Минимально жизнеспособный продукт: гайд по выживанию

Чтобы запустить новый сериал, режиссеры сначала снимают пилотную серию, которая имеет все "базовые настройки" будущего сериала. Отзывы аудитории о ее сюжете, персонажах и атмосфере позволяют создателям понимать, куда развиваться и над чем работать. Та же схема работает и в IT-проектах: для ее воплощения придумали MVP – minimum viable product. Он наделен основными функциями конечного продукта и дает о нем неплохое представление. От успеха минимально жизнеспособного продукта напрямую зависит будущее приложения: разработка полной версии, релиз и отклик пользователей. В этой статье мы расскажем, как из идеи получить живучий MVP и вырастить из него полноценный продукт.

Что такое MVP

По данным информационного агентства investopedia.com, 90% стартапов закрываются в первый год работы. Из них 42% проваливаются из-за отсутствия спроса, а еще 17% – из-за того, что конечный продукт недостаточно прост и удобен в использовании. Вот еще несколько причин, по которым амбициозные бизнесмены испытывают неудачи:

Минимально жизнеспособный продукт: гайд по выживанию

Большинства провалов можно было бы избежать еще на этапе создания продукта. Любой предприниматель должен взять за правило создавать MVP: minimum viable product. Это простейшая версия продукта, которая обладает базовыми функциями будущего бизнеса, строения, изобретения. MVP поможет подтвердить ценность изначальной идеи или отказаться от нее, если она окажется неудачной. В этой статье мы поговорим о частном случае – мобильных приложениях и их базовых версиях.

MVP должен быть приближен к готовой версии приложения и давать правильное представление о конечном результате. Так с его помощью можно будет получать достоверные данные исследования рынка и понимание, куда развиваться дальше. Для наглядности это можно изобразить так:

Минимально жизнеспособный продукт: гайд по выживанию

Для чего нужен MVP

MVP необходим каждому, кто хочет подойти к разработке нового приложения внимательно и рационально. В большинстве случаев он позволяет избежать многих ошибок и дает преимущества перед теми, кто сразу создает продукт целиком.

  • В первую очередь, вы сможете проверить жизнеспособность вашего приложения, не тратя на это много времени, сил и денег. Если окажется, что аудитория не заинтересована в вашем продукте, то вам не придется жалеть о чрезмерных вложениях, и вы сможете двигаться в другом направлении.
  • Вы сможете лучше определить и понять аудиторию. Вы будете точно знать, нужен ли ваш продукт людям, а если нужен, то для чего и как они будут его использовать.
  • Вы поймете, над чем поработали достаточно, а где нужны изменения. Возможно, приложение или его отдельные части придется полностью переделать из-за негативного фидбэка. Но это к лучшему: так вы сможете разработать именно то, что вызовет высокий спрос.
  • Если запуск MVP пройдет успешно, вы получите первую прибыль и клиентов задолго до создания финальной версии. Благодаря этому вы быстрее окупите инвестиции и найдете людей, которые с большей вероятностью станут вашими постоянными пользователями.

Кроме того, людям может не понадобиться часть функций, на которые вы планировали потратить много времени и усилий. Это сократит стоимость и сроки разработки и позволит вам сфокусироваться на том, что больше всего нужно аудитории.

Когда использовать MVP

Перед работой над MVP необходимо построить гипотезы, которые вам нужно подтвердить или опровергнуть. Так вы не просто запустите демо-версию приложения, а поймете, что вам нужно добавить или убрать – в зависимости от реакции пользователей. Это нужно сделать как можно раньше: ваша идея может быть отличной, но если ее реализация не подходит аудитории, то нужно исправлять это на первых этапах работы.

Примеры MVP

Процветание некоторых крупных компаний - результат успешного выпуска MVP на рынок. Интересный пример – мессенджер WhatsApp. Когда его выпустили на рынок, отправлять с его помощью сообщения было нельзя. Идея была другой: приложение позволяло иметь под рукой интерактивную адресную книгу с текущими статусами (занят, доступен, за рулем и т.д). Так можно было узнать, чем занят человек и открыт ли он для общения. Первые пользователи стали общаться с помощью этих статусов, поэтому создатели приложения решили добавить возможность отправки сообщений. Сейчас WhatsApp насчитывает 1,6 миллиардов активных пользователей.

Еще один пример – Uber. Изначально его создатели, разочарованные ценами на поездки по городу, предлагали пользователям аренду лимузинов, которая стоила всего в 1,5 раза дороже обычного такси. Продукт оказался куда более востребованным, чем ожидалось, хотя охватывал аудиторию на ограниченной территории. Поняв это, разработчики развили идею и быстро получили инвестиции, чтобы Uber работал по всему миру.

Одностраничный сайт с фотографиями квартиры тоже может из MVP стать огромным прибыльным бизнесом. С помощью этого лендинга разработчики, которые не могли платить за квартиру в Сан-Франциско, хотели проверить, интересуются ли люди арендой комнат напрямую от собственников. Как выяснилось, интересуются – этот маленький проект вырос в сайт Airbnb, на котором люди арендуют жилье от собственников, не тратя время и деньги на риэлторов и заполнение документов.

Как создать MVP

Минимально жизнеспособный продукт: гайд по выживанию

Шаг 1. Определитесь с целью

Ваша идея должна быть интересна не только вам. Ваш продукт ориентирован прежде всего на пользователя, поэтому сначала определите, как вы упростите (или, может быть, навсегда измените!) жизнь людей.

Шаг 2. Проанализируйте целевую аудиторию

После этого можно проводить маркетинговое исследование. Вы должны хорошо понимать особенности психики вашей аудитории. Если вы ориентируетесь на молодежь, помните о том, насколько их жизнь наполнена контентом – не перегружайте приложение, сделайте его цепляющим. Если ваша ЦА – статусные бизнесмены, помните о том, насколько они ценят время, и максимально упростите взаимодействие с продуктом. Если же вы создаете приложение с рецептами для домохозяек, то сделайте так, чтобы они почувствовали себя обладательницами самой красивой и удобной кулинарной книги в мире.

Шаг 3. Изучите конкурентов

Высока вероятность того, что вашу идею кто-то уже воплотил до вас. Это не страшно: в конечном итоге люди выберут то, что понравится им больше, поэтому ваши шансы на успех высоки. Для этого вы должны четко понимать сильные и слабые стороны конкурентов, чтобы разработать что-то уникальное. Их положительный опыт позволит вам улучшить ваше приложение, а отрицательный – избежать ошибок.

Шаг 4. Опишите функционал приложения

Теперь вы готовы к полноценной кипящей работе! Вы знаете, что от вас хотят пользователи, что им нравится в приложениях конкурентов и чего делать нельзя. Определите, как будет выглядеть приложение, какие возможности оно даст пользователям, какими техническими особенностями оно будет обладать. На этом этапе нужно описать весь будущий функционал, чтобы представлять финальный продукт.

Шаг 5. Выделите главное

Следующая задача – сузить функционал до необходимого и достаточного минимума. Выберите функции, которые нужно реализовать на этапе создания MVP. Помните, что эта разработка должна быть достаточно автономной и удовлетворять потребности аудитории. Это позволит расставить приоритеты и разделить работу на этапы.

Шаг 6. Выберите методологию разработки

Время начинать создание продукта! Вы можете использовать agile, scrum, lean или воспользоваться гибридной методологией, которая совмещает преимущества каждой из них. Ваш выбор будет зависеть от сроков разработки, выбранных технических деталей, возможностей разработчиков и других факторов. Без этого этапа работа будет хаотичной, и вы не получите должный результат в выделенные сроки.

Шаг 7. Протестируйте продукт

Теперь, когда вам кажется, что вы сделали все, что смогли, представьте продукт публике. Скорее всего, окажется, что продукт требует еще нескольких итераций доработки – и это отлично! Вы знаете, чем смогли зацепить пользователей, а где допустили ошибки. Теперь вы можете избавиться от лишнего, довести продукт до совершенства и представить миру готовое приложение, полностью удовлетворяющее целевую аудиторию.

Ошибки при создании MVP

Ошибка 1. Невнимательность к пользователям

Одна из важнейших целей MVP – лучше понять аудиторию. Если вы уделите недостаточно внимания анализу обратной связи, то не сможете этого сделать. Вы можете быть уверены, что определенная часть вашего приложения заслуживает внимания и любви клиентов, однако если они сами говорят вам, что это не так, следует прислушаться.

Ошибка 2. Неправильный фокус

Возможно, вы вдохновлены узкой или специфической идеей, однако из нее может получиться что-то совершенно иное и куда более стоящее. Внимательно следите за каждым действием аудитории, чтобы не пропустить ни одной детали их поведения. Они подскажут вам, на чем действительно стоит сфокусироваться, чтобы приложение было полезным. Вспомните опыт создателей WhatsApp, которые хотели сделать адресную книгу, а получили мессенджер. Если бы они не отследили поведение пользователей, их приложение стало бы бесполезным очень быстро. Успех им принесло то, что они вовремя сфокусировались на нужном функционале приложения, о котором до этого даже не думали.

Ошибка 3. Излишняя экономия

Осознание того, что идея может не взлететь, не дает вам права на создание некачественного продукта. Он должен быть приближен к финальной версии, поэтому вложения в разработку, дизайн и запуск вам все равно потребуются. Иначе пользователи почувствуют некачественную работу и потеряют интерес к приложению.

Ошибка 4. Перфекционизм

Однако не стоит слишком увлекаться: помните, что MVP – это только начало большого пути. Ошибки и негативные отзывы неизбежны – будьте к этому готовы. Не старайтесь сделать идеальный продукт, ведь чем больше вы в него вкладываетесь, тем тяжелее будут восприниматься сложности. Относитесь к этому как к первому месяцу в тренажерном зале: это сложно и стоит денег, рельефные мышцы не вырастают за несколько дней, но вы уже видите результат и чувствуете удовлетворенность.

Ошибка 5. Одержимость идеей

И, конечно, вы можете считать свое MVP лучшим, что когда-либо производило человечество. Вы можете сколько угодно спорить с аудиторией, убеждая каждого, что им на самом деле необходимо ваше приложение – они просто еще не прочувствовали пользу. Спокойствие! Вы создаете продукт не для себя, а для своей аудитории. Прислушайтесь к ней и не бойтесь менять направление развития – именно тогда вы сможете сделать что-то стоящее.

Сервисы для работы с MVP

Чтобы вам было проще работать с MVP, мы собрали несколько полезных ресурсов, которые помогут вам на разных этапах разработки.

http://quickmvp.com/ – проверка бизнес-идеи. Этот сервис позволяет за несколько минут создать лендинг и рекламу в Google, чтобы оценить реакцию реальных клиентов на ваш MVP. Такая проверка позволит быстро и безболезненно отказаться от идеи или, наоборот, воплотить ее в жизнь.

https://www.google.com/analytics/ – анализ аудитории и состояния вашей ниши на рынке. Узнайте, кого вы потенциально могли бы заинтересовать и насколько ваша идея актуальна.

https://instapage.com/ – быстрое создание лендингов. Вспомните историю Airbnb – один лендинг, если его правильно использовать, вполне может стать MVP. Так вы найдете заинтересованную аудиторию и наладите с ней контакт.

https://sumo.com/ – набор базы клиентов через ввод email у вас на сайте. Если предыдущий этап прошел успешно, вы можете повысить конверсию, наладив личный контакт с пользователями. Настройка простая, а результат – продуктивное общение с аудиторией.

https://proto.io/ – создание прототипа для приложения без привлечения программистов. Здесь вы сможете проверить разработку на реальном девайсе и даже поделиться своим творением с публикой, чтобы собрать отклик.

Литература об MVP

  • Chris Bank, Jerry Cao, Waleed Zuberi. “The Guide To Minimum Viable Products: A Master Collection of Frameworks, Expert Opinions, and Examples”

Авторы описывают процесс разработки минимально жизнеспособного продукта на примере успешных кейсов Twitter, Dropbox и Airbnb. Здесь вы найдете полезные советы о том, как балансировать между оптимальными затратами и “выживаемостью” бизнеса.

  • Dan Olsen. “The Lean Product Playbook: How to Innovate with Minimum Viable Products and Rapid Customer Feedback”

Книга содержит полное руководство по созданию и развитию MVP. Автор описывает, как определить потребности аудитории, создавать стратегию продукта и правильно тестировать его. Описанная методология сделает процесс работы над MVP эффективным и простым.

  • Marty Cagan. “Inspired: How To Create Products Customers Love”

Автор описывает жизненный цикл успешного продукта в рамках методологии Agile. В книге содержатся полезные советы по работе с ошибками и конфликтами – это поможет вам сохранить нервные клетки и наслаждаться работой над MVP.

  • Paul VII, Randal Schaffer,“Minimum Viable Product with Scrum: 21 Tips for Getting an MVP, Early Learning and Return on Investment with Scrum”

Название говорит само за себя: автор рассказывает, как использовать методологию Scrum для создания MVP, быстрой работы над ошибками и заработка на начальной стадии разработки проекта. Вы научитесь слаженно работать в своей команде и продуктивно общаться с аудиторией.

  • Scott Grossman. “Minimum Viable Product: Master Early Learning and Develop an MVP”

Эта книга будет полезна для менеджеров проектов, которые хотят научиться создавать продукты с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами. Автор утверждает, что MVP – это меньшие трудозатраты и более умный подход к работе. Результат – успешная разработка!

Заключение

Минимально жизнеспособный продукт является отличной профилактикой ошибок в любой области. Оно поможет вам заинтересовать людей, понять сильные и слабые стороны продукта и повысить вероятность будущего успеха. Мы в Azoft можем разработать для вас MVP, потому что уже не раз помогали компаниям сблизиться с аудиторией и избежать ошибок с его помощью. Напишите нам на info@azoft.com, и мы с радостью сделаем из вашей идеи успешное и качественное приложение.

22
Начать дискуссию