🤦Зачем Apple сделала iPhone AIR?

Сложно представить такое устройство на основе обратной связи пользователей.

— Вот знаете, вроде всё норм, но мобилка толстовата! Если бы сделать тоньше на 2 мм, камеру похуже, время работы сократить, а цену оставить прошлогодней PRO вот была бы сказка, одним словом - мечта!

Странно, не находите?
Причём на конференции и в СМИ был чуть ли не основной акцент на данной модели. Казалось бы, зачем выводить на рынок сомнительный продукт с непонятной ЦА, да ещё и так ярко его освещать? Но мы-то с вами знаем, что в Apple работают компетентные люди. Давайте разбираться!

Актуальная линейка:
iPhone 17, iPhone Air, iPhone 17 Pro, iPhone 17 Pro Max.

А почему именно такой набор?

Глобально у пользователей есть несколько критериев для выбора модели iPhone:

1. Функциональность (камеры, производительность, память и т. д.)
2. Размер
3. Стоимость

А для компании, на мой взгляд, выпуск модели определяется следующими критериями:

1. Маржинальность (конкретной модели)
2. Объём проданных единиц (потенциальная аудитория модели)

Исходя из этого, Apple может сегментировать линейку.
Давайте посмотрим на логику предыдущих моделей.

До iPhone 6 было просто

Существовал двухгодичный цикл крупных и малых обновлений:

Год 1: «новый» дизайн (iPhone 3G → iPhone 4 → iPhone 5 → iPhone 6)
Год 2: технологический апгрейд без смены внешнего вида («S»-модели: 3GS, 4S, 5S, 6S)

Это позволяло:

1. Внедрять ключевые аппаратные и софт-улучшения (быстрый процессор, камера, Siri, 3D Touch) без радикального редизайна корпуса;
2. Сглаживать нагрузку на R&D и производство: крупный редизайн требовал длительной разработки, тогда как «S»-модели собирались по существующим линиям
3. Обеспечивать ежегодный повод для маркетинговых кампаний и точку входа для контрактов у операторов.

Модельный ряд Plus

С появлением iPhone 6 Plus всё стало несколько сложнее. Модель получила улучшенное время работы и улучшенную камеру. По сути, зарождалась идея разделения на Pro и обычные модели.

iPhone 6 Plus стал прямым ответом на доминирование Samsung в сегменте больших экранов. За первый месяц продаж iPhone 6 Plus захватил 41% рынка фаблетов в США.

Основной причиной выбора 58% покупателей iPhone 6 Plus называли размер экрана.

Контекст

Apple вышла на рынок «фаблетов» с задержкой почти на три года. Категорию в 2011 году запустил Samsung с Galaxy Note (5,3 дюйма), и к 2014‑му занял лидирующие позиции в сегменте больших экранов. За год доля фаблетов в общем объёме продаж смартфонов выросла с 2% (2013) до 10% (2014). Samsung контролировал значительную часть этого рынка, что создавало риск для Apple потерять премиальный сегмент. Чтобы не уступить позиции, компании пришлось адаптироваться к новому спросу: всё больше пользователей выбирали устройства с диагональю более 5 дюймов.

Отказ от Plus

После модели iPhone 8 Plus Apple решила отказаться от данной линейки. На мой взгляд, это не закапывание Plus, а явное разделение линейки моделей с помощью добавления XS —> Pro. Apple заметила, что образовался сегмент пользователей, которые хотели улучшенный функционал, но в корпусе базовой модели. В целом это очень предсказуемый тренд, поскольку размер базовой модели тоже сильно вырос.

Таким образом получилось:

1. Базовый — для тех, кто хочет купить новую функциональность по понятной цене;
2. Pro — для тех, кто выбирает тот же размер, но с улучшенными характеристиками и готов за это доплатить;
3. Pro Max — улучшенные характеристики и большой экран.

Возвращение Plus

А собственно зачем возвращать Plus, если всё так хорошо складывается? Для ответа нужно взглянуть на график продаж:

<i>График составлен на основе открытых источников и не претендует на 100% истину</i>
График составлен на основе открытых источников и не претендует на 100% истину

После экспериментов с mini-моделями, у которых были низкие объёмы продаж, и ростом продаж Pro Max, Apple чётко проследила тенденцию и решила выпускать модель для сегмента пользователей, предпочитающих больший экран, но за меньшую цену, чем Pro Max. Таким образом, Plus в перерожденном варианте — это увеличенный экран и батарея, а улучшенная функциональность отдается моделям Pro Max.

Были эксперименты ещё с моделями C и SE, но это уже тема для отдельной истории.

Итак, мы плавно подошли к Air и его месту в новой линейке.

Позиционирование актуальной линейки:

iPhone 17 ($799) — базовый iPhone, сочетающий новые технологии и дизайн;
iPhone Air ($999) — ультратонкий с новым дизайном и современными возможностями;
iPhone 17 Pro ($1099) — улучшенный вариант базового с более профессиональными характеристиками;
iPhone 17 Pro Max ($1199) — все новые технологии и большой экран.

Для Apple, модели можно разложить с помощью BCG матрицы

Что это и как её применять, написал здесь:

⭐ iPhone Pro/Pro Max с высокой долей рынка и высокими темпами роста. Эти модели требуют значительных инвестиций в R&D, но генерируют 45–50% выручки iPhone. К слову, производство iPhone 17 Pro Max увеличено на 60% по сравнению с предыдущим поколением из-за высокого спроса.

🐄 Базовые iPhone предыдущих поколений — высокая доля рынка при низких темпах роста. Apple поддерживает продажи iPhone 14 и iPhone 15 со сниженной ценой ($599 и $699 соответственно) для извлечения максимальной прибыли при минимальных инвестициях.

❓iPhone Air — низкая текущая доля рынка, но потенциально высокие темпы роста. Успех модели зависит от принятия рынком концепции «дизайнерского премиума». Хотя вопрос о том, насколько потребители заинтересованы в более тонких устройствах, остаётся открытым, характеристики аналогичных конкурирующих продуктов обнадёживают. Например, Samsung S25 Edge показывает лучшие продажи, чем Plus-модели. Это говорит о наличии спроса на более тонкие устройства или, возможно, о желании получить устройство, выделяющееся на фоне остальных, что делает его убедительным стимулом для многих пользователей к обновлению.

🐕 iPhone mini — минимальная доля рынка, сегмент не растёт. Продукты не являются драйверами роста, и их доля не увеличивается.

А вот место для Plus-модели в обновлённой линейке не нашлось — при добавлении она создавал бы каннибализацию модельного ряда и препятствовала бы достижению вышеописанных задач.

Рассмотрим AIR для пользователя:

Функциональность Air — тоньше и легче, чуть выше производительность и лучше качество соединения, но:
Хуже автономность
Хуже качество камеры

Размер экрана (6,5 дюйма) — больше, чем у iPhone 17 (6,3 дюйма),
но меньше, чем у предыдущего Plus (6,7 дюйма);

Стоимость (999$) — стоит столько же как прошлогодняя Pro модель, но с 256 gb вместо 128gb. Дороже базовой на 200$ и дешевле Pro на 100$

То есть по двум основным параметрам в функциональности уступает обычному iPhone, стоит дороже, но может конкурировать по остальным — это отличный пример продукта‑крючка.

Что это такое и как его использовать, описано подробно здесь.

Итог

На мой взгляд, Apple не ставит на данную модель как на лидера продаж, но выводит её на рынок, преследуя следующие задачи:

1. Продукт‑крючок. Отличный способ подтолкнуть продажи других моделей

2. Ответ Samsung. Видимо, Apple хочет повторить успех, как это когда-то случилось с iPhone 6 Plus

3. Технологическое лидерство. Акционеры ждут инноваций, в последнее время были сложности с оправданием ожиданий. Такого рода устройства, сочетающее самый тонкий корпус и технологическое лидерство — хороший показатель развития и готовности к экспериментам.

Если хочешь больше кейсов и инструментов, переходи в канал

2
2 комментария