Продуктовому аналитику: 7 методик, чтобы находить кратные точки роста продукта

Привет! Меня зовут Денис Пехтерев, я руковожу командой аналитиков CPA монетизации — мы помогаем Авито создавать продукты, в которых пользователи платят за результат. На последнем аналитическом ревью мы столкнулись с проблемой: как быть, если аналитик любит свой продукт, но идеи новых проектов не приходят в голову?

Поиск аналитических задач и идей для продукта, которые будут приносить деньги, — одна из ключевых компетенций, которые мы хотим развивать в команде. Поэтому мы подошли к вопросу обстоятельно: придумали гайд, который помогает аналитикам генерировать идеи. Думаю, статья будет также полезна продактам и другим специалистам, которые ищут точки роста в продуктах.

А ещё в конце будет розыгрыш

7 способов найти новые проекты продуктовому аналитику:

Изучайте, что делают коллеги и конкуренты

Задачи редко рождаются в вакууме: чтобы найти новые проекты, важно интересоваться тем, что уже происходит в других командах. Старайтесь задавать больше вопросов самому себе и окружающим — в первую очередь спрашивайте, «зачем мы это делаем» и «как ещё это можно сделать». Чаще обсуждайте проблемы коллег из смежных команд.

Попробуйте сделать существующее решение более эффективным с помощью анализа данных. Например, это получилось у аналитиков из Авито Доставки. Коллеги решили узнать, как большие сроки доставки и опоздания влияют на отток пользователей.

Они провели исследования и выяснили: конверсия в заказы выше, если срок доставки небольшой. Но стремиться постоянно сокращать сроки — рискованно, потому что так растёт вероятность опозданий, а они влияют на retention:

<p>Результаты исследования факторов, которые влияют на покупки с доставкой</p>

Результаты исследования факторов, которые влияют на покупки с доставкой

Тогда аналитики предложили эвристики, которые помогли не только сокращать, но и лучше прогнозировать сроки. Тем самым получилось сделать продукт более удобным и предсказуемым для покупателей.

<p>Гипотезы о сроках, которые проверяли аналитики Авито Доставки</p>

Гипотезы о сроках, которые проверяли аналитики Авито Доставки

Подробнее об этой истории можно узнать из выступления нашего аналитика Андрея Васильченко:

Узнайте, чем занимаются аналитики в других компаниях. Например, мы любим общаться с коллегами на конференциях и митапах. Наши PR- и HR-отделы готовят для них стойки с подарками, и мы ставим аналитиков дежурить там. Так они успевают много с кем пообщаться и обменяться планами.

Ещё стоит следить за телеграм-каналами и другими соцсетями коллег, если они рассказывают там о профильных исследованиях.

👀 Телеграм-каналы:

«Под капотом Яндекс.Такси»: публикуют доклады, вебинары, статьи про аналитику, data science и технологии в Яндекс.Такси.

«gonzo-обзоры ML статей»: комментируют материалы про машинное обучение.

«Product Science»: автор рассказывает о продуктовой и бизнес-стратегиях, метриках, аналитике и исследованиях пользователей, User Experience и прикладной Data Science.

«Reveal the Data»: Роман Бунин рассказывает про визуализацию данных, дашборды и развитие BI-систем.

👀 Youtube-каналы:

AvitoTech: мы рассказываем о разработке, публикуем записи митапов, интервью и конференций.

Академия Яндекса: записи видео со Школ управления продуктом и проектами

Идеи можно почерпнуть и у стартапов в вашей сфере: полезно иногда заходить на Crunchbase и смотреть, какие компании недавно прошли 2-й или 3-й раунд финансирования, что они делают и какие проблемы решают. Обычно они уже провели хороший анализ рынка, пережили несколько пивотов и, самое главное, предложили рынку что-то новое.

Разложите свой продукт до основных метрик

Чтобы найти проблемные места, важно научиться смотреть на текущие результаты с разных сторон и декомпозировать метрики.

Разложите ключевую метрику на актуальные разрезы, чтобы изучить проникновение важных для вас продуктовых фичей в разных сегментах. Если где-то результаты будут низкими — подумайте, почему так происходит.

Вот как можно сделать это в компании, где уже выстроена качественная работа с метриками в отчётах и в экспериментах:

1. Откройте глоссарий всех метрик;

2. Возьмите прибыль по продукту и разложите её, как на скрине ниже:

Иерархия метрик: пример разложения действий (actions) CPA продукта на метрики покупателей и продавцов.
Иерархия метрик: пример разложения действий (actions) CPA продукта на метрики покупателей и продавцов.

Разложите проблему до первопринципов. Используйте фреймворк First Principles, чтобы проанализировать причины изменений в метриках, бизнесе или поведении пользователей. Суть подхода в том, чтобы разложить комплексные вопросы до фундаментальных знаний, в которых вы точно уверены, а затем использовать их для поиска новых вариантов решений.

Илон Маск описывает этот подход так: «Сведите всё к фундаментальным истинам и спросите себя: мы уверены, что все из них правдивые? А потом рассуждайте дальше, многократно спрашивая себя: почему?»

Составьте и проанализируйте воронку: ищите узкие места и зоны роста

Для этого важно запустить опросы и выяснить, почему пользователи не переходят на следующие этапы воронки или вовсе перестали пользоваться продуктом.

Подумайте, как можно расширить верх воронки. Задача по привлечению новой ЦА всегда актуальна. Практика показывает: если задуматься о том, как расширить воронку, выяснится, что у продукта есть более широкая аудитория.

Это отличное поле для поиска новых аналитических задач. Сначала оцениваем вероятность входа в воронку потенциальной ЦА, затем понимаем, кого из аудитории нужно привлекать и по какой цене.

Например, поскольку Авито семимильными шагами идёт в сторону полноценного маркетплейса, мы уже сейчас расширяем воронку привлекаемых продавцов. Концентрируемся на профессиональных продавцах и больших бизнесах.

Пройдите путь пользователя в продукте. Советую самостоятельно создать аккаунт и пройти основные этапы пользователя в вашем продукте. Так вы увидите точки роста и ограничения, с которыми сталкиваются люди.

Например, я недавно создал тестовый профиль на Авито и разместил объявление с товаром в тарифе с оплатой за просмотры. Тариф — это инструмент, которым пользуются профессиональные продавцы.

Я пополнил аванс на просмотры и стал следить за тем, как пользователь получает информацию о результатах своих объявлений. Смотрел за аналитикой в кабинете Авито Pro, читал и анализировал пуш-уведомления, которые мы присылаем. Выявил несколько точек роста и написал об этом в Confluence.

Затем я собрал метрики, на которые мы повлияем этими изменениями и пришёл к Unit Lead нашего продукта. Согласовал с ним задачи, и в итоге мы забрали в работу большую часть того, что я увидел — уже с примерной оценкой аплифта от изменений.

Изучите механики фрода и подумайте, как снизить количество недобросовестных операций

В любом продукте важно следить за тем, чтобы лазеек для недобросовестных пользователей было как можно меньше. Это нужно и для общей безопасности, и для бизнеса, потому что мошенничество — это финансовые потери компании. Так что изучение фрода — тоже отличное поле для поиска аналитических задач.

Изучите, как недобросовестные пользователи могут получать дополнительную пользу. Обычно заметить странное поведение помогает анализ 99%-го перцентиля по той или иной метрике.

Например, недавно подобную аналитическую задачу решала команда Авито Аукциона. Это инструмент, который позволяет людям продавать машины: они описывают авто, эти данные получают дилеры и затем в течение суток делают свои предложения на выкуп. Пользователь выбирает выгодное предложение, привозит автомобиль на проверку дилеру и, если всё в порядке, заключает сделку.

Команду Авито Аукциона насторожило, что большое количество опытных дилеров делают ставки в самом конце аукциона:

Большинство ставок приходятся на последние пару минут
Большинство ставок приходятся на последние пару минут

Аналитики предположили, что так недобросовестные дилеры пытаются купить больше машин. Они предлагают собственникам самые высокие ставки под конец аукциона, но затем, когда человек привозит машину на проверку, придираются к состоянию автомобиля и сильно сбивают цену. В итоге сделка либо срывается, либо проходит невыгодно для собственника.

Когда аналитики обнаружили проблему, они придумали решение, которое изменило поведение недобросовестных дилеров и уменьшило количество тех, кто пытался обыграть механику аукциона своими ставками.

<p>Синие показатели: статистика до изменений и без учёта ставок последних 5 минут. Красные: то же, но с учётом последних ставок. Зелёный график: новое распределение ставок по времени после изменений</p>

Синие показатели: статистика до изменений и без учёта ставок последних 5 минут. Красные: то же, но с учётом последних ставок. Зелёный график: новое распределение ставок по времени после изменений

Подробнее о том, что предприняли для борьбы с недобросовестными дилерами, можно узнать из выступления Алёны Салий:

Соберите больше данных по продукту

Чем больше у вас обратной связи от пользователей и коллег, тем лучше почва для поиска новых задач.

Позвоните клиентам вашего продукта. Раз в несколько месяцев у нас проходит стажировка в отделе продаж Авито — мы проводим несколько часов на звонках с клиентами.

Так мы лучше узнаём потребности пользователей и разбираемся в том, как они работают с продуктом. Это помогает понять, чего в нём не хватает. А общаясь с коллегами из отдела продаж, я лучше понимаю, каких аналитических инструментов не достаёт им. Я собираю потребности, повышаю приоритет таким задачам и беру их в работу.

Почитайте отзывы пользователей. App Store, Google Play и App Gallery подталкивают пользователей оценивать приложения и писать отзывы. Можно зайти на все площадки, где скачивают ваше приложение, и посмотреть, что пишут люди.

Часто отзывы неинформативные и односложные, но бывает и развивающая обратная связь. Её вполне можно взять за основу, когда придумываете новые задачи.

Протестируйте аналогичные продукты конкурентов. Если увидели интересную фичу в их продуктах, можно пойти и оценить, на каких клиентов она направлена. А затем — посчитать, сколько выручки она может принести вам.

Если поймёте, что фича может быть полезной для людей и принесёт выгоду бизнесу, её нужно оценить и отнести продактам. А также добавить её в приоритеты относительно уровня прокачки целевой метрики.

Изучите сообщения в поддержке. Если пользователь решил написать в поддержку, значит, проблема сильно его беспокоит или повторяется из раза в раз. Такая обратная связь очень информативна для всех, кто работает с продуктом.

Например, мы используем обращения в поддержку, когда выделяем темы, которые беспокоят пользователей. Некоторые из них покрываются заранее готовыми шаблонами, некоторые же являются уникальными для только что запущенного продукта. Далее мы следим за ними в динамике и таким образом понимаем, над чем важно работать в первую очередь.

💡 С пользователями можно общаться и напрямую

Например,у нас есть телеграм-чаты с продавцами разных категорий. Мы с командой следим за ними, чтобы вовремя замечать полезную обратную связь.

Изучите, с какими вопросами чаще всего обращаются к аналитикам. Как руководителю команды, мне важно знать, с какими запросами коллеги из других отделов приходят к моим ребятам. А также понимать, что из этих вопросов можно закрыть самописными решениями или дэшбордами.

Стоит отметить, что у нас в Авито хорошо выстроена структура аналитических дежурств. Мы назначаем аналитика, который в рабочее время отвечает на вопросы коллег по продукту. Из обращений к дежурному аналитику мы с командой забираем топики, которые нужно лучше расписать в Confluence.

Привлеките внешние ресурсы. Можно запросить у отдела стратегии обзор конкурентов или собрать эти данные силами внешних агентств, но для этого нужно будет сформулировать пользу и обосновать решение продактам или бизнесу. Без них привлечь внешние агентства, скорее всего, не получится.

Проведите брейншторм с продакт-менеджерами

Попробуйте организовать встречу, где вместе с продактами будете генерировать идеи. Предварительно все участники читают бэклог и готовятся, затем на встрече высказывают идеи, а в конце предложенные варианты нужно будет отфильтровать.

Вот как провести такую встречу:

1. Подготовьте иерархию метрик и выпишите идеи, которые уже обсуждались или фигурировали в других источниках информации по продукту. На пример иерархии можно посмотреть в пункте «Разложите свой продукт до основных метрик» ↑

2. Поделитесь списком с остальными участниками — продактами и аналитиками. Укажите срок, за который им нужно успеть с ним познакомиться.

3. Назначьте две встречи: первую — про знакомство с иерархией метрик и генерацию идей, а вторую — про оценку и голосование за идеи.

4. На первой встрече:

— Презентуйте иерархию метрик, пройдитесь по её составляющим и в деталях разберите, что и зачем на ней находится.

— Начните генерировать идеи: запустите таймер на 15 минут и соберите как можно больше предложений от всех участников встречи.

5. Вторую встречу проведите минимум через 7–10 дней, чтобы коллеги успели донести свои предложения. Перед встречей попросите всех обязательно познакомиться с идеями, написать комментарии и вопросы. На встрече пройдитесь по списку и устройте голосование — какие идеи стоит взять в работу.

6. Соберитесь вместе с продактом, который отвечает за обсуждаемый участок работы, и оцените выбранные идеи с точки зрения денег, сложности реализации, и потенциального выхлопа.

Детально изучите один из сегментов пользователей

Разделите пользователей на категории и посмотрите, чем они отличаются друг от друга. Попробуйте ответить на такие вопросы: «Нельзя ли сделать для них разные варианты продукта или условий?», «Нельзя ли что-то оптимизировать, если сфокусироваться на конкретном сегменте?».

Например, сегментация недавно помогла аналитикам из команды опыта продавцов добавить в продукт нововведения.

Продавцы на Авито делятся на четыре сегмента по поведенческим характеристикам и тратам:

<p>Такая сегментация помогает эффективнее развивать наши продукты под потребности каждой категории</p>

Такая сегментация помогает эффективнее развивать наши продукты под потребности каждой категории

Аналитики сконцентрировались на проблемах продавцов из малого и среднего бизнеса — это представители сегментов Private Earning и MidMarket. Они провели много качественных исследований и определили ключевые трудности таких пользователей:

1. Они не понимают, как могут повлиять на количество контактов с покупателями.

2. Они часто оформляют объявления недостаточно качественно.

3. Они не получают онбординга по инструментам Авито. В отличие от крупных компаний, с ними не работают персональные менеджеры, поэтому им приходится разбираться во всём самостоятельно.

Чтобы решить эти проблемы, коллеги проанализировали факторы успеха других продавцов в сегменте и подготовили систему подсказок. Система помогает менее успешным пользователям улучшить результаты — в итоге они начинают зарабатывать больше, а мы растим метрики. Подсказки в будущем планируем масштабировать и на другие сегменты.

<p>Топ признаков, влияющих на успех продавцов в Авто (Transport), Запчастях (SpareParts) и Товарах (Goods). На зелёные признаки аналитики могут повлиять подсказками</p>

Топ признаков, влияющих на успех продавцов в Авто (Transport), Запчастях (SpareParts) и Товарах (Goods). На зелёные признаки аналитики могут повлиять подсказками

Подробнее о том, как аналитики изучали факторы успеха и готовили подсказки, можно узнать из выступления Алины Вельниковской и в другой нашей статье:

Вместо выводов — розыгрыш

Есть много способов генерировать идеи в продукт, в материале я перечислил самые основные. Не сомневаюсь, что вам тоже есть чем поделиться, и буду рад услышать о ваших подходах 👇

Розыгрыш от нас 🍀

Если у вас есть другие техники и инструменты, чтобы генерировать аналитические задачи — впишите их в форму до 13 октября. Авторам 5 лучших методик подарим мерч и позовём на собеседования.

3232