Может ли фрилансер использовать в своей работе картинки из поисковиков

Здравствуйте.

Я занимаюсь удаленным созданием сайтов и периодически использую в своих работах изображения, которые нашел в поиске Google или «Яндекс».

Подскажите, грозит ли мне наказание за такое использование и где простые веб-студии (речь не о крупных, а, скорее, о региональных) берут картинки для сайтов на любые темы?

Кроме того, есть ли способ легального использования изображений из поиска? И как можно отличить изображение, которое защищено авторским правом, от свободно распространяемого?

Спасибо.


Отвечает Севан Авалян, юрист компании «Зарцын, Янковский и партнеры»

Привет.

Пожалуй, пойдем по порядку.

Об ответственности:

За использование изображений без согласия автора предусмотрена компенсация от 10 тысяч до 5 миллионов рублей — точный размер определяет суд. При этом, автору может понравиться то, как вы использовали его изображение, и он не станет судиться, а вам не придётся платить.

Где брать картинки:

Есть два пути — купить права или сделать самому. Покупают на фотостоках: Shutterstock, Istockphoto и так далее. Список фотобанков можно посмотреть здесь.

Легальное использование из поисковика:

По закону все изображения изначально кому-то принадлежат, поэтому легально использовать изображение из поисковой выдачи можно только по согласию автора. Так что, единственный способ — искать автора. Вот небольшая инструкция о том, как это делать.

Дополнительно посоветую прочитать материал о том как, работает авторское право.

Удачи.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Ипполит Бугуртов

Я напиздил уже миллионов на 500

Ответить
Развернуть ветку
Antony Sedov

Creative Commons и никаких проблем.

Ответить
Развернуть ветку
Avramov Max

Антон, как вам не стыдно, сказали же, что есть только два пути и никак иначе)

Гугол также молодцы, игнорируют единственный способ "искать автора" и встраивают в свой поисковик какие-то непонятные функции, позволяющие сортировать изображения по возможности использования. Хулиганы!

Ответить
Развернуть ветку
Sevan Avalyan

Максим, спасибо, что подсказали!

Не знал про такой способ.

Ответить
Развернуть ветку
Nadia Szypilow

Кстати, всем, кто использует функцию "Usage rights" стоит отдавать себе отчет в определенных рисках - откуда гугл берет данную информацию и актуальна ли она - не известно. А если случится факап и автор захочет судиться, то Гугл никакой ответственности не несет, отвечать будете Вы. Поэтому, 2 указанных в ответе пути (фотостоки и самостоятельное создание) - это железные варианты, когда есть 100% гарантия, что факапа не будет. При случае упомяну российский фотосток http://photogenica.ru/, который имеет преимущества перед названными выше: оплата в рублях и документы для бухгалтерии, цены и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Судоргин

Подобная функция есть только в англоязычной версии? В русской только вариант "С лицензией на использование и изменение" - это аналогично?

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Подскажите для общего развития.
Есть же механизм досудебного урегулирования претензий?
это ж не уголовка и не преступление общественной значимости.
должен быть механизм выставления сначала претензий на удаление фото.
и если ресурс тут же фото удаляет, то дальнейшее судебное разбирательство уже пойдет не так гладко?
верно я рассуждаю?
по моим прикидкам 99,9% сайтов (если не более) обвешаны фото из поиска...

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

+1, тоже интересно

Ответить
Развернуть ветку
Sevan Avalyan

Андрей, спасибо за вопрос.

1. Есть общий порядок досудебного урегулирования - 30 дней для ответа. Если вы по нему не придёте к какому-то соглашению, то правообладатель уже тогда обращается в суд.

2. Тут же удаляет — это не помогает. Важен сам факт использования.

3. 99,9% — про цифру не скажу, но в сущности так и есть.

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Очевидность

спорить с вами или сразу подать в суд - право автора.

если вас на улице ограбили, можете писать заявление, а можете "эй, гопарь, верни мобилу" в догонку покакричать - право ваше

Ответить
Развернуть ветку
Sevan Avalyan

Всё верно, Капитан Очевидность.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Есть отличный фотосток public domain фотографий/иллюстраций — https://pixabay.com/

И, конечно, Flickr — там можно искать по фильтру Commercial Use Allowed и нужно в большинстве случаев будет поставить ссылку на автора.

Картинки будут не такие классные, как в Гугле или на платных стоках, но зато бесплатно и легально.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kukharenko

А как же unsplash?

Ответить
Развернуть ветку
Olga Mangova

Спасибо. Конечно, я слегка знакома с этими требованиями)
Raw файл должен быть предоставлен вместе с фотоаппаратом, на который он снимался. Для старых фоток вероятность такого совпадения сильно снижается.
Депонирование/лицензирование - .001% от всех снимков.
Копирайт - да. Если его нет, фотка старая, была найдена в интернете, изменена, и не используется напрямую в коммерческой деятельности - вероятность иска весьма низка. Особенно если ваш сайт зарегистрирован на ООО с уставным капиталом в 10тр))
Пс стопварламов - забавно) ну, что еще от основателя Ридус ожидать, работающего на ликсутова?))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Олегович

Можно ли использовать в своей рекламе картинки из фотостока, но с ватермарками (т.е. я их не купил, а просто взял из превью, ватермарк не удалял)?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Олегович

Ну, реклама разная бывает. Интересует все же комментарий юриста.

Ответить
Развернуть ветку
Sevan Avalyan

Дмитрий, нет, так не получится.

Ответить
Развернуть ветку
Nadia Szypilow

Дмитрий, это частое заблуждение. К сожалению, фотограыфии не
без покупки использовать нельзя. Наличие ватермарка не дает Вам прав на использование изображения. Права на его использование дает лицензия, которая выдается при покупке (загрузке в рамках пакета/подписки). Фото с ватермарком - это как машина в салоне, в которой можно посидеть. Но, от того, что она открыта, она не становится Вашей. Вашей машина становится только тогда, когда Вы вписаны в тех. паспорт.

Ответить
Развернуть ветку
wuh-wuh

Для одного из сайтов заказчик подкинул фотку обычного строящегося здания. Через год фотограф подал в суд на использование в коммерческих целях без разрешения, сумма была в районе 100 тыс, но насколько я помню просто затянули суд и он до сих пор идет...

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Snegirev

Надеюсь, с тех пор в вашем стандартном договоре с заказчиком оговорен этот момент?

Ответить
Развернуть ветку
wuh-wuh

Он и до этого был оговорен в стиле "правомерность используемых материалов на заказчике".

Ответить
Развернуть ветку
Sevan Avalyan

Звучит круто)

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Очевидность

Чё-то вспомнил про "стопварламов"

Ответить
Развернуть ветку
Olga Mangova

Я так понимаю, что доказать права на фото для автора - это большая проблема. Особенно если человек нашел это фото через поисковик, и у фото не были никаких exif данных.

Ответить
Развернуть ветку
Sevan Avalyan

Нет, доказать, что фото принадлежит определённому человеку не так уж и сложно. Есть разные способы доказывания.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Mangova

Ну приведите тогда примеры.

Ответить
Развернуть ветку
Sevan Avalyan

Ольга,

в статье по ссылке в самом начале указан хрестоматийный пример — отправить экземпляр произведения самому себе почтой, конверт хранить в запечатанном виде; zakon.ru/blog/2016/2/18/dokazyvanie_avtorstva__nebolshoj_lajfhak

Или вот тут есть примеры https://bardov.legal/st/obespechenie-dokazatelstv-avtorstva

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда