Aliexpress Россия

Разработку «AliExpress Россия» перенесли из Китая в РФ: как проходил процесс, трудности и первые проекты

AliExpress работает в России уже 10 лет. Пять лет назад в Москве открылся офис компании и появилась небольшая команда инженеров, которая занималась поддержкой локальных фич.

Всё изменилось с созданием СП осенью 2019-го: было принято решение перенести основную разработку, которая активно началась весной прошлого года, из Китая в Россию. За прошедшее время в новую инженерную команду приняли более 300 специалистов, еще почти столько же планируется привлечь в наступившем году.

Иван Каздым, руководитель департамента IT в логистике «AliExpress Россия», рассказал, зачем понадобились столь масштабные изменения и как проходил процесс переноса разработки из Поднебесной в нашу страну.

Иван Каздым
руководитель департамента IT в логистике «AliExpress Россия»

Зачем это было нужно

Осенью 2019 года произошло важное событие в жизни «AliExpress Россия»: Alibaba Group, Mail.ru Group, «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) создали совместное предприятие в сфере электронной коммерции.

Основная цель новой компании — активное развитие новых продуктов в России, включая их разработку с нуля или серьезную адаптацию сервисов «AliExpress Россия». Не секрет, что подходы к разработке продуктов и предпочтения пользователей в Азии и Европе довольно сильно различаются, а инженерам достаточно трудно перестроиться под новые требования. В результате продукт получается специфическим для местных пользователей и не учитывает все их потребности.

Кроме того, находясь в Китае, очень сложно понять многие особенности, характерные только для России. Например, нюансы русского языка при поиске, активное использование пунктов выдачи заказов и постаматов вместо обычной почты. Помимо этого, восприятие UX в Европе и Азии разное.

Кроме того, в рамках Alibaba Group российскому подразделению было трудно получить ресурсы на развитие: проекты холдинга внутри Китая имели приоритет из-за гораздо больших масштабов последних. Если стоял выбор — условно — сделать новую фичу для AliExpress.ru и TaoBao, то приоритет отдавался китайскому проекту, потому что изменение в нем потенциально принесло бы гораздо больше денег. Обо всём этом мы подробно писали ранее в блоге.

После того как AliExpress стал в том числе российским проектом, ситуация изменилась. Началась активная разработка в России, для чего вновь собранной команде инженеров пришлось взять многие процессы под свой контроль. Это был увлекательный, но не всегда простой процесс. Вот с какими трудностями мы столкнулись.

Незнакомый стек технологий

Для IT-специалистов не секрет, что в крупных компаниях решения часто построены на закрытом стеке технологий, который может очень сильно отличаться от того, что сегодня популярно в мире в целом. Это касается не только китайских компаний, но в них дополнительной сложностью проприетарного стека является то, что основной рабочий язык в документации — китайский.

В итоге, даже несмотря на то что одним из главных языков программирования во всей экосистеме является Java, многие окружающие его инструменты всё равно часто проприетарны. Как правило, это очень мощные и эффективные инструменты, но весьма специфические. Встречаются и форки (скопированная и измененная версия) известных открытых решений, но в общем объеме инфраструктуры их не так много. К тому же часто форк сильно допилен и имеет мало общего с публичным проектом.

С одной стороны, усилия местных китайских инженеров имеют свои неоспоримые плюсы. Однако развитие продукта на внешних рынках иностранными специалистами сопряжено с трудностями. Среди самых очевидных: потребуется немало времени, чтобы разобраться с кодом, а развивать его с помощью незнакомых инструментов непросто. Это усложняет онбординг новых инженеров, они дольше «втягиваются», им тяжелее выйти на максимальную продуктивность. Специалистов, которые бы имели опыт работы с такими технологиями в России, по понятным причинам нет.

Именно поэтому для AliExpress в России мы приняли решение в конечном итоге отказаться от изначального стека технологий в тех областях, где в open source есть сравнимые по качеству аналоги. В частности, от Java перешли к Kotlin, остальные технологии также старались брать по принципу современности и лучшей совместимости: Kubernetes, GitLab, C# и т. п. При этом многие проекты Alibaba Group останутся — например, среди инструментов, которые доступны и вне группы, можно назвать MaxCompute.

Построение коммуникаций

Alibaba — огромная компания, в которой работают тысячи людей. Это может затруднять коммуникации даже без учета некоторых различий в менталитете сотрудников. Скажем, при возникновении вопросов по устройству внутренних систем часто было трудно «найти концы» и понять, к кому обращаться за консультациями.

Такие ситуации приводили к необходимости тратить на исследования больше времени, чем планировалось изначально. Но с развитием собственной инфраструктуры AliExpress острота этой проблемы начала снижаться.

Отдельная тема — менталитет. В китайской культуре принят indirect feedback, то есть более мягкая обратная связь: в рабочих отношениях, когда что-то не нравится, принято «намекать», а не говорить напрямую. Например: «Всё очень здорово, вот это можно улучшить». Это сильно отличается от direct feedback, подчас принятого в России. Если в отечественных компаниях всегда есть кто-то, кто скажет: «Этот код не работает», то в китайских компаниях такая обратная связь без дополнительных вводных может быть воспринята некорректно. В итоге фидбэк китайских коллег не всегда хорошо считывается российскими инженерами и увеличивает время работы над задачей.

Другой подход к менеджменту

В открытых источниках можно найти упоминания о том, что в странах Азии управленческие методики отличаются от принятых в России. К тому же всегда есть специфика крупных компаний, которые работают в той или иной стране. В России наша компания не такая большая, как Alibaba для Китая. При переносе разработки из Китая в Россию мы столкнулись с разницей в подходах к управлению задачами и людьми.

Различий оказалось достаточно много, и они охватывали такие области, как, например, обмен информацией внутри компании. Потоки данных выстроены в китайских компаниях по-другому, серьезное внимание уделяется формальному согласованию многих шагов. Опять же, с развитием собственной платформы количество необходимых «апрувов» стало снижаться, что повысило скорость разработки.

При этом важным оказался сам факт того, что российская команда смогла в короткие сроки развернуть собственную инфраструктуру. Коллеги из Китая оценили этот шаг, мы доказали, что можем создавать проекты на привычном для Alibaba уровне.

На этом в целом с основными трудностями всё, теперь поговорим о том, что конкретно нам удалось сделать за последние несколько месяцев.

Чем занимались в первые месяцы

Задачи инженеров AliExpress в России делились на несколько категорий:

  • Создание собственной инфраструктуры, не привязанной к проприетарным китайским решениям. Это было нужно для более быстрой разработки, совместимости с современными технологиями и высокой надежности.
  • Качественная локализация — поиск, усовершенствование и адаптация UX/UI под привычки российских пользователей, новые удобные инструменты для продавцов из России.

  • Запуск новых продуктов, которые принесут пользу клиентам прямо сейчас. Для нас важно было не «закопаться» исключительно в решение глобальных задач, но нести пользу сразу.

Первым полностью российским продуктом стал проект «Есть!». Это приложение в приложении, где можно покупать продукты питания и товары повседневного спроса. Весь процесс разработки до запуска занял всего три месяца, включая и технические работы, и заключение договоров с партнерами. Мы использовали микросервисную архитектуру, backend был написан на С#, net core 3.1, frontend — на React, QA использовали Python. Инфраструктура приложения включает Kubernetes кластер, Gitlab — ci / cd, graylog, jaeger, grafana, apache kafka — то есть это уже привычный разработчикам инструментарий. В качестве БД используем родной Postgres.

Планы

Останавливаться мы не собираемся: в планах масштабные работы по корректировке UX и UI в части совершения заказа и взаимодействия продавцов с платформой, расширение географии сервиса «Есть!». О решении всех этих задач мы будем подробно рассказывать в блоге.

{ "author_name": "Aliexpress Россия", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 59, "likes": 16, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "aliexpress", "id": 198361, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 20 Jan 2021 14:05:53 +0300", "is_special": false }
0
59 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
12

Как переключить сайт на глобальную англоязычную версию?

Ответить
1

В профиле просто выбираешь язык англ и все.

Есть смысл пользовать англ версию хотя бы из-за традиционно ушлепского поиска и корявого перевода.

Ответить
0

не работает, загоняют в русскую по ip.

Ответить
0

Давайте вы нам поможете лучше русскую починить. Что в ней не так по сравнению с английской?

Ответить
1

Давайте лучше вы не будете принудительно менять язык, выставленный пользователем?
И авторизацию почините, наконец. Надоело логиниться по несколько раз в день.

Ответить
0

Авторизация это боль, чинили уже, но наши друзья ее разломали, так как посчитали, что небезопасно вот так долго сессию держать. Безопасность у них там уровня хардкорного параноика, к сожалению.
Язык починим, спасибо, что обратили внимание.

Ответить
0

Почему "адрес" с маленькой, а "Пароль" с заглавной? ;)

Ответить
0

Издержки али транслейта) Но это явно не повод переключаться на англ версию. Ваш комментарий, конечно, починим.

Ответить
0

Переводы с китайского?

Ответить
0

вечный перевод слова battery как "аккумулятор" и вой в комментах, "я это купил, а оно не перезаряжается". И да, верните исходное, английское описание продукта, по нему хоть иногда можно понять, о чем речь

Ответить
0

Я как-то давно там все настройки (валюту тоже) сменил на англ/доллары. Винду не локализованную накатал. Вроде сейчас у меня глобальная версия.

Ответить
0

Уже не работает, загоняют в русскую по ip. Видимо ваш блок не включили или у вас скрипты отключены. 

Ответить
2

Гм. Ну так я и не с русского айпи сижу)

Ответить
2

А где тот розовощекий мужчина в полном расцвете сил, который год назад бодро раздавал интервью о том, что в Али наберут 300 программистов за год и все будет зашибись?

Нормального поиска как не было так и нет, к тому же регулярно что-то где-то ломается и товары могут не показываться в нем. 

Первым делом сломали механизм обмена сообщений - старый, доступный по API выпилили и вставили новый.
А к нему API нет и не планируется. Глобальная платформа, где даже автоматические сообщения надо писать руками... 

Судя по изменениям за год, набрали пару студентов, которые кодят то, что им интересно и как им интересно после учебы. А потом исправляют косяки в том, что накодили.

В общем, не особо жизнеспособно это все...

Ответить
2

Студентов набрали чуть больше чем пару. Если вы можете нам помочь и починить, то мы с радостью вас примем в свои ряды. Розовощекий мужчина чинит поиск, на месте он)
Апи сообщений это какой? Не могли бы дать боьше подробностей?

Ответить
0

Возьмите хотя бы одного, кто видел маркетплейсы, или хотя бы интернет-магазин.
У вас они все сайт общества слепых, по ходу, разрабатывали.

Ну либо консультантов наймите, я не знаю, которые соображают, что присылать в транзакционном письме только айди заказа бессмысленно.

Так же они вам могут рассказать, что система сообщений юзерам должна работать по API.
А у вас работающий функционал какой-то болван убрал, а новой в API нет, поэтому невозможно юзерам слать никакие сообщения автоматом.
Как и читать сообщения от них.
А от этого деньги зависят...

"Мелочи" типа того, что неделями нельзя зайти в личный кабинет и надо знать все возможные ссылки типа gsp.* или seller.* чтобы ломиться через них...

Про карточки товара говорить не буду - этот п...ц неисправим, видимо.

Ответить
1

Вы не поверите, но мы знаем. Практически у всех опыт в екоме от 3х лет и более. Просто ну не успеваем мы все сразу. Тем более в статье выше описано, что сама ситуация тоже не очень простая. Селлер центр сейчас в стадии активного перепила. Я думаю, что как селлер вы это должны были заметить. В ближайшие месяцы будет много изменений. Да, мы сами знаем, что сейчас говно и нам, мне, за это очень стыдно. Для локальных селлеров единственная правильная ссылка это seller.aliexpress.ru. Лучше использовать только её, так как он полностью закрыта мониторингом локальной команды. Про апи сообщений. Вы не поверите, но наша команда даже и не знала про него. Видимо наши друзья из Китая сломали. Я выясню и вернусь к вам. Так же вы можете обращаться к нашему саппорту селлеров непосредственно в телеграмм канале. Раз в 2 недели мы агрегируем фидбек и стараемся чинить.

Ответить
1

Я не работаю практически в селлер центре, потому что он весь кривой, все через API.

Про сообщения в API я сам лично консультировал ваших программистов год назад, когда рылся в вашем API.
И в чате писал про это. Все языком поцокали и все - год уже прошел, а нихрена нет.
Видимо, другие приоритеты у людей. О чем я и пишу.

Про саппорт в телеграме я промолчу, наверное.

Ответить
0

Мужчина тут, поиска да пока как не было так и нет - пишем, это не так быстро

Ответить
0

Ну сделайте хотя бы чтобы не пропадали товары из поиска )
уже будет плюс 

Ответить
2

На несколько этажей ниже Озона разместились в той же башне ? :)

Ответить
1

А зачем далеко ходить?) Заходите в гости!

Ответить
2

Мэилрушечка, мегафон, какой то всратый фонд, перенос разработки в Россию...
Я правильно понимаю, что алиэкспресс теперь пойдет по пизде?

Ответить
2

Lol, корпорация, в которой принято отказыватся от отпуска, поскольку любишь контору. И в инструкции написанно, что в чате надо ставить  смайлики. А тот Легаси который к ним приплыл от китайцев с китайскими комментами в коде. Конечно разрабы туда так и побежали. Интересно кто те ненормальные

Ответить
1

Я в Украине нахожусь, почему меня перебрасывает на ру? Мне нужна глобальная версия на общегалактическом, а не вот это все. 

Ответить
0

Потому что aliexpress.ru втч для всех стран СНГ. А что вам в православном не подходит?) Мы починим!

Ответить
3

Ну кривой же перевод. Я понимаю, что большая часть пользователей не знает английский и вынуждена пользоваться кривым переводом. Но сделайте вы уже настройку в профиле которая будет всегда показывать глобальную версию.

Ответить
0

>> Создание собственной инфраструктуры, не привязанной к проприетарным китайским решениям.

т.е. бэкенд Aliexpress будет\ уже полностью переписан на другой тех. платформе\ стэке технологий?

Ответить
3

Конечно нет. Бекенд алибабы исчиляется сотнями тысяч мильонов строк кода, которые никто не знает как работает. Новый стек развернут сбоку и на нем запускаются какие-то отдельно стоящие фичи. Процесс его интеграции в али стек и использование в глобальном продукте повсеместно только идет. Ибо это очень больно.

Ответить
0

В последний год, к сожалению, столкнулся с сильной дергадацией качества сервиса, хотя до сих пор совершаю на нем покупки. Но то вместо масок пришлют губку для очистки сковородок, то вот из последних, заказал в 11.11 массу товаров у одного продавца. То есть 11.11, это было уже больше 2-х месяцев назад, представляете? Посылка по трекингу еще в Китае. Пишу продавцу, он пишет, ждите еще до 25 дней. Система раньше 29 января не даёт начать спор, то есть раньше 2.5 месяца ожидания нужно что бы принять решение, хотя посылка не двигается в трекинге уже 1.5 месяца и это не какая то мелочь, это покупка на более чем 7 000 руб. По этому да, сервис ранее был в моём личном рейтинге более популярен, не знаю с чем связано такое падение с качеством и как локализация позволит это качество улучшить, пройдя все эти проблемы, что описаны в посте.

Ответить
0

@Aliexpress Россия ребята, помогите решить этот вопрос, пожалуйста, как можно скорее.

Ответить
1

В работе.

Ответить
0

Если вы действительно повлияли, то большое спасибо, посылка пришла, но прошу дочитать до конца эту историю. Дело в том, что после ожидания 2.5 месяцев посылки с распродажи 1.11, я получил посылку без самого дорогого в нем товара, то есть ради чего я все покупал, остальное мелочь, а именно этот товар стоил больше 4 000 руб. Такое бывало и раньше, что были проблемы с доставкой, я написал о них выше и с продавцом как то решались вопросы, хотя с ожиданием еще неделями товара, но это не так страшно и дорого как в этот раз. Я завел спор, который длился еще больше недели, куда я приаттачил фотографию с посылки, где четко видно наклейку с посылки с перечисленным товаром и печатью Китайской почты и есть вес посылки, который с колонкой (дорогая вещь, которая не пришла), был бы другой. Но продавец после долгой паузы и затягивания до последнего момента, отказался мне вернуть деньги, хотя есть доказательства, что он вообще этот товар не отправлял и после этого в спор вмешался AliExpress и отказал мне в возврате средств на основании, что по системе посылка была получена. То есть доказательства, что в посылку в принципе не был помещен товар при отправке, вообще никаким боком не доказали мою правоту и сейчас у меня есть 5 дней, что бы снова подать жалобу, иначе я уже ничего не смогу сделать. И вот ребята, такой вопрос, мне сейчас как доказывать? Снова приаттачить снимок, что в посылке не было этого товара, то есть повторить снова один в один обращение и ради чего? Похоже сам AliExpress встает на сторону мошенников из Китая, ну других объяснений нет, такое я встречаю впервые, но сервис явно стал просто опасным для покупок. У вас есть все данные, я их отправлял вам на почту anatolix@aliexpress.ru, все доказательства думаю доступны. Порефлексируйте внутри, какой сервис вы предоставляете.

Ответить
0

Добрый вечер! Пришлите, пожалуйста, номер данного заказа нам в личные сообщения, постараемся разобраться в ситуации. 

Ответить
0

Всем спасибо, вопрос в итоге решился положительно!!!

Ответить
0

Пришли pls номер заказа в anatolix@aliexpress.ru

Ответить
0

Да, еще хочу обозначить одну проблему, которая при нормальной работе сервиса в целом не так важна, но в случае с проблемным заказом, где потенциально ожидается возврат средств, это уже проблема. Посмотрите на скрин, на стоимость товаров, доставку и уменьшению итоговой цифры на примерно 160 руб. Вопрос, после 2,5 месяцев ожидания товара, я создам спор по возврату средств на какую сумму? левую или правую?

Ответить
1

Здравствуйте.
Здесь сумма указана с учетом использования купона продавца. Подробно, узнать, какие купоны\промокоды были еще использованы и какая сумма фактически была уплачена вы сможете увидеть в соседней вкладке "Финансы". В таблице "Полученный платеж".
Через приложение, в этом плане, конечно удобнее. 

Ответить
0

Не там где вы сказали, но спасибо, нашел, что да, использовал купон. Не знаю как в м/п, но на сайте такая не стыковка цифр без указания причины, выглядит не информативно. Спасибо!

Ответить
0

Вы правы, постараемся исправить в короткие сроки. 

Ответить
0

Я думаю тут мешают китайский офис. Они же писали статью, что китайцам не привычно, что наши могут не отвечать в личное время.

Ответить
0

Как российское подразделение взаимодействует с западными? мы же вроде находимся на границе между европой и китаем это как-то вам дает дополнительной работы?

Ответить
0

Никак. Мы взаимодействуем только с китайским. Насколько мне известно, на западе только продажники. Мы закрываем Россию и страны СНГ.

Ответить
0

Ждём адаптированную версию, без Китайских свистелок / перделок / моргалок / попапов, чрезмерно навязчивого и перегруженного интерфейса.

Ответить
0

Когда снимут блокаду с Крыма?

Ответить
0

Когда весь мир примет какое-то однозначное решение, к сожалению, так как публичные компании не могут делать что-то без оглядки на стоимость своих акций.

Ответить
0

Mr. Kazdym , чей Крым ?😀

Ответить
0

Технические штуки хорошо бы зашли на Хабре ;-)

Ответить
0

готовим

Ответить
0

Как то не ищется новый сервис Есть!)). Нет его в магазинах приложений.

Потом удивляет что снова упор сделан в ux, чем в вечную боль в работе службы поддержки, не логичность поведение самой системы и т.д.

Ответить
0

Здравствуйте.
Пришлите, пожалуйста,  в личные сообщения вашу почту, привязанную к аккаунту или последний номер заказ. + ваш город. Проверим.

Ответить
0

История была в 2019 году. Когда пытался вернуть деньги, из-за лжи провдаца, что товар отправляется со склада в России. Такой пункт при покупки у товара был и от этого зависела цена и сроки.

Ответить
0

Опишите, пожалуйста, более подробно вашу ситуацию. Вам не удалось вернуть денежные средства?

Ответить
0

Удалось но через конкретную ж. Я точно не помню, может я даже через банк делал возврат.

История простая. Был товар с вариантами доставки из разных стран. Это был АКБ для ноута. Я выбрал Россию и доставку какую то, что бы получить в течении недели, так как надо было срочно.

От продавца пришел трек номер, первый трек был из России, а после уже реальный трек показал, что доставка идёт из Китая. Я обратился в поддержку транспортной компании где в переписке подтвердили, что заказ был сделан из России на доставку из за чего первый трек в России, а реально товар шел не из России.

Эта переписка скидывал многократно в поддержку. Типа они уже отменить покупку и вернуть деньги не могут. Диспуты не помогали, мне отказывали. Хотя уже поддержка могла бы отменить и не ждать пока товар придет ко мне и ТД.

Средства удалось вернуть но проценты по ставке рефинансирования никто не вернул)

Ответить
0

Так он же внутри приложения АлиЭкспресс. Это не отдельное приложение.

Ответить
0

Отправил

Ответить
0

Еще бы цены оставались бы такими же как и в Китае)

Ответить

Комментарий удален

0

Здравствуйте! Подробная информация по вашему вопросу была предоставлена в личных сообщениях. Сейчас мы можем подать апелляцию на обжалование, поэтому ожидаем видео, которое запросили в переписке. 

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

О, офис в РФ свой есть, а судя по сайту али его прямиком переводят с китайского гугл транслейтом или промтом.

Ответить

Комментарии

null