Хакантон не для галочки

Недавно в Авиасейлс прошел 24-часовой ИИ-хакатон на сотню человек. Это не первый хакатон за историю компании, но самый продуктивный.

Хакантон не для галочки

Cursor для дизайнеров, бренд-мониторинг по разным млмкам, ИИ-ассистент, который помогает инженерам быстрее разбираться с инцидентами и ещё десяток проектов уже заехали в реальные бэклоги команд. В прошлые разы, проектов, имевших шанс уйти в прод, было в десяток раз меньше. И мы задумались, а что получилось иначе:

Фокус

Хакантон не для галочки

Четко сформулированная тема хакатона даёт ровно те продукты, на которые вы рассчитываете. Мы попросили подумать про инструменты для работы на основе ИИ.

С начала 2025 года мы активно внедряем ИИ в Авиасейлс. Для пользователей выпускаем AI-фичи (каждый месяц миллион путешественников планирует свои поездки так или иначе используя их). А внутри компании смотрим на ИИ как на способ стать эффективнее и автоматизировать рутину. И у нас даже появилось коммьюнити AI-энтузиастов.

Но что делать с ИИ тем, до кого вся эта движуха пока не дотянулась напрямую (ну кроме всем уже привычных генерации текстов и саммаризации), на практике не всегда понятно. Хакатон оказался классной площадкой для экспериментов. Кроме того это отличная возможность, чтобы вовлечь в тему ИИ тех, кого она до этого интересовала лишь по касательной. В прошлые разы мы делили соревнование на несколько параллельных треков, тут же свели всё к простой идее: сделайте инструмент на основе ИИ для упрощения работы себе или коллеге.

Взаимопомощь

Хакантон не для галочки

Чем очевиднее ценность проектов для их создателей, тем качественнее получится результат. В ИИ-хакатоне ребята креативили для себя и для соседа, и мотивацию искать не приходилось.

Были как команды, которые подавались уже со своей идей, которую появилась возможность «легально» реализовать, так и те, кто после анонса посмотрел на боли команд внутри компании и взялись за их решение. Чтобы мэтч случился быстрее, на старте мы собрали банк идей. Любой сотрудник мог закинуть туда боль (свою или команды, а то и целого юнита), даже если в самом хакатоне участвовать не планировал. Так получился, например, фотоальбом Авиасейлс. Ивент-лид и команда внутренних коммуникаций давно страдали от того, что не могут быстро найти нужные фотки с мероприятий, ведь они хаотично хранились на диске. В итоге это идею подхватили ребята из Авиасейлс для бизнеса и за 24 часа сделали классную апку, которая позволяет каждому сотруднику найти себя на фото с тусовки благодаря системе распознавания лиц. А если человек не хочет, чтобы его трекали, то просто помечает это в системе и исчезает из алгоритмов. Приз команда не выиграла, но вип-проходку на наши корпоративы точно заслужила.

Кстати, про призы. Альтруизм – это круто, но если добавить к нему 3 000 нерублей, становится совсем топово. Так что денежная мотивация у коллег тоже была. 3 000 за первое место, 2 000 за второе и 1 000 за третье. Плюс, приз зрительских симпатий в размере ещё одной тысячи.

Прогрев

Хакантон не для галочки

Внутреннее мероприятие (в нашем случае – хакатон), надо делать также хорошо, как и внешнюю кампанию. Логика «и так сойдёт» не работает во внешних коммуникациях и внутри так тоже не надо.

Мы понимали, что даже с респектом от коллег и денежной мотивацией не все будут готовы вписаться в хакатон. К 2025 году выросло целое поколение сотрудников, которые практически ничего не знали про подобные мероприятия – ковид и полная удалёнка естественным образом поставили проведение хакатонов на паузу. Мы с 2020 года тоже перешли на remote-first политику, поэтому движуха, когда вы плечо к плечу сидите в ночи, кодите и подносите друг другу Ред Булл, перестала быть актуальной. Поэтому нам нужно было как промить сам формат, так и продавать его ценность (и тем, кто успел забыть, и тем, кто даже не знал).

К запуску проекта мы подготовили креативную концепцию и визуальный код. Лендинг, фоны в зуме, афиша мероприятия и любая коммуникация на сотрудников выпускались в едином стиле и работали на вовлечение. В итоге мы собрали около 150 заявок на участие, финально в хакатоне приняло участие 25 команд. После 5-летнего перерыва в проведении хакатонов мы считаем такой participation rate достойным.

Участие топов

Хакантон не для галочки

Если топ приходит только чтобы объявить победителя – можно даже не начинать. Участие топов всегда придает мероприятию вес в глазах сотрудников. Но тут же была важна и их роль как менторов. Топы выбрали себе по 3-4 команды, поддерживая на протяжение всего ивента.

За 2 дня до старта хакатона мы провели препитчинг — команды представляли идею ментору, а тот помогал её докручивать. Например, HRD Полина Гавра увидела у одной команды желание делать ассистента для рекрутмента и помогла ребятам сосредоточиться на реально полезном инструменте, а не на инструменте в вакууме.

Самый частый коммент от топов был:

«Вы не успеете сделать это за 24 часа, подумайте, что из функциональности реально оставить, чтобы в финале показать работающую демку».

Многие команды прислушались и смогли всего за сутки собрать полноценные mvp.

Инфраструктура

Хакантон не для галочки

Нормально делай, нормально будет. Доступы к LLM, векторным базам, GPU и прочему были настроены до старта. Команды заранее присылали, что им нужно, и всё получали. Все-все-все доступы обошлись примерно в 50 тысяч рублей – вполне можно позволить себе такой эксперимент.

Хорошей идеей было также привлечь трёх дежурных DevOps-ов в разных таймзонах, чтобы на протяжении всех 24-часов они помогал ребятам. Это тоже стало огромным плюсом в организации и позволило командам активно экспериментировать с LLM.

Кстати, в итоге один из проектов был сделан вообще без инженеров, даже код проекта про ИИ писал ИИ. И всё получилось! Тут организаторы особенно радовались, ведь смысл хакатона был как раз в том, чтобы коллеги нашли для себя новые юзкейсы.

Чувство ответственности и немного стыда

Хакантон не для галочки

Хоть в хакатоне и участвовало чуть больше 100 человек, финальные презентации пришло смотреть полкомпании. Во время предпитчингов и параллельно с хакатоном мы ярко освещали происходящее для сотрудников во внутреннем медиа. С каждым днём интерес к проектам подогревался, и участники ощущали всё больше ответственности. Одно дело навайбкодить и никому не показать, а другое — представить результат на торжественном финале.

А ещё благодаря широкому освещению хакатона мы промили саму идею использовать ИИ для автоматизации работы. Команде-организаторам было непросто работать на две целевые аудитории, зато внимание к теме ИИ точно удалось привлечь.

А выводы будут?

Главный вывод – полностью онлайн хакатон провести можно и он может быть успешным, точно повторим!

Выбрать победителей было сложно, критерии оказались неоптимальными, и как бы мы ни старались быть объективными, вопросы у команд «почему в финале они, а не мы?» всё равно возникали – на будущее мы себе записали подумать над этим. А пока забираем наработки, потому что возвращаемся к основной цели хакатона – сделать реальные инструменты для решения реальных болей команд, чтобы как можно больше рутины отдать ИИ, чтобы у нас появилось больше времени на действительно классные задачи.

5
1
3 комментария