Почему логистика — новая нефть
Люди, которые не работают в логистике, часто воспринимают её как скучную сферу. «Цайняо» опровергает стереотип.
Логистика — это не только склады и грузовики, как может показаться на первый взгляд. Это ещё и большие деньги, и репутация. Тот же Amazon, инвестирующий в автоматизацию складов и перевозок, известен не только ассортиментом, но и отлаженной доставкой.
Самое главное: логистика — это современная техника и интеллектуальные ресурсы.
Появляется экспресс-доставка с помощью дронов, искусственный интеллект используют для загрузки автомобилей и расчёта маршрутов следования, пользователей транспортных систем распознают по FaceID, по дорогам ездят беспилотные пункты выдачи заказов.
Логистика— новая нефть. И вот почему.
Потому что в ней много денег
Согласно недавнему исследованию, проведенному McKinsey, инвестиции в логистические стартапы в 2019 году составили почти 30 млрд долларов. Эти цифры будут только расти.
Коронавирус показал, что многие сферы бизнеса должны перестраиваться под новые условия, вкладываться в развитие и автоматизироваться. Логистика — одна из таких отраслей. По данным Ocean Insights, 67% компаний в области судоходства и грузовых перевозок планируют инвестировать в логистические технологии после кризиса COVID-19.
Потому что она помогает экономить
Сейчас многие компании рассматривают логистику только как вынужденные расходы. Оптимизация может сократить эти издержки. Для этого и нужны все те сложные технологии вроде беспилотников и нейросетей, которые делают логистику такой интересной.
Современные технологические решения решения могут увеличить маржинальность бизнеса на 6-10%. Для мелких продавцов это еще и способ вдвое сократить расходы (и, вполне возможно, сделать бизнес рентабельным).
Потому что в ней есть беспилотная техника
Роботы, которые привозят заказанные гамбургеры или товары с AliExpress — это уже реальность. Amazon использует дроны для доставки, Kiwibot ездит по улицам американских городов.
А в Китае «Цайняо» с 2015 года разрабатывала автомобили, которые сами доставляют заказы покупателям. В разгар карантина, когда в Китае нельзя было выходить на улицы и не работали пункты выдачи товаров, беспилотные автомобили стали использоваться намного чаще. И даже после послаблений сервис не потерял популярность, особенно среди молодежи и жителей крупных городов.
Беспилотный автомобиль способен перевозить до 500 заказов в день при низкой стоимости содержания самой машины.
Кстати, российский рынок входит в первую пятерку перспективных направлений для «Цайняо». Вполне возможно, беспилотная доставка скоро появится на улицах Питера и Москвы.
Потому что в ней есть искусственный интеллект
В логистике широко используются алгоритмы искусственного интеллекта. Они помогают прогнозировать спрос и планировать поставки в нужном объёме в определенный срок. А это уже напрямую влияет на качество сервиса. Людям важно, как именно им доставят товар — как быстро, как аккуратно, как точно.
Например, австралийский стартап Adiona разрабатывает программное обеспечение, которое позволяет компаниям совершенствовать свои логистические процессы и сокращать расходы. Это ПО подбирает статические и динамические маршруты доставки, чтобы автомобили не ездили пустыми, не стояли в пробках и не проезжали лишние километры. А ещё оптимизирует потребность в рабочей силе и автоматизирует перераспределение товаров по разным транспортным потокам.
Американская платформа FACTIC предлагает платформу SaaS, которая пересказывает спрос на напитки и автоматизирует закупки. Например, если прогноз погоды предсказывает жару, то платформа отправляет поставщику большой заказ — потому что люди захотят пить и спрос возрастёт.
Потому что в ней есть интернет вещей
Современные технологии облегчают работу логиста и одновременно делают её интересной. Одно из перспективных направлений развития отрасли — технологии, которые передают данные без участия человека.
IoT позволяет отслеживать каждый этап поставок и точно определять, где сейчас находится товар. Специальные «умные» устройства мониторят треки, сообщают о состоянии машин, загруженности складов и помогают лучше управлять запасами.
Например, поддоны могут сигнализировать, что вес продукта на них превышает допустимый, чтобы предотвратить поломки оборудования. А датчики тепла и света помогают отслеживать условия хранения товаров. Все сигналы могут поступать напрямую менеджеру, который планирует объёмы отгрузки и наполнение складов.
Что за компания «Цайняо» и почему она разбирается в логистике
«Цайняо» — один из крупнейших логистических перевозчиков в мире. Компания вошла в состав Alibaba в 2013 году. «Цайняо» доставляет заказы с AliExpress, Tmall и Тaobao по всему миру. Но это не столько перевозчик, сколько IT-платформа, помогающая компаниям осуществлять логистические услуги.
Изначально «Цайняо» — китайская компания, где она становится законодателем модных трендов. В китайских городах пункты выдачи заказов «Цайняо» превращаются в центры микрорайонов и обрастают инфраструктурой, вплоть до детских садов. Покупатели так часто их посещают, что знают друг друга в лицо – про этот тренд мы обязательно расскажем попозже.
В России компания начала работать в 2016 году. В самом начале задача была простой – перевозить заказы AliExpress из Китая. С ростом бизнеса растёт и число задач: сейчас ключевой фокус – это организация нужной инфраструктуры для российских продавцов AliExpress: склады, правильные маршруты, точки выдачи и модная ит-платформа, которой пользуются продавцы на домашнем рынке и благодаря которой заказы в Китае приезжают день в день.. В какой-то мере услуги компании можно сравнить с маркетплейсом, чьи мощности арендуют продавцы. Сейчас «Цайняо» сотрудничает с «Почтой России», DPD, КСЭ, X5 Retail Group, PickPoint.
Ежегодный объем инвестиций «Цайняо» в развитие складской инфраструктуры, IT-платформ и субсидии продавцам в России превышает 1 млрд рублей. И на самом деле это лишь капля в море: в аналогичную сумму обходится запуск склада среднего размера. Нам есть, куда расти.
Что делает «Цайняо» в России сейчас?
В Китае «Цайняо» — основной партнер для продавцов на платформах Alibaba, а во всём мире перевозит больше 90% всех заказов AliExpress . Благодаря отлаженным системам средний срок доставки заказа в пределах Китая составляет сутки, в удаленные города — до двух суток. IT-платформа компании позволяет легко найти и нужный склад, и нужного подрядчика.
В нашей стране мы возим около половины всех посылок российских продавцов AliExpress. В Россию пока летают почтовые рейсы до Москвы и Новосибирска, в ближайших планах с новыми самолётами запустить маршруты в Казань и Екатеринбург. Это помогает решать одну из основных проблем с доставкой в российские регионы: она заключается в том, что практически все посылки и заказы раньше шли через Москву, и уже потом отправлялись по всей стране. Особенно остро ощущают этот недостаток логистики жители Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Постепенно развиваются и сервисы для потребителей: в прошлом году появилась возможность получить посылки в постаматах в супермаркетах «Пятерочка».
В 2018 году «Цайняо» запустила свой склад в Домодедово для российских продавцов AliExpress. В этом году начал работу партнерский склад с KupiVIP, на котором хранятся одежда, обувь и аксессуары. Такие склады позволяют продавцам сортировать и отправлять заказы на 30% быстрее.
Компания подключает партнёров к системе дропшиппинга: курьер «Цайняо» приезжает к клиенту, забирает заказы на склад и отправляет их покупателю. То есть берёт на себя вообще все вопросы, связанные с доставкой. Для малого бизнеса затраты на логистику часто оказываются неподъёмными, и дропшиппинг позволяет сократить издержки до 50%.
А ещё продавцы на AliExpress получают субсидирование первых десяти доставок и низкие тарифы на доставку.
Логика - новая нефть
Хорошая, статья, если бы не реклама.
Когда Алиэкспресс начнет взыскивать сумму возврата за товар не с продавца а с этой транспортной компании - тогда они начнут работать. А транспортная компания может устроить выставку недоставленных товаров на ВДНХ. Аншлаг будет обеспечен. Назвать можно - "Экспресс доставка караваном по пути Афанасия Никитина - за 5 лет."