«Подписка есть, но Вам нельзя»: как Whoosh забрал деньги и заблокировал доступ к самокатам

Кто тут больше прав (или виноват) — правительство Москвы или Whoosh — я не знаю, но началось всё с того, что я получил в приложении уведомление: теперь кататься можно только после подтверждения личности через Mos ID.

«Подписка есть, но Вам нельзя»: как Whoosh забрал деньги и заблокировал доступ к самокатам

Утечек за последние годы мне хватило

В интернете, кажется, можно найти всё, кроме разве что цвета моей собаки — да и то не факт. Поэтому особого желания проходить верификацию, раскрывая куда, когда и зачем я еду, у меня не было. Но привычка экономить 15 минут, чтобы быстро добраться из точки А в точку Б, всё-таки перевесила. Тем более, поддержка заверила: «Нам нужен только возраст».

«Подписка есть, но Вам нельзя»: как Whoosh забрал деньги и заблокировал доступ к самокатам

Тут же сказано, что для этого даже Госуслуги не нужны. Но в самом уведомлении почему-то написано: «Проверь, что Mos ID подтверждён через Госуслуги», но сейчас не об этом.

Ладно, допустим, пройду подтверждение

«Подписка есть, но Вам нельзя»: как Whoosh забрал деньги и заблокировал доступ к самокатам

Прохожу авторизацию. Специально убираю галочку с передачи лишних данных — имени, отчества, пола. Жму «Подтвердить». И, кто бы мог подумать? Ошибка!

«Подписка есть, но Вам нельзя»: как Whoosh забрал деньги и заблокировал доступ к самокатам

Пишу опять в «поддержку»

Говорю: так ведь Вы сами сказали — нужен только возраст. Да и в формулировке закона указана именно необходимость проверки возраста, а не получения полного досье.

«Подписка есть, но Вам нельзя»: как Whoosh забрал деньги и заблокировал доступ к самокатам
«Подписка есть, но Вам нельзя»: как Whoosh забрал деньги и заблокировал доступ к самокатам

Извинения, извинения, никакого реального решения проблемы. И вообще — мы правы, понятно? У нас в оферте так написано.

Зачем сервису проката самокатов знать столько информации обо мне? Если я что-то нарушу — штраф найдет меня и без Вашего доступа к личным данным. А если не нарушу — зачем Вам всё это вообще?

Буду пользоваться другим сервисом

Думаю, раз уважение лояльных клиентов (года два пользования и 200+ км) не для них, то пойду к какому-нибудь Яндексу (к слову, Яндекс почему-то про верификацию вообще не заикается), но есть проблема: у меня в Whoosh оплачена годовая подписка.

Попросил вернуть средства за неиспользованный период. Ответ?

«Подписка есть, но Вам нельзя»: как Whoosh забрал деньги и заблокировал доступ к самокатам
«Подписка есть, но Вам нельзя»: как Whoosh забрал деньги и заблокировал доступ к самокатам

Я не могу использовать сервис, потому что не дал свои данные, которые по их же словам не нужны, но средства возвращать мне отказываются. А вот штрафовать кого-нибудь в соседней статье за то, что самокат припарковали не по центру зоны — тут они первые, браво.

А теперь немного о законе

Вообще-то, в России действует Закон «О персональных данных», статья 5, часть 5 которого гласит: «обрабатываемые персональные данные должны быть необходимы и достаточны для достижения заявленных целей обработки».

Заявленная цель — подтвердить возраст. Для этого не нужно знать, как меня зовут, кто мои родители и какого цвета мой пол. Тем более, если сам сервис пишет об этом.

Кроме того, есть ещё Закон «О защите прав потребителей», статья 10, которая обязывает предоставлять достоверную информацию об условиях пользования услугой. Если до покупки подписки не говорилось, что для её использования придётся делиться ФИО — это уже введение в заблуждение, менять оферту нужно на выгодных условиях.

Ну и, конечно, статья 32 того же закона: «потребитель имеет право отказаться от услуги в любой момент».

Если подписка годовая, а пользоваться сервисом нельзя — значит, услуга по сути не оказывается, и деньги за оставшийся срок обязаны вернуть.

Что дальше

Раз Whoosh идет на принцип, я тоже на него пойду — параллельно с этой статьей будут направлены жалобы в Роспотребнадзор и Роскомнадзор, пусть проверяют.

Мне не хочется писать все это. Хочется просто пользоваться удобным сервисом, но сервис с каждым годом скатывается все ниже, все больше забивая на своих клиентов. Был сервис, стала контора — кого, Вам решать. Если пользуетесь или собираетесь пользоваться самокатами, Whoosh посоветовать уже не могу.
#жалобаwhoosh #жалобавуш

5 комментариев