На кого равняться в B2B SaaS: самый объективный рейтинг российского рынка за 2022 год

Трудно сдержать зевание, когда тебе рассказывают очередную историю успеха забугорного стартапа. В статье собрал все компании, на которые стоит обратить внимание, чтобы вовремя встраиваться в денежные потоки, видеть потенциал для роста бизнеса и не запускать бесполезную фигню.

На кого равняться в B2B SaaS: самый объективный рейтинг российского рынка за 2022 год

Кто больше всех выиграл от импортозамещения, а кого обошли на повороте конкуренты, какие новички стали зарабатывать на подписках больше 100 млн рублей в год?

«Самый объективный рейтинг российских SaaS»

Аскар Рахимбердиев, сооснователь компании «МойСклад», в очередной раз представил собственную версию рейтинга SaaS на российском рынке. Так как сделано это было в ВК и многие из вас его точно не увидели, ниже я процитирую пост почти дословно и приведу данные в виде таблицы для удобства.

О рейтинге

Рейтинг основан на данных по годовой выручке из финансовой отчетности за 2022 год и некоторых инсайдерских данных. В него входят компании с годовой выручкой на российском рынке не менее 100 млн.

За 2022 год участники рейтинга в среднем выросли на 44%, что очень неплохо для кризисного года. Средняя рентабельность 19%, что кажется вполне здоровым показателем.

На что обратить внимание в этой версии рейтинга:

- Ушли несколько компаний, которые перегоняли выручку от продаж вне РФ на российские юрлица. Это печально, но рейтинг стал объективнее.

- Я не стал поднимать порог выручки, поскольку даже 100 млн оставляет вполне обозримое количество участников. Тоже печально.

- 2022 — год роста сервисов для HoReCa.

- Сервисы для торговли на маркетплейсах пока не смогли оккупировать топ (в рейтинге их всего 4). Но на подходе еще несколько.

Из интересного имеет смысл обратить внимание на показатель годовой выручки на одного сотрудника. Медиана по нему 4.3 млн, что, как ни странно, всего раза в два меньше среднего по больнице у западных SaaS сопоставимого размера.

Также можно увидеть, что медианно в комании-участнике рейтинга работает 80 сотрудников, а всего их 5.5 тысяч (очень скромное число).

Приз жюри за быстрый рост: сервис аналитики продаж на маркетплейсах mpstats, который показал рост почти в 4 раза с очень приличной базы и поднялся на 13 место.

Дебютант года: сервис кадрового ЭДО HR-Link, который сразу ворвался на 23 место.

Дисклеймер: это не профессиональное исследование рынка, а мой любительский проект. Несмотря на это, я думаю что этот рейтинг — наиболее объективная оценка рынка из всего, что есть в открытом доступе.

Примечание 1: в определении того, что можно считать SaaS, я по-прежнему ориентируюсь на стандарт NIST. Это не идеально, но лучше, чем ничего: On-demand self-service, Broad network access, Resource pooling, Rapid elasticity, Measured service.

Примечание 2: я не считаю услуги связи и торговые площадки SaaS-ом.

Примечание 3: в рейтинг традиционно должны входить 1С, Контур и некоторые другие, но долю их облачной выручки сложно оценить из открытых источников.

На кого равняться в B2B SaaS: самый объективный рейтинг российского рынка за 2022 год

Есть версия в Гугл-доках, если хотите покопаться и выбрать другие критерии оценки, например отфильтровать по рентабельности.

Рейтинг за прошлый год найдете здесь.

Уточнения, дополнения и возмущения приветствуются в комментариях.

Больше полезной информации из мира российского ИТ-бизнеса, интервью с предпринимателями, а также обзоры перспективных проектов, вы найдете в блоге VC hunt // Лучшие стартапы России →

P.S. Вы можете дать мне в обзор свой сервис или приложение, а я напишу о нем в своем блоге на vc.ru. Пишите @begovatovd.

6464
17 комментариев

Теперь у нас есть примеры для подражания)

3
Ответить

Обложка сделала моё утро)

8
Ответить

Изначально там должен был быть Александр Курицын, но этот шедевр даже ему не перебить)

4
Ответить

Мне тоже сразу именно она в глаза бросилась)

1
Ответить

Спасибо, табличку забрал

3
Ответить

в смысле забрал? а другие как посмотрят? 🤣🤣🤣

9
Ответить