{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Экосистема Tencent: обзор бизнеса и ключевых сервисов ведущей цифровой корпорации Китая

Tencent – одна из крупнейших китайских корпораций, экосистема которой объединяет цифровые сервисы самых разных направлений. В то же время Tencent – это, прежде всего, одна из крупнейших частных инвестиционных компаний Китая, которая осуществляет прямые инвестиции в сфере высокотехнологичного и венчурного бизнеса. В этой статье мы расскажем вам об особенностях компании и о ее ведущих сервисах, определяющих цифровой облик современного Китая.

Автор: Александр Сабанцев, команда Asia Pacific.

Общий обзор деятельности Tencent

Сегодня Tencent – это экосистема, объединяющая компании самых разных бизнес-направлений (Рис. 1). Традиционно бизнес модель Tencent основывалась на развитии своего ядра – мессенджеров и социальных сетей QQ и WeChat, являясь при этом китайским первопроходцем в этом направлении: еще в 1999 году состоялся запуск мессенджера OICQ, переименованного позже в Tencent QQ. Кроме того, Tencent – самая крупная по капитализации компания Китая, рыночная стоимость которой на данный момент составляет 427 млрд долл. (для сравнения: экосистема Alibaba Group оценивается рынком в 224 млрд долл.)

Рис. 1. Направления деятельности экосистемы Tencent

Тем не менее, сейчас Tencent активно конкурирует с другими китайскими экосистемами. Так, экосистема Alibaba Group выступает для Tencent серьезным конкурентом в таких направлениях, как технологии и финтех, медиа и др. Например, Tencent развивает сервисы онлайн платежей, оператором которых выступает платежная система Tenpay, выступающая потенциальным конкурентом платежной системы Alipay, относящейся к Alibaba Group. Также Tencent инвестирует в облачные технологии, поэтому корпорация активно вкладывается в развитие ассоциированной компании Tencent Cloud, являющееся перспективным конкурентом для Alibaba Cloud в сфере облачных вычислений. Тем не менее, в разрезе пользователей сервисов экосистемы Tencent наиболее важными направлениями являются соцсети и мессенджеры – QQ и WeChat, а также растущие по числу пользователей сервисы с платной подпиской (Рис. 2), в совершенствовании которых компания заинтересована в первую очередь.

Рис. 2. Количество активных пользователей в месяц у приложений WeChat, QQ и число платных подписчиков дополнительных сервисов обслуживания (VAS) (млн. чел.)

Источник: Tencent Annual Reports 2019–2021, Tencent Interim Report 2022

Анализируя Tencent с точки зрения операционной деятельности, в последние годы можно отметить процесс роста выручки по всем основным показателям, в том числе в сегменте VAS-продуктов, по направлениям финтех и бизнес сервисов, а также в сегменте онлайн-рекламы (Таблица 1). В то же время стоит отметить, что основную выручку компании приносят именно сегмент VAS-продуктов, изначально представляющих собой дополнительные сервисные продукты обслуживания за пределами ядра экосистемы.

Так, крайне важным для бизнеса Tencent является развитие продуктов игрового направления, доля которого в общей выручке компании составила 31,1% в 2021 году, что стало самым крупным источником доходов среди отдельных категорий бизнеса экосистемы (Рис. 3). Кроме этого, хороший рост демонстрирует направление монетизации соцсетей, а также финтех и бизнес сервисы компании. Говоря о сегменте онлайн-рекламы, ключевой потенциал развития бизнеса в этой сфере сосредоточен в социальных сетях, в частности, самой популярной китайской социальной сети WeChat, а реклама в медиа сервисах экосистемы занимает вторичное положение, что показывает снижение выручки от этого вида деятельности в 2019–2021 гг.

Таблица 1. Направления бизнеса Tencent по выручке (млн юаней)

Источник: Tencent Annual Reports 2019–2021

Рис. 3. Доля сегментов бизнеса Tencent в общей выручке за 2021 год

Источник: Tencent Annual Report 2021

Тем не менее, как показывают результаты последнего промежуточного отчета компании Tencent за 6 месяцев (Рис. 4.), всё далеко не так радужно, как может показаться. На фоне растущей конкуренции с другими экосистемами и площадками для бизнеса и продвижения компания оптимизирует свои текущие проекты и сталкивается с рисками сокращения выручки и чистой прибыли, которые показали снижение за 6 месяцев 2022 года по отношению к прошлому году.

Рис. 4. Динамика операционных показателей Tencent за 6 месяцев 2020–2022 гг. (млн юаней)

Источник: Tencent Interim Reports 2020–2022

В условиях растущей внутренней конкуренции на китайском рынке экосистема Tencent постепенно реализует потенциал выхода на зарубежный рынок (Рис. 5): в 2019-2021 гг. выручка от направлений бизнеса за пределами материкового Китая выросла в 2,8 раза. В этом плане еще один характерный показатель – это размещение операционных активов Tencent. По данным финансового отчета компании за 2021 год, операционные активы компании на территории материкового Китая оценивались на 490,4 млрд юаней, а по другим направлениям – 243,3 млрд юаней, что составляет почти 50% от операционных активов на территории Китая.

Рис. 5. Распределение выручки Tencent по географическим направлениям (млн юаней)

Источник: Tencent Annual Reports 2019–2021

Как мы отметили ранее, Tencent – это не только технологическая экосистема, но и крупная частная инвестиционная компания, которая активно размещает свои средства в разные классы активов. В 2021 году компании удалось обеспечить многократный рост доходов от этого направления деятельности, которые составили более 118 млрд юаней (Рис. 6).

Рис. 6. Чистые доходы Tencent от инвестиционной деятельности (млн юаней)

Источник: Tencent Annual Reports 2019–2021

В то же время Tencent – это крупный стратегический инвестор, активно покупающий доли в китайских и зарубежных компаниях (Рис. 7), будучи заинтересованным в диверсификации бизнеса, поиске новых высокомаржинальных направлений, а также новых технологий для внедрения в действующие сервисы своей экосистемы. В этих условиях Tencent активно инвестирует не только в Китае, но и за рубежом (Рис. 8): 38,6% инвестиций приходится на зарубежное направление, а большая их часть на технологически развитые страны Северной Америки – США и Канаду.

Рис. 7. Соотношение сфер инвестиционной деятельности Tencent (млн юаней)

Источник: Tencent Annual Reports 2019–2021. *Речь идет о балансе инвестиций в финансовые активы, который рассчитан по справедливой стоимости с учетом поправки на прибыли и убытки

Рис. 8. Распределение инвестиций Tencent по географическим направлениям в 2021 году

Источник: Tencent Annual Report 2021

Социальные сети

WeChat

Несмотря на то, что старейшим мессенджером, созданным Tencent, является QQ, сегодня WeChat – это наиболее популярный китайский сервис для обмена информацией, который уже давно вышел за пределы мессенджера и социальной сети, став отдельной экосистемой внутри экосистемы Tencent. По количеству пользователей в 2022 году WeChat стал самым популярным приложением в Китае, достигнув отметки в 1,3 млрд человек.

Заглавная страница приложения WeChat

Для обычных пользователей WeChat – это прежде всего платформа, дающая широкие возможности для социального взаимодействия: создание тематических чатов для общения, коммуникация между отдельными пользователями друг с другом, обмен разными видами информации в чате, возможность делиться новостями о себе и узнавать новости от друзей с помощью опции WeChat Moments и т. д. В то же время для китайцев WeChat – это отдельный веб-браузер, сервис блогов, среда для любителей игр, а также удобная для потребителей e-commerce система, позволяющая совершать покупки не выходя из приложения.

Функционал поисковой системы в WeChat
Игровой магазин в WeChat

Более глубокий взгляд на то, как широки возможности WeChat, можно получить, посмотрев на функционал приложения глазами бизнеса.

Так, помимо пользовательского аккаунта в WeChat доступна опция создания официального аккаунта – подписного (订阅号) или сервисного (服务号). Подход работы с подписным аккаунтом заключается в создании информационного канала, смысл которого для компаний заключается в налаживании последовательной коммуникации с подписчиками и формировании ценности бренда. Подписные аккаунты отображаются в WeChat сгруппировано в отдельном чате, для них доступна возможность делать публикации 1 раз в день, а также вести коммуникацию с подписчиками и настраивать авто-ответы. Сервисные аккаунты могут создаваться компанией для развития e-commerce деятельности в WeChat, число публикаций в них ограничено четырьмя в месяц, однако доступна опция подключения WeChat Pay для запуска воронки продаж своей продукции. Кроме того, имея сервисный аккаунт, можно зарегистрировать рекламный кабинет в WeChat Ads и запускать таргетированную рекламу, более эффективно продвигая свою онлайн коммерцию в приложении.

Пример размещения подписных аккаунтов в WeChat
Пример размещения сервисного аккаунта Nike в WeChat

Отдельно стоит сказать про мини-программы в WeChat, дающие компаниям огромные возможности для развития электронной коммерции и запуска продаж через приложение. Мини-программы – это как правило специальные страницы, на которых потенциальные клиенты могут купить определенный продукт прямо в приложении. Мини-программы достаточно удобны, поскольку они не привязаны к определенной операционной системе (IOS, Android), для их создания не требуется юридическое лицо в Китае и разрешение регуляторов, а также они легко интегрируются с системой WeChat Pay.

Мини-программа Didi: поиск, внешний вид и возможность поделиться

QQ

Как уже отмечалось ранее, платформа мессенджера QQ – это один из первых цифровых проектов компании Tencent, который берет начало еще в 1999 году. Выполняя изначально функции мессенджера, проект обладал ограниченным потенциалом, поэтому в 2005 году был запущен сервис QZone, ставший соцсетью, к которой были привязаны аккаунты мессенджера QQ. В дальнейшем была совершена попытка выйти на международный рынок, в 2010 году было запущено подразделение QQ International, локализованное под иностранного пользователя в рамках упрощённой версии. Для бизнеса и продвижения среди китайских потребителей, как и в WeChat, есть опция запуска онлайн-рекламы, которая осуществляется через рекламный кабинет в Tencent Ads.

Сегодня функционал QQ достаточно широк, например, благодаря клиенту QQ Games в сервис интегрируются онлайн-игры от Tencent. Также компанией ведется работа над новыми решениями, в частности, один из последних проектов – развитие 3D виртуального пространства для общения за счет функции Super QQ Show. Однако основной трафик всё же сосредоточен в WeChat, а для QQ характерен устойчивый тренд на снижение активной аудитории и привлекательности для компаний. Так, если число активных пользователей QQ в месяц составляло 647 млн человек в 2019 году, то в 2021 году число активных пользователей упало до 568,7 млн пользователей.

Платежные решения

Экосистема Tencent также активно развивает финтех – одно из наиболее конкурентных направлений бизнеса среди ее ассоциированных компаний. В условиях снижения выручки за 1 полугодие 2022 года доходы от сервисов онлайн платежей всё же выросли на 1%, демонстрируя позитивную динамику. Среди партнеров Tencent в сфере развития финтеха крупные финансовые институты, такие как гонконгский Hang Seng Bank.

Изначально Tencent разработала систему Tenpay, которая покрывала решения в сфере онлайн платежей для пользователей QQ. Позже платежная система Tenpay стала основной для развития сервисов QQ Wallet и WeChat Pay, дающих возможность совершения онлайн платежей в QQ и WeChat соответственно.

Сегодня благодаря наличию кошелька в WeChat Pay китайцы имеют возможность делать переводы прямо в приложении. Потребители сервисов и продуктов совершают с его помощью платежи, причем как в рамках электронной коммерции, так и в условиях розничной торговли за счет простой и удобной системы сканирования QR-кодов. Сегодня в Китае этот способ используется даже чаще, чем расчеты с помощью наличных или карты. Эквайринг для WeChat Pay среди оффлайн продавцов в Китае, а также зарубежных оффлайн продавцов, привлекающих китайских потребителей, становится привычным делом.

Кошелек WeChat Pay дает возможность совершать разнообразные платежи прямо в приложении WeChat
Перевод денег через WeChat Pay прямо в чате: можно как перевести напрямую, так и воспользоваться опцией денежного подарка – “красным конвертом”

Платежная система WeChat Pay растет вслед за числом пользователей WeChat: по количеству пользователей система онлайн платежей от Tencent вышла на уровень в 900 млн человек к концу 2021 года! При этом сервис становится все более популярным за рубежом, что преимущественно связано с необходимостью привлекать китайских туристов, создавая для них удобные и понятные условия оплаты покупок.

Облачные технологии и коммуникации

Tencent Cloud

Еще одно высокотехнологичное направление бизнеса экосистемы Tencent – это облачные технологии, по развитию которых компания догоняет сервисы дочерней компании Alibaba Group – Alibaba Cloud. Так, Tencent Cloud активно работает над развитием PaaS и SaaS сервисов, а число оказанных облачных услуг в 2021 году составило около 4,8 млн.

Говоря о PaaS направлении, компания активно работает над улучшением базы данных TDSQL, которую консалтинговая компания Frost & Sullivan в 2021 году даже обозначила как лучший продукт распределенной базы данных в Китае. Что же касается SaaS решений, то можно отметить развитие интеграции между действующими сервисами Tencent, например, такими как Tencent Meeting и Tencent Docs, для создания расширенных продуктовых решений. Также идет работа над развитием своей CRM системы в WeCom – специальном сервисе для организации работы бизнеса, интегрированном с WeChat.

Tencent Meeting

Если на Западе для связи и коммуникаций популярны такие площадки, как Zoom или MS Teams, то в Китае ключевой платформой для связи является Tencent Meeting. Сервис работает благодаря внедрению решений Tencent Cloud, а функционал площадки во многом дублирует привычные западному и российскому пользователю возможности. Как и в других сервисах Tencent в приложении можно верифицироваться, имея аккаунт в WeChat.

Поскольку Китай активно взаимодействует с окружающим миром, то для зарубежного пользователя существует отдельная версия сервиса – Voov Meeting, которую, например, китайцы часто используют в образовательных целях, работая дистанционно с иностранными студентами.

Игровая индустрия

Как мы уже отмечали ранее, игровая индустрия – это самый крупный источник доходов Tencent, продукты которого принесли более 30% от общей выручки в 2021 году. Для дистрибуции игровых приложений компания использует преимущества от наличия огромного количества пользователей сервисов экосистемы, например, играть можно благодаря клиенту QQ Games или же в WeChat. Благодаря интеграции игр в площадки соцсетей экосистемы Tencent доходы от мобильных игр выросли в 2021 году на 12% до 164,8 млрд юаней, что существенно выше роста доходов от игр на ПК – на 2% до 45,3 млрд юаней.

Сегодня самый крупный по оборотам сегмент бизнеса Tencent сталкивается с двумя основными рисками: послепандемийным возвращением пользователей к оффлайн активностями, а также политикой руководства КНР, направленной на борьбу с игровой зависимостью у детей. Сама компания в отчете за 2021 год даже отметила собственные усилия по созданию более “здоровой” игровой среды, по итогам которых время, проведенное несовершеннолетними за играми, сократилось на 88%.

Тем не менее, расширение на зарубежных рынках и совершенствование конкурентных преимуществ дают возможность справляться с растущими вызовами. Прежде всего, Tencent увеличивает присутствие за рубежом: если доходы от внутренних игр (Honour of Kings, Call of Duty Mobile, Moonlight Blade Mobile и т. д.) выросли на 6% до 128,8 млрд юаней в 2021 году, то выручка от международного направления достигла 45,5 млрд долл, показав рост на 31% благодаря высоким показателям таких игр, как PUBG Mobile, Valorant, Brawl Stars и Clash of Clans.

При этом, как мы уже отмечали ранее, Tencent – это крупный стратегический инвестор, что можно проследить на примере игровой индустрии. Например, создатель популярной игры Valorant – американская Riot Games – это дочерняя компания Tencent, которая вошла в игровое направление экосистемы в 2011 году. Из последних примеров: дочерняя европейская компания Miniclip выкупила SYBO, которая является разработчиком одной из самых популярных в мире мобильных игр – Subway Surfers. Благодаря этому число дневных активных пользователей продуктов Miniclip выросло от 30 до 70 млн человек.

Итак, на примере игровой индустрии можно увидеть, что покупка зарубежных брендов и технологий – один из важных и перспективных источников развития экосистемы Tencent.

Медиа сервисы

Tencent Video

Tencent Video – это китайская видеоплатформа, которая была запущена ещё в 2011 году в рамках развития экосистемы Tencent на медиа рынке. Контент, предлагаемый на площадке достаточно диверсифицирован и включает в себя популярные дорамы, анимационные картины, разноплановые полнометражные и короткометражные художественные фильмы, документальные обзоры и многое другое. В то же время на площадке размещаются оригинальные продукты, разработанные по собственному заказу, например, дорама “Мечта о процветании” (2022), которая заняла первое место по числу просмотров в своем сегменте.

Как мы отмечали в начале, негативную динамику показывают доходы Tencent от рекламы в медиа, что не обходит стороной и Tencent Video, поэтому основным каналом монетизации выступает система премиум аккаунтов. Использование премиум аккаунтов на Tencent Video позволяет смотреть видео без рекламы и в лучшем качестве. К середине 2022 года число платных подписчиков выросло до 122 млн человек (для сравнения: общее число платных подписчиков VAS продуктов Tencent в это же время составило около 235 млн человек), что демонстрирует большое значение сервиса как инструмента монетизации в медиа бизнесе.

Tencent Pictures

Еще одно подразделение в составе экосистемы Tencent, о котором мы бы хотели упомянуть – это компания Tencent Pictures, которая как и похожее подразделение в экосистеме Alibaba, Alibaba Pictures, занимается разработкой и дистрибуцией кинопродукции. В основном компания приложила руку к созданию фильмов на популярные сюжеты из известных видеоигр, комиксов и мультсериалов. Среди них можно отметить такие известные международные картины, как Варкрафт (2016), Веном (2018), Бамблби (2018) и Охотник на монстров (2020). Отдельно внутри Tencent Pictures действует дочерняя компания Tencent Penguin Pictures, которая специализируется на других жанрах, таких как драма и аниме.

Итак, проекты, на основе которых строится бизнес-модель Tencent, охватывают целый ряд направлений – соцсети, онлайн коммерцию, финтех, дистрибуцию приложений и многое другое. При этом сама компания активно инвестирует как в Китае, так и за рубежом. Тем не менее, стремительный рост и объединение множества бизнес-направлений остро поставили вопрос оптимизации бизнеса, что является главным вызовом, с которым экосистема будет сталкиваться в ближайшие годы.

Интересуетесь другими актуальными темами по бизнесу в Китае? Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних новостей о бизнесе и продвижении в КНР.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда