Отвечает эксперт: в каких программах вести управленческий учёт бизнесу

Спрашивает исполнительный директор агентства, отвечают финдиректор «Нескучных финансов», основатель агентства HiSEO и руководитель небанковских сервисов «Сферы».

Материал подготовлен при поддержке банка для малого бизнеса «Сфера»

Отвечает эксперт: в каких программах вести управленческий учёт бизнесу

Мы обновили подсайт «Вопросы» вместе с банком «Сфера». Теперь в нём можно задавать вопросы о бизнесе не только читателям vc.ru, но и экспертам.

Задать свой вопрос можно здесь, а мы продолжаем отвечать.

Вопрос

В каких программах вести управленческий финансовый учет?

Как интернет-агентству наладить управленческий учет и финансовое планирование, уйти от табличек в Exсel к полуавтоматической системе учета? С ростом бизнеса вопрос управления финансами и бюджетирования стоит все острее.

Александр Цапко, исполнительный директор интернет-агентства

Ответы

Классический управленческий учёт сводится к ведению трёх отчетов — ДДС (отчёт о движении денежных средств), ОПиУ (отчёт о прибылях и убытках) и баланс (форма бухгалтерской отчётности). Все их можно вести и собирать в Excel, но большой вопрос к источникам информации — тому, где, как и по каким принципам собираются цифры для управленческого учета. У кого-то запасы ведутся в ПО, кто-то записывает в тетрадку, кто-то где-то ещё — это целый срез, который нужно проработать, прежде чем идти к автоматизации.

Если мы говорим про автоматизацию, то прежде чем идти в неё, нужно разобрать контуры учета — что, как и где мы считаем. Крупный и средний бизнес может позволить себе заказать ERP под задачи, если управленческий учет уже налажен, но разбросан в разных местах.

С малым бизнесом всё сложнее, и, скорее всего, разные контуры учета придется автоматизировать разными инструментами. Как правило, проще всего автоматизировать ДДС. Для этого подойдут облачные решения: «План-факт», «Финолог» и подобные.

Что касается ОПиУ и баланса — нужно четко понимать, каких правил придерживается компания при учете тех или иных статей. Например, контур выручки можно автоматизировать на базе CRM, и там же учитывать дебиторку с кредиторкой. Другое дело — что CRM больше годится для проектного бизнеса, и для розничного учета не подойдёт.

Учёт запасов для баланса сводится либо к конкретным отраслевым сервисам, типа Y-clients, Poster-POS, iiko или общеотраслевым — например, «Мой склад».

Ещё есть 1C — с бесконечным количеством настроек и допилов на неё можно перенести часть автоматизации, но при условии, что она не будет использоваться в целях бухучета или налогового учета. Это обусловлено тем, что данные налогового учета, зачастую разнятся с данными управленческого, и лучше держать УУ и учет налоговый отдельно друг от друга, если вы в налоговом не отражаете абсолютно все.

Прежде чем идти в автоматизацию управленческого учета, я бы советовал все-таки собрать 2-3 комплекта отчетности руками, и понять, как в целом работает система, а после подбирать инструменты под те статьи и контуры, которые вызывают наибольшую сложность в сборе, контроле и администратировании. И тут уже станет ясно, какие инструменты подходят, а какие нет.

Дмитрий Фурье, финансовый директор «Нескучных финансов»

Мне кажется, не стоит прятаться за CRM и системами учёта — решить проблему ведения финансового учёта может только вовлечённость и построение хорошей команды.

Вот, что мы протестировали за два года вместе с моим партнёром Владиславом Ямпольским.

Управленческий учет. Важно понять, что вы хотите контролировать.Оборот, количество отработанных задач, эффективность проектов, сроки?В зависимости от ответов и бюджета компании решения будут разниться.

В конечном итоге мы пришли к «Яндекс.Трекеру» — это платный сервис, который даёт функции облачного хранилища, менеджера задач, канбан-доски и прочего. В нём же наш сисадмин сейчас настраивает систему тикетов для клиентов. Это позволит нам учитывать время и ресурсы, которые мы тратим на каждого клиента.

Финансовое планирование. Нас не устраивал интерфейс 1С — бухгалтеры-фрилансеры путались между параметрами «Отгружено» и «Оплачено». Я не всегда успевал контролировать, и это обошлось нам серьёзным кассовым разрывом. Лучшим решением был наём бухгалтера в штат. Мы планируем внедрить сервис «Планфакт».

Если вы хотите автоматизировать свой учет, не должно остаться никакой налички — даже с удаленщиками и фрилансерами нужно рассчитываться только официально, по договору, это позволит автоматически разносить затраты по проектам/статьям в системе.

А вам как собственнику не нужно будет думать, какая сумма денег на карте ваша, а сколько нужно перекинуть фрилансерам — мне кажется, для многих это большая боль.

Максим Бульбов, основатель агентства HiSEO

Управленческий учет строится на трех китах: отчете о движении денежных средств (ДДС), отчете о прибылях и убытках (P&L) и управленческом балансе.

На основе отчета о движении денег можно вычислить контрагентов, которые генерируют наибольшую выручку. Например, если один из контрагентов приносит 80% выручки, то это несет риски в случае прекращения работы с ним. В таком случае надо задуматься о диверсификации бизнеса. Отчет строится кассовым методом (фактически полученные и израсходованные средства), и показывает реальный остаток денег в кассе и по расчетным счетам.

Отчёт о прибылях и убытках поможет выявить проекты (направления бизнеса) с нулевой или отрицательной рентабельностью. Документ помогает сконцентрироваться на тех направлениях бизнеса, которые приносит реальную прибыль.

Для формирования отчета используется метод начисления, то есть учитываются обязательства, по которым еще не было оплаты.

Например: мы внесли 50% предоплаты за товар. Кассовым методом мы учтем только половину стоимости товара, вторую часть "увидим" только после оплаты. Методом начисления мы сразу отобразим 100%. Отчет отвечает на вопрос «сколько свободных денег на данный момент».

Управленческий баланс — сводный, состоит из первых двух отчетов. Документ помогает контролировать правильность учета (использует двойную запись). Также помогает узнать, куда была потрачена прибыль от деятельности компании или выявить значительный рост дебиторской задолженности (нам должны деньги).

Чтобы детальнее ознакомиться с основами управленческого учета, рекомендуем подписаться на бесплатную рассылку Финолога.

Мы предлагаем клиентам «Сферы» бесплатную встроенную финансовую аналитику, позволяющую автоматически вести учет движения денег по счету. Причем можно подключать данные по расчетным счетам из других банков. Аналитика работает по кассовому методу, то есть учитывает фактический приход, расход и остаток. Она умеет автоматически раскладывать списания и поступления в разрезе контрагентов и статей доходов и расходов. Например, расходы на канцелярские товары будут отнесены к ОХО (общехозяйственные расходы).

Для автоматизированного составления отчета по прибылям и убыткам, а также управленческого баланса рекомендуем воспользоваться специализированными сервисами, например «Контур.Пульс», «План-факт» или «Финолог».

Дмитрий Володько, руководитель небанковских сервисов «Сферы»

Если у вас есть ответ на этот вопрос — пишите в комментариях. Самые подробные и ёмкие ответы мы добавим в материал. А если у вас есть вопросы, задавайте их в подсайте.

*Система «Банк Сфера» – корпоративная информационная система, предназначенная для удаленного обслуживания клиента с использованием сети интернет (в т.ч. с использованием мобильного приложения), обеспечивающая, в том числе, подготовку, передачу, прием, обработку электронных документов клиента, включая платежные документы клиента в электронном виде и предоставление информации о движении средств по счетам, в том числе с использованием карты.
Услуги оказывает АО «БКС Банк», Универсальная Лицензия Банка России №101 от 29.11.2018.
2222
36 комментариев

Думаю, читалелям VC.ru будет полезно ознакомиться с практическими кейсами реальных предпринимателей, которые ушли от Excel в пользу онлайн-сервисов для управленческого учета.

1. Артем Савичев ушел от Excel и стал тратить на учет финансов в 7 раз меньше времени.
2. Дмитрий Клиндухов автоматизировал учет финансов, поднял рентабельность компании в 4 раза и наладил работу с дебиторкой.
3. Андрей Фролов сократил издержки на логистику на 6 млн рублей в год, сэкономил на зарплате финансиста от 100 тысяч в месяц, тратит на финансовое планирование и аналитику всего 1 час в неделю вместо 5 дней в месяц.

Подробнее о каждом кейсе можно прочитать здесь - https://planfact.io/blog/?category=%D0%9A%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%8B

5
Ответить

Читатели VC непростые читатели и за такое обычно минусуют. Пишите статью на VC, описывайте свой продукт, историю создания и т.п., а не так вот. Скрытую рекламу видно издалека.

1
Ответить

1с УНФ. Оптимально для малого и среднего бизнеса. Умеет считать как кассовым методом, так и начислениями. Имеет платежный календарь. БДДС. Производства (с использованием осн.средств). Позволяет работать по циклу Деминга (план, действия, анализ, изменения). Обмен с банками или загрузка выписок в формате 1с. Формирование платежных документов. Заявки на деньги. Начисления и учет выплаты зп. Распределение постоянных затрат. Гибкая настройка плана счетов. Возможность контроля кредиторки и дебиторки по срокам долга. Возможность выгрузок в 1с бух. И много еще чего. Но вот что интересно, ДДС чаще всего ведут в виде отличном от рекомендованого правилами ПБУ (для среднего и крупного бизнеса это обязательный отчет). Отчего так? Кто как использует баланс?

3
Ответить

У меня тоже 1С унф. Но оставила ее только для учета склада. Так и не смогла там настроить всё-слишком замудренно;(( вы привлекали стороннего специалиста чтоб он помог разобраться или сами настроили?

Ответить

+ конечно 1С! В 1С УТ также возможно и в остальных. Даже бухгалтерию можно допилить)

Ответить

...никакой налички — даже с удаленщиками и фрилансерами нужно рассчитываться только официальноЕсли у вас так всё просто, то советы в каком софте вести бизнес не нужны. Перечень расходов, которым нам соизволено относить на разрешённые затраты в ОСН просто смешон. В кавычках. Кроме как за счёт нала не существует других способов вытащить рентабельность предприятия. Или закрываться.

1
Ответить

И даже если наличка, то 1С вполне справится с задачами!

2
Ответить