7 утра?»—чат подтверждает планы, которые вы обсуждали выше, а сам уже через Uber бронирует поездку.
- Мультимодальные маршруты: «Как мне лучше добраться до работы завтра? Ехать через центр, а в городе будет проходить ЧМ по футболу». Чат изучает комбинации такси, метро или даже арендных велосипедов для оптимального времени—и предлагает забронировать поездку заранее через приложение.
- Каршеринг: «Собираюсь загород на выходные, а машину как назло поставил в ремонт». Вжух, и ChatGPT+inDrive создают бронь.
- Поддержка клиентов: «Я заказывал pet-friendly такси, а водитель возмутился, что не повезет собаку, и уехал без меня»—тут чат и приголубит, и поддержит, и заведет обращение в службу поддержки такси.
Образование и Edtech
От жестко структурированных курсов—к адаптивному обучению в диалоге.
Примеры сценариев:
- Подбор курса: «Хочу изучить UX-дизайн, не знаю по этой теме ничего». Чат подбирает подходящие треки на Coursera.
- Вопросы по ходу урока: «Я не помню этот термин. Что это такое?»—ChatGPT дает разбор термина и возвращает на пару уроков назад в приложении Udemy, чтобы напомнить контекст.
- Тестирование: «Давай протестируем меня, что я правильно понял тему, чтобы двигаться дальше». Чат анализирует урок в приложении—и составляет мини-квиз.
Медицина и здоровье
От поиска симптомов и ипохондрических настроений—к консультациям с профессиональным врачом и записью в больницу внутри чата.
Примеры сценариев:
- Симптом-чекер: «Привет, у меня нет температуры, но морозит тело»—чат заходит в приложение клиники и бронирует запись.
- Рецепты и аптечные заказы: «Я вчера был у кардиолога, сегодня должны были прийти результаты анализов и заключение врача на их основе, проверь, пожалуйста». Чат открывает приложение клиники, проверяет направление врача. Там сказано, что нужно пропить курс магния—отлично, чат сразу же идет в приложение аптеки и собирает корзину.
- Мониторинг состояния: интеграция с Apple Health и вызов врача через приложение клиники в критических случаях.
- Ментальное здоровье: «И врач сказал, что это я перепутала время приёма. Хотя у меня все было записано. Но мне было стыдно, и я сделала вид, что сама виновата, хотя мне теперь противно». Чат предлагает сделать заметки в приложении на грядущую терапию—чтобы обсудить на сессии с психологом в Alter.
Недвижимость
От множества ползунков, фильтров и вкладок с описаниями—к бесшовному поиску по вербальному описанию идеального жилья.
Примеры сценариев:
- Подбор жилья: «Я ищу квартиру, аренда, до $1000 в месяц, на Петроградке, евродвушка желательно. Не бабушкин ремонт». ChatGPT выводит карту приложения по поиску недвижимости—и отображает только доступные варианты. Без всякого «есть отличный вариант, единственное, он за $1200».
- Ипотечный расчёт: «Я зарабатываю $5000, на сколько лет я могу взять ипотеку?»—чат обращается в приложение и рассчитывает возможные варианты, предлагая несколько оптимальных раскладов на разные случаи возможных изменений в зарплате.
- Аналитика районов: «Я хочу купить квартиру, но очень беспокоюсь за ребенка—чтобы была хорошая школа поблизости, плюс безопасный район. Меня все пугают, что в Купчино может быть неспокойно…». Чат анализирует доступную информацию о районах, шерстит все школы в округе—и показывает карту приложения недвижимости с подходящими районами.
B2B сервисы
От условных пестрых дашбордов—к разговорной аналитике и автоматизации написания запросов.
Примеры сценариев:
- Аналитика: «У нас есть вот такая экселька за третий квартал. Как бы нам автоматизировать хранение всей этой истории на будущее? И сколько у нас чистая прибыль, в итоге?». Чат открывает Airtable, экспортирует данные туда, колдует над SQL-запросами—и возвращает симпатичный график и автоматизированную CRM-ку.
- Генерация документов: «Создай NDA для наших дизайнеров попроектно»—чат обращается в юридическое приложение и генерирует шаблон (а потом еще пойдет в Canva и сделает из шаблона нестыдный документ).
- CRM-интеграция: «Надежный ли это клиент? Сможет ли он заплатить за проект?»—ChatGPT открывает Salesforce и анализирует. А потом еще и предложит сценарий, как договориться и получить оплату вовремя.
Креатив и медиа
От разрозненных инструментов—к синергетическому творчеству в диалоге.
Примеры сценариев:
- Дизайн по запросу: «У меня есть вот такие темы для постов—напиши посты и подготовь симпатичные медиа к ним»—чат талантливо пишет посты, а потом открывает Figma Make и генерирует картинки—на основе корпоративных пресетов.
- Презентации: «Нужно собрать презентацию для клиента, которого я описывал выше»—ChatGPT снова открывает Figma Slides, и вместе они превращают текст в питчдек.
- Видео и звук: «Смени музыку в видео на что-нибудь более подходящее видеоряду»—чат анализирует видео, идет в CapCut и просит подставить ту-самую-композицию из библиотеки с доступными правами.
HR, продуктивность и внутренние процессы
От десятков инструментов—к одному окну, в которое можно отправить сотрудника.
Примеры сценариев:
- Управление задачами: «Покажи, какие у меня еще остались открытые задачи»—чат идет в Jira и возвращается со списком задач и предложением по приоритетам.
- Резюме встреч: «А подскажи, плиз, что осталось мне сделать, чтобы закрыть этот проект?»—чат анализирует переписку с клиентом и коллегами в Slack, читает Zoom-транскрипцию—и подсказывает, что из задач осталось.
- Рекрутинг: «Мы ищем backend-разработчика»—чат составляет вакансию, переносит ее в Greenhouse и публикует.
- HR-процессы: «Хочу сходить в отпуск в сентябре»—ChatGPT идет в WorkDay, создает запрос на отпуск и отправляет письмо на менеджера через Outlook—с просьбой аппрувнуть АСАП. А то еще выгорание…
- Онбординг: «Подготовь онбординг для backend-разработчика, которого мы наняли по твоей вакансии»—чат ищет в Greenhouse контакт человека, который нужно заонбордить. Составляет план онбординга и подготавливает все корпоративные приложения к использованию новым коллегой.
Госуслуги и инфраструктура
От бюрократии—к вежливому и простому диалогу.
Примеры сценариев:
- Документы: «Мне нужна справка об отсутствии судимости, как ее получить?»—чат открывает локальные госуслуги и запрашивает нужную бумажку.
- Налоги: «Посчитай мой налог за 2025 год»—чат идет в приложение налоговой службы, запрашивает вводные и изменения в законодательной части—а потом считает налоги.
- Локальные уведомления: «Еду в отпуск в Италии, спланируй поездку на неделю, на арендованной машине»—чат не ленится и проверяет легальные штуки, которые важно знать путешественникам, на разных городских порталах Италии. Неожиданно вовремя обнаруживается, что заезд в центр некоторых городов карается огромным штрафом!
Исследования, данные и знания
От поиска разных источников в Google—к анализу и визуализации в диалоге.
Примеры сценариев:
- Маркет-ресёрч: «Покажи тренды по petTech в 2025»—чат запрашивает у McKinsey интересные данные по отрасли.
- Академический поиск: «Найди исследования по иерархии в диаде собака-человек и скажи, считают ли собаки нас стаей». Чат идет в приложение PubMed, исследует источники и возвращается с выжимкой.
- Коллаборации: «А можешь теперь собрать краткое резюме исследования для публикации в виде case-study?»—чат отправляется в Notion и структурирует свои исследования на новой страничке в разделе Case Studies.
Кратчайшая шпаргалка: что всем сделать уже сейчас
- Проводим аудит пользовательского пути. Где и как пользователи задают вопросы? Когда сомневаются и как вербально выглядят эти возражения? Где и как принимают решения?.. Ответы на эти вопросы—точки входа в ChatGPT-приложение.
- Проводим аудит контента. Контент должен быть структурирован по канонам машиночитаемости. ChatGPT не умеет читать буквально, он аналитик.
- Начинаем с малого—но начинаем. Можно начать с пилотного сценария. Один сервис, одно взаимодействие, один момент пользы. Главное—войти в экосистему раньше, чем пользователи начнут искать вас там самостоятельно—и разочаруются, не обнаружив вас.
Две строчки после точки
Глядя на всё происходящее, трудно не задуматься: что именно сейчас зреет под капотом в тандеме Джони Айва (одного из величайших умов дизайна) и Сэма Альтмана (одного из величайших умов в AI)?
Фокус в продукте постепенно смещается: от мишуры и калейдоскопа эффектов—на пользу, которую решение оказывает.
Сильный дизайн всегда стремился к этому: быть интуитивным, бесшовным, мгновенно помогающим.
В Madebymad мы всегда ставили в центр пользу и прозрачность для пользователя—поэтому к текущему моменту оказались более чем готовы. Искренне гордимся нашей командой: мы уже сейчас заряжены помогать продуктам адаптироваться к новой AI-native реальности—где дизайн буквально говорит словами через чат.
И если вы тоже зарядились после прочтения статьи—ждем вас на hello@madebymad.co! Мы здесь, чтобы воплощать лучшие практики и реализовывать диджитал-решения, достойные вашего потрясающий продукта и его клиентов.