Всё, чего вы не знали про тест Тьюринга
Иногда я хулиганю и придумываю кликбейтные заголовки. Сегодня как раз такой день.
Итак, про тест Тьюринга все слышали, а саму статью, в которой он предлагается, все читали? Если нет, давайте исправлять: мы здесь за то, чтобы читать первоисточники.
Статья называется «Computing Machinery and Intelligence» («Вычислительные машины и интеллект»), она была опубликована в журнале Mind в 1950 году. И она отлично написана, на самом деле, без тучи технических подробностей, так что не бойтесь её изучить самостоятельно. А для лёгкого старта я далее предлагаю вам свой краткий её обзор.
Идея Тьюринга
Может ли машина думать? Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала определить, что такое «машина» и что значит «думать». Это дело неблагодарное, поэтому Алан Тьюринг предлагает заменить вопрос на эксперимент.
Допустим, есть три человека: мужчина, женщина и ещё один, который может быть как мужчиной, так и женщиной – это не важно. Этот третий человек сидит в отдельной комнате и задаёт вопросы, пытаясь отгадать, кто из его собеседников какого пола. Чтобы их не раскрыли их голоса, все участники общаются посредством переписки и печатают друг другу свои ответы.
Мужчина старается запутать вопрошающего и лжёт, а женщина, напротив, должна помочь выяснить правду (можно наоборот).
Теперь представим, что наш вопрошающий играет не с мужчиной и женщиной, а с компьютером и человеком, и компьютер старается притвориться человеком. Если он успешно запутает вопрошающего, можно признать, что компьютер умеет думать.
Вспомним, что это работа 1950 года, так что речь идёт о компьютерах, сильно отличающихся от наших современных. В частности, Тьюринг упоминает «Манчестерский компьютер» (Manchester Machine). Это была серия первых в мире компьютеров с хранимой в памяти программой. Самый ранний из них – Манчестерская малая экспериментальная машина, которую ласково прозвали «Малыш» (Baby). Малыш весил тонну и мог занять целую комнату: он был 17 футов в длину и 7,4 фута в высоту – это примерно 5 метров в длину и 2,26 метра в высоту.
Это был прототип, который вскоре доработали до компьютера Manchester Mark 1 (Манчестерский Марк 1). В этом процессе Тьюринг участвовал непосредственно, и Марк 1 как раз упомянут в статье.
«Марк» здесь – это не имя, а специальное обозначение, которое можно перевести как «версия» или «образец».
Именно такие машины Тьюринг предлагает допускать к испытанию. Они должны обладать хранилищем (памятью), модулем запуска программ и модулем контроля, который обеспечивает правильность выполнения функций. В своём мысленном эксперименте Тьюринг допускает появление более мощных и совершенных машин, которые также смогут пройти тест. Он умер 1954 году, не дожив чуть больше двух недель до своих 42 лет. Если бы прожил еще каких-то 23 года, мог бы застать первый персональный компьютер, созданный Apple. Он мог бы принести миру ещё много гениальных изобретений, но об этой человеческой трагедии я расскажу как-нибудь позже, скорее всего, у себя в телеграме.
А пока вернёмся мыслями в 1950 год. Вопрос «Может ли машина думать?» после некоторых логических преобразований превратился в следующую задачу:
Возьмём цифровой компьютер C. Верно ли то, что, имея достаточный объём памяти и подходящую программу (инструкцию) и обладая достаточной скоростью работы, C сможет удовлетворительно сыграть в игру-имитацию по описанному ранее сценарию?
Сам Тьюринг считал, что в течение пятидесяти лет (то есть, к двухтысячным) будет возможно так запрограммировать компьютер, что среднестатистический вопрошающий раскусит компьютер через пять минут с вероятностью не более 70%. Более того, учёные будущего (то есть, нашего времени) будут говорить о «думающих машинах» как о чём-то само собой разумеющимся, потому что изменится само значение терминов, и в этом нет ничего плохого.
Контраргументы
Значительная часть статьи посвящена контраргументам, которые автор разбирает один за другим. Я не буду вдаваться в подробности, только кратко их перечислю:
· Теологический контраргумент: мышление – свойство бессмертной души, которой нет у машины, так что машина не может мыслить («Меня не слишком впечатляют теологические аргументы, что бы они ни поддерживали,» – написал Тьюринг, предварительно всё-таки порассуждав о бессмертной душе из уважения к воображаемому оппоненту);
· Контраргумент тревоги: последствия появления мышления у машин будут ужасны, поэтому можно не надо («Не можно,» – отвечает Тьюринг. – «Мы слишком привыкли думать о собственном превосходстве над всем живым, но довело ли это нас до чего-нибудь хорошего?»);
· Математический аргумент: есть расчёты, которые показывают, что вычислительная мощность машин и их способности всегда будут ограничены (как и человеческие, впрочем, поэтому не так уж наш уровень недостижим);
· Контраргумент сознания: машину можно считать думающей только если она способна испытывать эмоции, действовать в соответствии с ними и осознавать это (что принципиально невозможно проверить, как невозможно проверить, способен ли думать ваш собеседник-человек);
· Контраргумент конкретных способностей: всегда есть нечто, чего машина не сможет сделать, например, наслаждаться вкусом клубники или иметь чувство юмора («Создавать машину, которая умеет наслаждаться вкусом клубники как-то бестолково, а всё остальное – вопрос достаточного объёма памяти,» – так считал Тьюринг).
К слову, среди «невозможных способностей» он приводит такие как «учиться на собственном опыте» или «совершать ошибки». Вот бы воскресить его и показать ему ChatGPT.
· Контраргумент Ады Лавлейс (Ada Lovelace – создательница первой компьютерной программы): машина ничего не может создать самостоятельно, только следовать нашим инструкциям (люди тоже, в общем, комбинируют уже известное, весь вопрос лишь в том, как определять новизну).
Здесь Тьюринг предлагает перефразировать аргумент как: «Машина никогда не сможет нас удивить, – и далее отвечает. – Меня машины удивляют весьма часто. Главным образом, потому что я ленюсь как следует просчитать ожидаемый результат их работы». Ну мы или не мы?
Machines take me by surprise with great frequency. This is largely because I do not do sufficient calculation to decide what to expect them to do, or rather because, although I do a calculation, I do it in a hurried, slipshod fashion, taking risks. Perhaps I say to myself, "I suppose the Voltage here ought to he the same as there: anyway let's assume it is." Naturally I am often wrong, and the result is a surprise for me for by the time the experiment is done these assumptions have been forgotten. These admissions lay me open to lectures on the subject of my vicious ways, but do not throw any doubt on my credibility when I testify to the surprises I experience.
· Контраргумент отличия компьютера от нервной системы: они отличаются, поэтому компьютер не сможет вести себя как мозг (что не доказано: одного и того же поведения можно добиться разными способами);
· Контраргумент невозможности формализовать поведение человека: машина работает по правилам, и невозможно написать достаточно правил, чтобы отразить всю сложность поведения человека.
Тьюринг перефразирует этот контраргумент так, что несколько уводит его в сторону, на мой взгляд. Он говорит: «Тогда выходит, что кто действует по правилам, тот и машина. Но человек тоже действует по какому-то бесконечно большому набору правил, и мы можем их узнавать только в процессе наблюдения: человека ущипнули – он запищал. Теперь у нас есть такое новое правило. И мы никогда не сможем остановиться и сказать, что всё проверили и знаем все правила. Но вот я написал некую программу для Манчестерского компьютера. Дайте ему несколько чисел, он вернёт вам новое число, и попробуйте по этому ответу догадаться, что там за правила внутри».
Либо я запуталась в логике мистера Тьюринга, либо он красиво ушёл от ответа. Тем не менее, он всё равно оказался прав в некотором роде: современные большие языковые модели настолько большие, что мы не знаем, что там у них внутри. Приходится изобретать методы для их изучения, как если бы они были какими-нибудь мышками или птичками.
Но и контраргумент правдив: можно ли вычислить и описать все правила, по которым мы существуем – скорее нет, чем да. Просто, опять же, не обязательно быть как человек, чтобы уметь думать. Я тут недавно слушала очень интересную лекцию про интеллект у насекомых. Послушайте тоже, интересно.
· Аргумент экстрасенсорного восприятия: если человек телепат, он сразу догадается, кто компьютер, а кто нет («Сильный аргумент, – внезапно говорит Тьюринг»).
Это, кажется, не сарказм, хотя, когда читаешь статью, лица автора не видно. На тему экстрасенсорных способностей есть два прекрасных проекта: зарубежный фонд Джеймса Рэнди и российская премия имени Гарри Гудини. Оба проекта проверяют людей, которые заявляют об экстрасенсорных способностях, в контролируемых научных экспериментах. Пока никто проверку не прошёл.
Заключение
Я не привожу некоторые рассуждения Тьюринга о мозге: с тех пор нейробиология шагнула вперёд, и многие тезисы были опровергнуты.
В любом случае, эту работу крайне интересно читать из 2025 года, спустя 75 лет после её публикации. Алан Тьюринг предвосхищает концепцию машинного обучения и обучения с подкреплением, включение случайности в механизмы работы машины, обучение машин естественному языку и подключение их к датчикам, передающим информацию из реального мира (камера, микрофон и прочее).
Я получила много удовольствия в процессе чтения и очень советую эту работу вам: не пожалеете.
P.S.: Ещё советую вам зайти в мой телеграм, там тоже весьма занятно. Если вы вдруг об этом пожалеете, всегда можно оттуда выйти, в конце концов.