Южная Корея отказалась от школьных ИИ-учебников: проект свернули через четыре месяца

Южная Корея стала одной из первых стран, где попытались внедрить в школы учебники, поддерживаемые искусственным интеллектом. Программа, рассчитанная на персонализацию обучения и снижение нагрузки на учителей, стартовала весной 2025 года. Учебники по математике, английскому и информатике получили официальный статус и были представлены в цифровом виде — с рекомендациями, автоматической адаптацией под уровень ученика и интерактивными заданиями.

Южная Корея отказалась от школьных ИИ-учебников: проект свернули через четыре месяца

Однако уже через четыре месяца проект был фактически свернут. Учебники утратили статус обязательных и стали «дополнительными материалами» — то есть школы могут использовать их по желанию, но не обязаны. Причина — в череде проблем, которые стали очевидны сразу после запуска.

Ученики жаловались на технические сбои, несоответствие материала их уровню и трудности в самостоятельной работе. «Все занятия постоянно откладывались из-за проблем с учебниками. Было трудно сосредоточиться — я не понимал, как ими пользоваться», — рассказал один из старшеклассников из Чеджу.

Учителя говорили о том, что вместо снижения нагрузки произошло обратное: стало сложнее отслеживать прогресс учеников, увеличилось время на подготовку к урокам, выросло количество экранного времени. Родители высказывали беспокойство по поводу конфиденциальности данных и общего качества учебных материалов.

На фоне этих отзывов количество школ, использующих ИИ-учебники, сократилось почти вдвое: с 37 % в первом семестре до 19 % во втором.

Главной проблемой проекта стало не само использование ИИ, а его поспешное внедрение. По официальным данным, на разработку учебников ушло 12 месяцев, на проверку — три, ещё три — на подготовку. Для сравнения: традиционные печатные учебники разрабатываются и проверяются в три раза дольше.

Эксперты отмечают, что ИИ-технологии нужно сначала внедрять в домашние задания и дополнительные занятия, а не сразу переводить на них весь учебный процесс. Без этого у учителей и учеников не было ни времени на адаптацию, ни чёткого понимания, как использовать новые материалы.

Несмотря на это, сами разработчики считают, что проект был перспективным. Они подчёркивают, что учебники давали больше возможностей для индивидуальной поддержки, помогали ученикам с ограниченными возможностями и тем, кто неуверенно владеет корейским языком.

Но даже сторонники программы признают: начинать нужно было с ограниченного тестирования. «Всё было сделано слишком быстро. Нужно было сначала понять, как это работает в реальных условиях», — отметил один из учителей, работавших с ИИ-учебниками.

Опыт Южной Кореи показывает, что в образовании даже самые технологически продвинутые решения не работают без времени, подготовки и участия тех, кто будет ими пользоваться. ИИ может помочь школе, но только если сначала научиться его применять — и делать это постепенно.

А вы уже сталкивались с инструментами ИИ в обычной жизни, которые внедрили преждевременно?

1
1 комментарий