{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Обзор экосистемы Alibaba Group

Сегодня компания Alibaba Group – одна из крупнейших цифровых экосистем Китая, которая не только активно развивается в сегменте e-commerce на китайском рынке, но и активно расширяет свой бизнес за счет международной коммерции и новых перспективных направлений, таких как облачные вычисления и финтех. В данной статье мы хотим предложить вам обзор ключевых особенностей Alibaba Group и ее ведущих сервисов в 2023 году, знакомство с которыми может быть полезно как для общего понимания тенденций цифровизации в современной Китае, так и для выбора практических инструментов делового сотрудничества с китайскими партнерами.

Автор: Александр Сабанцев, команда Asia Pacific.

Общие тенденции развития экосистемы Alibaba Group

Прежде всего, стоит отметить активный рост пользователей сервисов группы Alibaba: по данным отчета компании за 2022 год, число китайских пользователей достигло 1 млрд человек – этих показателей компания планировала достичь лишь к 2024 году.

Говоря о ключевом сегменте бизнеса Alibaba Group – маркетплейсах для электронной коммерции, можно проследить устойчивый рост активных пользователей за последние годы (Рис.1). Аналогично позитивная динамика характерна и для международного направления деятельности компании: в 2022 году количество международных пользователей сервисов трансграничной торговли, таких как Lazada, AliExpress, Trendyol и Daraz достигло более 300 млн человек.

Рис. 1. Активные пользователи маркетплейсов экосистемы Alibaba Group (млн чел.)

Источник: March Quarter 2018-2022 and Full Fiscal Year 2018-2022 Results. URL: https://www.alibabagroup.com/en-US/ir-financial-reports-quarterly-results.

Долгосрочное видение менеджментом перспектив компании также отражает достаточно позитивные ожидания. К 2036 году планируется обеспечить экосистеме 2 млрд глобальных пользователей, поддерживать развитие крупного, а также малого и среднего бизнеса: Alibaba планирует обеспечивать цифровыми решениями 10 млн бизнесов, создав при этом до 100 млн рабочих мест. Столь высокие ожидания оправдываются и финансовыми успехами Alibaba Group, которая активно наращивает выручку и сохраняет при этом финансовую стабильность, генерируя положительную чистую прибыль (Рис. 2).

Рис. 2. Динамика основных финансовых показателей Alibaba Group (млрд юаней)

Источник: Fiscal Year 2020-2022 Annual Reports, March Quarter 2018-2022 and Full Fiscal Year 2018-2022 Results. URL: https://www.alibabagroup.com/en-US/ir-financial-reports-quarterly-results.

В то же время не стоит думать, что операционная деятельность Alibaba Group концентрируется лишь на ритейле, напротив, компания все больше позиционирует себя как ведущий хаб цифровых сервисов, помогающих как китайским компаниям, так и международному бизнесу в развитии и внедрении передовых инновационных решений.

Во-первых, в последние годы компания активно вкладывается в развитие цифровых сервисов (Рис.3), статья расходов на которые в 2022 году даже превысила чистую прибыль компании за этот же год.

Рис. 3. Затраты на развитие сервисов Alibaba Group (млрд юаней)

Источник: Fiscal Year 2020-2022 Annual Reports, March Quarter 2018-2022 and Full Fiscal Year 2018-2022 Results. URL: https://www.alibabagroup.com/en-US/ir-financial-reports-quarterly-results.

Во-вторых, в структуре выручки компании (Рис.4) более значимую долю начинают занимать такие перспективные направления диверсификации бизнеса, как облачные сервисы (9%), а также потребительские и логистические сервисы (по 5%). Более того, облачные технологии, по развитию которых Alibaba Group является лидером в КНР, демонстрируют наиболее высокие темпы роста в структуре выручки компании (Рис.5).

Рис. 4. Доля сегментов бизнеса экосистемы Alibaba Group в общей выручке

Источник: рассчитано на основе данных Fiscal Year 2020-2022 Annual Reports, March Quarter 2018-2022 and Full Fiscal Year 2018-2022 Results. URL: https://www.alibabagroup.com/en-US/ir-financial-reports-quarterly-results.

Рис. 5. Сегменты бизнеса экосистемы Alibaba Group по средним темпам роста выручки

Источник: рассчитано на основе данных Fiscal Year 2020-2022 Annual Reports, March Quarter 2018-2022 and Full Fiscal Year 2018-2022 Results. URL: https://www.alibabagroup.com/en-US/ir-financial-reports-quarterly-results.

Обращаясь же к самой структуре экосистемы Alibaba Group, можно ознакомиться с данными официального сайта, на примере Рис.6. отражающего основные направления деятельности и ведущие сервисы компании. Тем не менее, в действительности корпоративная структура экосистемы Alibaba Group значительно шире за счет многочисленных долей в самых разных бизнесах, в том числе и в таких популярных площадках, как Xiaohongshu, Kaola и др. (Рис.7).

Рис. 6. Основные составляющие экосистемы Alibaba Group

Рис. 7. Структура бизнеса экосистемы Alibaba Group

Источник: https://www.imagetranslate.com/blog/what-is-alibaba-ecosystem-alibaba-ecosystem-explained

Ведущие сервисы экосистемы Alibaba Group

Итак, как мы отметили выше, Alibaba Group сконцентрировала огромное количество сервисов, обслуживающих своих клиентов в самых разных направлениях – от внутренней и трансграничной торговли до облачных технологий и платежных решений. Далее, мы расскажем о наиболее известных и перспективных бизнес-направлениях группы Alibaba.

Внутренняя коммерция

Taobao

Заглавная страница сайта Taobao

Один из наиболее популярных в Китае маркетплейсов, работающий в сфере e-commerce в рамках модели C2C и ориентированный на широкий диапазон продавцов и потребителей. Работа этой платформы электронной коммерции как и других e-commerce подразделений экосистемы Alibaba Group обеспечивается за счет логистического провайдера компании – Cainiao, а платежи осуществляются через Alipay.

Для поддержки продавцов, решивших создать на Taobao свой интернет-магазин, торговая площадка предлагает широкий набор IT-решений, таких как виртуальный помощник Ali Wang Wang. Кроме того, на платформе доступен широкий маркетинговый инструментарий, например, площадка предлагает опцию Taobao Live, которая позволяет осуществлять круглосуточные стриминги.

Tmall

Заглавная страница сайта Tmall

Еще один популярный китайский маркетплейс, который в отличие от Taobao работает на основе модели B2C и в большей степени ориентирован на высококачественные и брендовые продукты, причем как на товары местного производства, так и на товары иностранных брендов. Еще одно отличие Tmall от Taobao – это наличие площадки трансграничной торговли Tmall Global, которая дает возможность иностранным брендам продавать свой товар в Китае без регистрации и физического присутствия в стране.

В марте 2022 года на Tmall работало свыше 320 тыс. брендов и продавцов, среди них 80% – из рейтинга самых дорогих брендов Forbes Top 100. В технологическом отношении платформа также пользуется широким опытом группы Alibaba по внедрению передовых решений в коммерции, например, в рамках Tmall действует подразделение TMIC (The Tmall Innovation Center), благодаря деятельности которого, в частности, продавцы имеют возможность детально анализировать потребительские предпочтения своей целевой аудитории.

1688.com

Заглавная страница сайта 1688.com

Один из старейших в Китае маркетплейсов, который на сегодняшний день является крупнейшей по объему выручки в стране площадкой для оптовой торговли. Данный сервис предоставляет передовые решения, связывающие производителей и поставщиков с оптовыми покупателями.

На площадке 1688.com торгуются самые разные категории оптовых товаров, в том числе одежда, упаковочные материалы, аксессуары, канцелярия, электроника и др. В марте 2022 года число участников торгов, имеющих подписку на сервисы 1688.com, достигло 990 тыс, причем для пользователей маркетплейса доступны дополнительные возможности, такие как широкая аналитика данных и P4P-маркетинг.

Freshippo

Кроме e-commerce бизнеса в состав группы Alibaba входят также и крупные сети розничной торговли. Одной из таких сетей является Freshippo, ориентированная на дистрибуцию свежих и бакалейных товаров. Продуктовая сеть, работающая преимущественно в городах 1 и 2 уровней, в то же время меняет форматы работы и реализует омниканальную стратегию развития.

В условиях пандемии коронавируса работа сервисов стала осуществляется за счет сочетания онлайн-продаж и стационарной торговли, точки которой на основе анализа логистических данных используются в качестве хабов для складирования и последующей доставки продуктов. Внедрение современных IT-решений в систему логистики бизнеса Freshippo дает возможность доставлять продукты в пределах 3 км не более чем за 30 минут.

Sun Art

Фасад одного из магазинов сети Sun Art Retail Group 

Еще одна крупная розничная сеть группы Alibaba, представляющая собой сеть гипермаркетов, которая также реализует стратегию цифровой трансформации после вхождения в Alibaba Group. Так, в рамках развития онлайн-сегмента компания перенимает опыт электронной коммерции Taobao, а в условиях пандемии сеть активно начала внедрять B2C модель Daily Order per Store (“DOPS”).

Международная коммерция

AliExpress

Заглавная страница сайта AliExpress

Платформа, по функционалу представляющая собой аналог Taobao, ориентированный на крупные зарубежные рынки. На сегодняшний день маркетплейс популярен в европейских странах, таких как Франция и Испания, сервис приобрел известность в России, Бразилии, США и на других крупных рынках. Открытость платформы внешнему миру подкрепляется и широкой поддержкой разных языков: сегодня на AliExpress доступна возможность вести работу на 17 разных языках.

Ценным конкурентным преимуществом площадки как и других цифровых сервисов Alibaba Group являются передовые IT-решения. Например, посредством работы сервиса AliExpress Tech осуществляется адаптация глобальной платформы AliExpress под локального пользователя за счет инструментов анализа больших данных, таких как сервис Business Intelligence, а также технологий облачных вычислений, например, системы MaxCompute.

Alibaba.com

Заглавная страница сайта Alibaba.com

По состоянию на 2021 год платформа Alibaba.com стала крупнейшим в мире e-commerce маркетплейсом для оптовой торговли по объему выручки. Бизнес платформы ориентирован на соединение поставщиков и покупателей оптовой продукции, занимающихся экспортно-импортным бизнесом. По данным последнего финансового отчета Alibaba Group в марте 2022 года на платформе было зарегистрировано более 245 тыс. платных аккаунтов, при этом за последний финансовый год количество покупателей на платформе достигло 40 млн. и охватило свыше 190 стран мира!

Как и другие сервисы экосистемы Alibaba Group данная площадка пользуется передовой системой IT-решений, например, используются SaaS-технологии, существенно оптимизирующие работу инструментария платформы Alibaba.com за счет облачных вычислений. Кроме того, доступны маркетинговые инструменты в таких направлениях, как CRM и P4P.

Lazada

Заглавная станица сайта Lazada в Индонезии

Ведущая в Юго-Восточной Азии интерактивная e-commerce платформа, которая смогла преуспеть в регионе за счет заимствования накопленного Alibaba Group опыта в электронной коммерции и логистике. В частности, в рамках своего развития компания активно задействовала логистические решения ведущего логистического подразделения группы Alibaba – Cainiao, который запустил специальный экспресс-сервис, ускоряющий доставку товаров из материкового Китая местным потребителям.

Успехи Lazada, число активных продавцов на которой в месяц достигло 1 млн. в марте 2022 года, а количество оплаченных заказов выросло на 60% по отношению к 2021 году, демонстрирует высокий потенциал экосистемы Alibaba Group к расширению своей зарубежной деятельности.

Логистические и потребительские сервисы

Cainiao

Постамат Cainiao из подразделения Cainiao Post

Cainiao является одним из важнейших подразделений экосистемы Alibaba Group, поскольку именно оно выступает ключевым логистическим оператором для всех основных ритейл-площадок, входящих в группу Alibaba. Причем Cainiao работает как для продавцов на внутреннем рынке, так и ведет работу на внешнем рынке, обслуживая такие платформы, как Tmall Global, Aliexpress и Lazada. На китайском рынке бизнес Cainiao развивается и в сторону оказания потребительских услуг, например, в сфере услуг доставки, для чего в рамках компании было создано специальное подразделение – Cainiao Post, координирующее логистику движения и выдачи потребительских заказов и посылок.

Ele.me

Курьеры Ele.me с фирменным лого на одежде

Online-to-offline (O2O) платформа, ориентированная на предоставление решений в области заказов доставки продуктов. В своей работе компания интегрирует ряд цифровых логистических сервисов, например, Fengniao Delivery, на основе алгоритмов ИИ организующий работу курьеров. Китайским потребителям доступны для заказа достаточно широкие товарные группы, в том числе товары повседневного спроса, цветы, фармацевтические продукты и др. Платформа используется для осуществления заказов в рамках работы других бизнесов экосистемы Alibaba Group, таких как Freshippo, Sun Art, Alibaba Health, Taoxianda и др.

Amap

Десктопный вид сервиса Amap

Один из бизнесов направления “to-destination”, который выступает ведущим провайдером услуг по предоставлению цифровых мобильных карт и навигации, а также по сбору и предоставлению данных о трафике в реальном времени. По сути сервис выступает аналогом таких приложений, как Google Maps или Яндекс.Карты, его возможности активно используются в разных направлениях, таких как услуги такси и автонавигация.

Кроме того, сервисы Amap используются Alibaba Group в некоторых инновационных проектах, например, для развития программы City Brain, помогающей, в частности, оптимизировать транспортное движение в крупных китайских городах. К 1 октября 2021 года, число активных пользователей Amap достигло рекордного уровня — более 200 млн. человек в день.

Alibaba Health

Сервис, развивающийся в области предоставления медицинских услуг. С одной стороны, данная площадка продвигает расширенные возможности по электронной фармации, что является одной из ниш в китайском сегменте e-commerce. С другой стороны, сервис приобрел популярность за счет развития системы дистанционных медицинских консультаций, что стало особо актуально в условиях пандемии коронавируса: число таких консультаций через площадку Alibaba Health в условиях пандемии только в начале запуска уже вышло на отметки 100 тыс. в день.

Облачные сервисы

Alibaba Cloud

Alibaba Cloud – одно из ведущих технологических подразделений группы Alibaba, специализирующееся на развитии облачных сервисов и выступающее крупнейшим провайдером облачных технологий в Китае. Бизнес Alibaba Cloud построен развитии таких ключевых облачных технологий, как IaaS (запуск собственных решений на основе аренды сетевой инфраструктуры) и PaaS (использование готовых решений).

При этом Alibaba Cloud развивает и такие направления, как RTC (real-time communication), продвигая сервисы “Cloud ME” для платформ в сфере коммуникации, став, в частности, ведущим оператором Олимпийских игр в Токио (2021) и Пекине (2022). Согласно отчету Gartner за апрель 2022 года, благодаря активному развитию облачных технологий Alibaba Group выступает третьим по выручке крупнейшим поставщиком сетевой инфраструктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

DingTalk

Alibaba Group использует облачные сервисы Alibaba Cloud в том числе и для развития новых форматов бизнеса своей экосистемы, примером чего является платформа DingTalk, работа которой построена на активном внедрении облачных технологий. Данная площадка предлагает решения в сфере деловых и образовательных коммуникаций как на китайском, так и на международном рынках.

DingTalk предлагает широкий набор услуг, помогающих в организации работы бизнеса и команды в сети. Например, платформа дает возможность общаться в режиме реального времени, осуществлять хранение и обработку больших данных, интегрировать в работу сторонние сервисы и разрабатывать свои собственные решения. По данным QuestMobile, в марте 2022 года по числу активных пользователей DingTalk стал крупнейшим в Китае приложением для повышения эффективности бизнеса.

Финтех

Ant Group

Одна из крупнейших в мире финтех-платформ, выполняющая широкий набор функций от предоставления услуг на денежном рынке и кредитования до онлайн-банкинга и функций интернет-кошелька. Ant Group выступает оператором платежной системы Alipay, а также развивает новые решения. Например, в рамках бизнеса функционирует подразделение AntChain, отвечающее за развитие и внедрение блокчейн-технологий для повышения эффективности и безопасности передачи финансовой и платежной информации.

С Ant Group связан один из ключевых в корпоративном мире Китая трендов – правительственное давление на технологический сектор, которое отразилось в запрете на проведение IPO компании, связанном с критическими высказываниями Джека Ма в адрес регулирующих органов КНР. Еще на момент подготовки к IPO компания оценивалась в сумму около 300 миллиардов долларов, выпуск акций компании позволил бы ей привлечь 34 миллиарда долларов, что стало бы рекордом на мировом рынке IPO. Последние события, связанные с отказом Джека Ма от контролирующей доли в Ant Group, формируют почву для возвращения к идее IPO, которое может дать серьезный импульс развитию бизнеса Ant Group, в котором Alibaba Group все еще сохраняет крупную долю в 33% капитала.

Развлечения и цифровые медиа

Youku

Еще одним направлением для развития и диверсификации бизнеса Alibaba Group выступает медиа-сегмент, в частности, компания поддерживает развитие такого сервиса, как Youku – третьей по величине онлайн-платформы для длинных видео в Китае по числу активных пользователей по данным QuestMobile. Особенностью площадки является акцент на профессиональный контент, что делает ее близкой к таким известным нам сервисам, как Netflix и Кинопоиск HD. Для китайцев в каком-то смысле площадка может заменять телевидение, а для крупных брендов – выступать инструментом для продвижения, например, посредством баннерной рекламы, а также пре- и пост-роллов.

Alibaba Pictures

Еще одно интересное подразделение в структуре бизнеса Alibaba Group – компания Alibaba Pictures, которая занимается разработкой, лицензированием и продвижением контента в сфере развлечений. Например, по данным отчета Alibaba Group за 2022 год, Alibaba Pictures приняла участие в создании и продвижении среди китайской аудитории 8-ми из 10-ти лучших по уровню продаж билетов кинокартин в Китае, в том числе таких популярных фильмов, как «Битва у озера Чанцзинь» («長津湖»), «Моя страна, мои родители» («我和我的父輩») и др.

Интересуетесь другими актуальными темами по бизнесу с Китаем? Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних новостей о бизнесе и продвижении в КНР.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда