Почему логистика — новая нефть

Люди, которые не работают в логистике, часто воспринимают её как скучную сферу. «Цайняо» опровергает стереотип.

Почему логистика — новая нефть

Логистика — это не только склады и грузовики, как может показаться на первый взгляд. Это ещё и большие деньги, и репутация. Тот же Amazon, инвестирующий в автоматизацию складов и перевозок, известен не только ассортиментом, но и отлаженной доставкой.

Самое главное: логистика — это современная техника и интеллектуальные ресурсы.

Появляется экспресс-доставка с помощью дронов, искусственный интеллект используют для загрузки автомобилей и расчёта маршрутов следования, пользователей транспортных систем распознают по FaceID, по дорогам ездят беспилотные пункты выдачи заказов.

Логистика— новая нефть. И вот почему.

Потому что в ней много денег

Согласно недавнему исследованию, проведенному McKinsey, инвестиции в логистические стартапы в 2019 году составили почти 30 млрд долларов. Эти цифры будут только расти.

Коронавирус показал, что многие сферы бизнеса должны перестраиваться под новые условия, вкладываться в развитие и автоматизироваться. Логистика — одна из таких отраслей. По данным Ocean Insights, 67% компаний в области судоходства и грузовых перевозок планируют инвестировать в логистические технологии после кризиса COVID-19.

Потому что она помогает экономить

Сейчас многие компании рассматривают логистику только как вынужденные расходы. Оптимизация может сократить эти издержки. Для этого и нужны все те сложные технологии вроде беспилотников и нейросетей, которые делают логистику такой интересной.

Современные технологические решения решения могут увеличить маржинальность бизнеса на 6-10%. Для мелких продавцов это еще и способ вдвое сократить расходы (и, вполне возможно, сделать бизнес рентабельным).

Потому что в ней есть беспилотная техника

Роботы, которые привозят заказанные гамбургеры или товары с AliExpress — это уже реальность. Amazon использует дроны для доставки, Kiwibot ездит по улицам американских городов.

А в Китае «Цайняо» с 2015 года разрабатывала автомобили, которые сами доставляют заказы покупателям. В разгар карантина, когда в Китае нельзя было выходить на улицы и не работали пункты выдачи товаров, беспилотные автомобили стали использоваться намного чаще. И даже после послаблений сервис не потерял популярность, особенно среди молодежи и жителей крупных городов.

Почему логистика — новая нефть

Беспилотный автомобиль способен перевозить до 500 заказов в день при низкой стоимости содержания самой машины.

Кстати, российский рынок входит в первую пятерку перспективных направлений для «Цайняо». Вполне возможно, беспилотная доставка скоро появится на улицах Питера и Москвы.

Потому что в ней есть искусственный интеллект

В логистике широко используются алгоритмы искусственного интеллекта. Они помогают прогнозировать спрос и планировать поставки в нужном объёме в определенный срок. А это уже напрямую влияет на качество сервиса. Людям важно, как именно им доставят товар — как быстро, как аккуратно, как точно.

Например, австралийский стартап Adiona разрабатывает программное обеспечение, которое позволяет компаниям совершенствовать свои логистические процессы и сокращать расходы. Это ПО подбирает статические и динамические маршруты доставки, чтобы автомобили не ездили пустыми, не стояли в пробках и не проезжали лишние километры. А ещё оптимизирует потребность в рабочей силе и автоматизирует перераспределение товаров по разным транспортным потокам.

Американская платформа FACTIC предлагает платформу SaaS, которая пересказывает спрос на напитки и автоматизирует закупки. Например, если прогноз погоды предсказывает жару, то платформа отправляет поставщику большой заказ — потому что люди захотят пить и спрос возрастёт.

Потому что в ней есть интернет вещей

Современные технологии облегчают работу логиста и одновременно делают её интересной. Одно из перспективных направлений развития отрасли — технологии, которые передают данные без участия человека.

Почему логистика — новая нефть

IoT позволяет отслеживать каждый этап поставок и точно определять, где сейчас находится товар. Специальные «умные» устройства мониторят треки, сообщают о состоянии машин, загруженности складов и помогают лучше управлять запасами.

Например, поддоны могут сигнализировать, что вес продукта на них превышает допустимый, чтобы предотвратить поломки оборудования. А датчики тепла и света помогают отслеживать условия хранения товаров. Все сигналы могут поступать напрямую менеджеру, который планирует объёмы отгрузки и наполнение складов.

Логистика — это как процессор в компьютере, на базе которого работает все остальное. Людям всё равно как он выглядит, но все понимают, что это центральная часть экосистемы, которые обрабатывает все задачи. Если процессор слабый, техника работает медленно, ничего не тянет. То же самое и с логистикой, особенно в электронной коммерции. Если доставка работает плохо, это мешает развивать и масштабировать бизнес.

Вячеслав Савин, Генеральный директор «Цайняо» в России

Что за компания «Цайняо» и почему она разбирается в логистике

«Цайняо» — один из крупнейших логистических перевозчиков в мире. Компания вошла в состав Alibaba в 2013 году. «Цайняо» доставляет заказы с AliExpress, Tmall и Тaobao по всему миру. Но это не столько перевозчик, сколько IT-платформа, помогающая компаниям осуществлять логистические услуги.

Почему логистика — новая нефть

Изначально «Цайняо» — китайская компания, где она становится законодателем модных трендов. В китайских городах пункты выдачи заказов «Цайняо» превращаются в центры микрорайонов и обрастают инфраструктурой, вплоть до детских садов. Покупатели так часто их посещают, что знают друг друга в лицо – про этот тренд мы обязательно расскажем попозже.

В России компания начала работать в 2016 году. В самом начале задача была простой – перевозить заказы AliExpress из Китая. С ростом бизнеса растёт и число задач: сейчас ключевой фокус – это организация нужной инфраструктуры для российских продавцов AliExpress: склады, правильные маршруты, точки выдачи и модная ит-платформа, которой пользуются продавцы на домашнем рынке и благодаря которой заказы в Китае приезжают день в день.. В какой-то мере услуги компании можно сравнить с маркетплейсом, чьи мощности арендуют продавцы. Сейчас «Цайняо» сотрудничает с «Почтой России», DPD, КСЭ, X5 Retail Group, PickPoint.

Ежегодный объем инвестиций «Цайняо» в развитие складской инфраструктуры, IT-платформ и субсидии продавцам в России превышает 1 млрд рублей. И на самом деле это лишь капля в море: в аналогичную сумму обходится запуск склада среднего размера. Нам есть, куда расти.

Что делает «Цайняо» в России сейчас?

В Китае «Цайняо» — основной партнер для продавцов на платформах Alibaba, а во всём мире перевозит больше 90% всех заказов AliExpress . Благодаря отлаженным системам средний срок доставки заказа в пределах Китая составляет сутки, в удаленные города — до двух суток. IT-платформа компании позволяет легко найти и нужный склад, и нужного подрядчика.

Почему логистика — новая нефть

В нашей стране мы возим около половины всех посылок российских продавцов AliExpress. В Россию пока летают почтовые рейсы до Москвы и Новосибирска, в ближайших планах с новыми самолётами запустить маршруты в Казань и Екатеринбург. Это помогает решать одну из основных проблем с доставкой в российские регионы: она заключается в том, что практически все посылки и заказы раньше шли через Москву, и уже потом отправлялись по всей стране. Особенно остро ощущают этот недостаток логистики жители Урала, Сибири и Дальнего Востока.

В 2017 году вместе с Почтой России мы запустили новый маршрут: мелкие отправления с AliExpress едут из Гонконга во Владивосток, а оттуда — поездом через Сибирь в европейскую часть страны, попутно сортируясь в хабах в Хабаровске и Новосибирске. Так «Цайняо» удалось в два раза уменьшить сроки доставки посылок за Урал.

Вячеслав Савин, Генеральный директор «Цайняо» в России

Постепенно развиваются и сервисы для потребителей: в прошлом году появилась возможность получить посылки в постаматах в супермаркетах «Пятерочка».

В 2018 году «Цайняо» запустила свой склад в Домодедово для российских продавцов AliExpress. В этом году начал работу партнерский склад с KupiVIP, на котором хранятся одежда, обувь и аксессуары. Такие склады позволяют продавцам сортировать и отправлять заказы на 30% быстрее.

Компания подключает партнёров к системе дропшиппинга: курьер «Цайняо» приезжает к клиенту, забирает заказы на склад и отправляет их покупателю. То есть берёт на себя вообще все вопросы, связанные с доставкой. Для малого бизнеса затраты на логистику часто оказываются неподъёмными, и дропшиппинг позволяет сократить издержки до 50%.

А ещё продавцы на AliExpress получают субсидирование первых десяти доставок и низкие тарифы на доставку.

1616
3 комментария

Логика - новая нефть

3

Хорошая, статья, если бы не реклама.

1

Когда Алиэкспресс начнет взыскивать сумму возврата за товар не с продавца а с этой транспортной компании - тогда они начнут работать. А транспортная компания может устроить выставку недоставленных товаров на ВДНХ. Аншлаг будет обеспечен. Назвать можно - "Экспресс доставка караваном по пути Афанасия Никитина - за 5 лет."