Как выпустить успешные ЦФА?

Цифровые финансовые активы ускорят, удешевят и упростят выпуск финансовых инструментов. Поэтому уже сейчас о выпуске ЦФА задумываются не только крупные компании с большими финансовыми отделами, но и малый и средний бизнес, руководители которого не имеют нужного опыта. Если вы никогда не выпускали облигации и не проводили IPO, не беда! Понять, какие ЦФА имеет смысл выпускать, и будут ли они успешны, можно по нескольким простым признакам.

Как выпустить успешные ЦФА?

Выгодное финансирование

Удачный выпуск ЦФА позволяет эмитенту привлечь деньги дешевле, чем в банке или на рынке облигаций. Важнейшую роль здесь играют срок заимствования и ключевая ставка Банка России. Если рынок ждет роста ставки, то в проценты по долговым инструментам заложено ожидание этого роста.

Поэтому срок ЦФА нужно рассчитать так, чтобы решить свои бизнес-задачи, но не переплатить проценты. Облигации обычно выпускают на три года из-за дороговизны самого процесса выпуска, и с учётом возможной динамики ключевой ставки эмитенту придется заплатить проценты, превышающие не только текущую, но и будущую ключевую ставку.

Преимущество ЦФА в том, что благодаря легкой процедуре выпуска, можно выпускать краткосрочные инструменты – на год, на полгода, на месяц или даже на пару недель. Доходность по краткосрочному «цифровому долгу» может быть на 2-3 процентных пунктов ниже, чем у трёхлетних облигаций. Эмитент сэкономит эти деньги.

В свою очередь, инвесторы, которые не хотят надолго замораживать свои деньги, будут согласны на более низкую процентную ставку. По нашему опыту, интерес возникает уже от 14% годовых, а для эмитентов, которые предлагают 15-18%, спрос будет высоким.

Предсказуемая доходность

В текущих условиях неопределенности инвесторы явно предпочитают ЦФА с понятной и фиксированной доходностью. Поэтому эмитентам, которым просто нужны деньги, нет смысла тратить силы на изобретение сложных механик и экзотических смарт-контрактов. Лучше взять типовой смарт-контракт и совместно с оператором информационной системы ЦФА адаптировать его под свои нужды. Конечно, здесь возникнет конкуренция между эмитентами по очень простым параметрам: ставка и срок размещения. Чтобы сделать инвесторам хорошее предложение, нужно проанализировать не только выпуски других эмитентов ЦФА, но и косвенно конкурирующие за деньги инвестора продукты, например срочные банковские вклады на тот же срок.

Надёжный эмитент

Как убедить инвестора, что эмитент расплатится по своим обязательствам? Есть разные способы. Например, обеспечение выпуска реальными физическими активами или выручкой эмитента по уже заключенным контрактам. Но и устойчивое финансовое положение эмитента само по себе убедительно – при условии, если инвесторам доступна информация о финансовом состоянии компании. Здесь вступает в дело такой критерий, как уровень лимита. Иными словами, если объем выпуска ЦФА и других кредитных обязательств эмитента составляет небольшую долю от его основной деятельности, это управляемый уровень риска.

Привлекательные базовые активы

Для ЦФА, привязанных к росту стоимости физического актива, залог успеха — вера инвесторов в рост этого актива. Например, российские инвесторы охотно вкладываются в недвижимость, поэтому спрос на «цифровые квадратные метры» от группы компаний «Самолёт» был очень высоким. Этот механизм сейчас хотят использовать и многие другие девелоперы, причём в самых разных регионах России и для самых разных видов недвижимости: коттеджи, апартаменты и так далее. Для эмитентов такой инструмент выгоден, потому что открывает им новые источники финансирования. Ну а инвесторам удобно, что необязательно вкладывать сразу крупную сумму, а в перспективе, легко комбинировать вложения в разные виды недвижимости или разные регионы страны.

Повышенным вниманием пользуются базовые активы, не имеющие прямой корреляции с рынком акций. Акции находятся под постоянным давлением в текущей ситуации, и инвесторы хотят диверсифицировать вложения и риски. Хорошим примером тут являются цифровые металлы. Например, металлы платиновой группы имеют слабую корреляцию с индексом Мосбиржи. Стоит подумать, какие реальные активы обладают этим свойством и можно ли это донести до инвесторов.

Как выпустить успешные ЦФА?

Разумеется, когда речь идёт, например, о промышленных металлах, разобраться в нюансах добычи, транспортировки, переработки и спроса, перспектив изменения цены, розничному инвестору нелегко. Эмитенту придётся подготовить аналитические справки, демонстрирующие перспективы актива и объясняющие историю изменения его цен.

А если компания добывает несколько металлов, она может сформировать цифровую корзину. Это упростит инвестору принятие решений и диверсифицирует риски.

Физическое обеспечение

Здесь мы уходим в недалёкое будущее, где кроме цифровых финансовых активов на тех же платформах могут обращаться гибридные цифровые права. Тогда инвесторам легко предложить интересную механику: при погашении они получают либо деньги, либо базовый актив, например металл. В таком формате интересно предлагать понятные инвесторам защитные активы или инвестиции в роскошь. Проще говоря, золото и бриллианты.

Бренд эмитента и наличие своей аудитории

Для успеха ЦФА на федеральном уровне, особенно среди розничных инвесторов, важна узнаваемость эмитента. Это упрощает принятие решения, сразу даёт понять, чем занимается компания. Рекламировать и продвигать такие ЦФА проще и эмитенту, и платформе. Если, например, Норникель выпустил ЦФА, мы понимаем, что интерес инвесторов точно будет.

Для компаний региональных или просто молодых и небольших, есть другой путь. Необязательно продвигать ЦФА в масштабе всей России. Достаточно иметь свою лояльную аудиторию в округе, в городе, в своём сегменте рынка. Здесь ЦФА становятся чем-то бОльшим — это уже не просто инструмент привлечения денег, но ещё и способ коммуникации со своей лояльной аудиторией, чтобы заинтересовать её в развитии своей компании и поделиться плодами этого развития. Управляющая компания может предложить ЦФА жильцам и с позиционировать его как способ вложиться в дополнительное благоустройство дома. Молодой бренд модной одежды может предложить своим постоянным покупателям не только одежду, но и ЦФА как способ заработать на дальнейшем развитии торговой марки.

Здесь эмитенту не нужно искать аудиторию и изобретать новые каналы маркетинга. Рекламировать ЦФА можно в обычных каналах общения с клиентами, будь то веб-сайт, физические магазины или счета за коммунальные услуги. Залог успеха – знание своей аудитории и понимание, как правильно предложить ей эту идею инвестиций.

Следите за развитием рынка ЦФА и анализируйте новые выпуски в нашем Telegram, а также мобильном приложении! (Play Market, App Store, RuStore)

1.1K1.1K показов
456456 открытий
Начать дискуссию