Как Центральный Банк оценивает криптовалютный рынок

28 февраля курс биткоина достиг $59 000, рост составил более 10% за сутки. Такая волатильность вполне естественна на рынке криптовалют, тем не менее скачок курса спровоцировал рост торгов и обилие постов в новостных ресурсах. Пока аналитики расписывают свои прогнозы, простых обывателей интересует всего один вопрос – «А уже поздно покупать крипту?»

Люди чуть более осведомленные желают знать, какими бы альтами сейчас закупиться, ну а трейдеры всё также продолжают выставлять ордера на биржах. Несмотря на различие в инструментах и конечных результатах, их всех объединяет одна вещь – отсутствие чёткого законодательного регулирования в сфере криптовалютных активов. Или товаров? Или может ценных бумаг? Сейчас регуляторы только формируют понятийный аппарат, поэтому определение криптовалюты разнится в зависимости от юрисдикции. Биткоин в этом году отпразднует своё 15ти-летие, однако первый глобальный закон о криптовалюте вступит в силу только в 2025 году в Европе и США. В России есть ФЗ № 259, но он в первую очередь направлен на цифровые финансовые активы и ЦВЦБ. Исходя из терминологии, представленной в этом законе, далеко не каждая криптовалюта подходит под определение «цифровых активов». Такой пробел в правовом поле не позволяет чётко ответить на вопросы о легальности тех или иных операций с криптой. На текущий момент у всех нас есть всего два основных правила:

- не нарушать № 115-ФЗ

- не проводить оплату товаров и услуг в криптовалюте

Соблюдение этих правил гарантирует нам безопасность и правомерность. Или нет? Попробуем разобраться в данном вопросе.

Сейчас ЦБ занимает скорее позицию молчаливого наблюдателя, нежели строго регулятора. В докладе за 2022 год банк подчёркивает важность введения ограничительных мер и высказывает своё мнение относительно рисков и защиты прав инвесторов.

Какие меры предлагает ЦБ? Ниже будет приведена вырезка из доклада.

1. Ввести ответственность за нарушение запрета на использование криптовалюты в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые юридическими и физическими лицами – резидентами Российской Федерации.

2. Ввести запрет на организацию выпуска и (или) выпуск, организацию обращения и обмена криптовалюты (в т. ч. криптобиржами, криптообменниками, P2P-платформами) на территории Российской Федерации и установление ответственности за нарушение данного запрета.

3. Ввести запрет для финансовых организаций на собственные вложения в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты, запрета на использование российских финансовых посредников и инфраструктуры финансового рынка для осуществления любых операций с криптовалютой.

Как видите, настрой не самый доброжелательный. Банк России больше склонятся в сторону ужесточения и ограничения криптовалютных операций. Однако ещё раз уточню, что это информация из доклада за 2022 год. Сейчас на дворе 2024, никаких запретов мы не наблюдаем. Но и особой лояльности к рынку крипты тоже не видно. Так в чём же дело? Скорее всего Россия будет полагаться на опыт иностранных регуляторов и на постановления международных финансовых организаций. Такой подход продиктован глобальным характером криптовалютного рынка и рисками возникновения регуляторного арбитража. Об этом также было сказано в докладе:

«Ввиду глобального характера криптовалют и различий в регулировании в разных странах возникает риск регуляторного арбитража, т. е. перетока операций в юрисдикции с более лояльным регулятивным режимом. В связи с этим целесообразно также продолжить работу по совершенствованию взаимодействия как с национальными регуляторами, так и с международными организациями в целях гармонизации подходов. Важным аспектом является выработка согласованной позиции в отношении регулирования криптовалют в рамках ЕАЭС для исключения рисков регуляторного арбитража в регионе, учитывая, что ряд стран (в частности, Казахстан и Республика Беларусь) также являются активными участниками глобального криптовалютного рынка».

Что послужит основой для принятия новых постановлений?

В первую очередь Центральный Банк будет оценивать объёмы рынка. Информация может быть получена благодаря мониторингу операций с криптовалютами. Об этом сказано в другом докладе ЦБ:

«Данные о криптокошельках, принадлежащих российским гражданам, и об оборотах на них могут быть в распоряжении Федеральной налоговой службы (ФНС России) в случае декларирования гражданами этих сведений. В отдельных случаях информация об объемах сделок с криптовалютами может быть получена из распределенного реестра, лежащего в основе конкретного криптоактива (сведения об отдельных транзакциях, которые совершались с криптоактивом, а также о накоплениях криптоактивов на кошельках). В настоящее время возможно осуществлять мониторинг транзакций тех криптовалют, у которых имеется доступ к распределенному реестру.»

Помимо данных из распределительных реестров, ЦБ подчёркивает необходимость мониторинга криптобирж:

«Одним из источников информации для анализа могут быть криптобиржи. Так, в зависимости от законодательства отдельно взятой страны регулируемые криптобиржи осуществляют предоставление информации о клиентах и ходе торгов при наличии законных оснований у органа государственной власти для её запроса. Для получения информации о транзакциях необходимо взаимодействие с иностранными регуляторами финансового рынка, в чью компетенцию входит надзор за деятельностью криптобирж, тех стран, где законодательно регулируется оборот криптоактивов. В то же время информация бирж также будет носить приблизительный характер: она не будет включать сведения о P2P-продажах криптовалюты и кошельков между пользователями.»

Также ЦБ отмечает трудности, связанные с анонимным или псевдо-анонимным характером проведения транзакций:

«Использование анонимных криптовалют и таких инструментов, как криптовалютные миксеры и протоколы с нулевым разглашением, которые направлены на обеспечение конфиденциальности транзакций, данных об отправителях, получателях и суммах, для которых отсутствуют способы деанонимизации, приводит к невозможности осуществления полноценного мониторинга операций с криптовалютами.»

Согласно статистике в России очень популярны P2P-сервисы, через них проходит значительная часть криптовалютных операций. Они тоже не остались без внимания ЦБ, для P2P-транзакций разработан ряд методических рекомендаций № 16-МР от 06.09.2021 «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов – физических лиц». Проще говоря, все операции через обменники и P2P-сервисы отслеживаются коммерческими банками, а затем данные передаются в Центральный Банк.

Возможности правовой защиты инвесторов

Сделки с криптовалютой чаще всего носят трансграничный характер, поэтому для решения спорных вопросов нужно обращаться сразу в несколько юрисдикций. Если инцидент произошёл на территории РФ, согласно пункту 6 статьи 14 закона о ЦФА вы как инвестор имеете право обратиться в суд. Но только при условии, что вы декларировали свои доходы от крипты и платили налоги. И ещё нужно будет доказать, что именно вы владелец валюты. Из чего можно сделать вывод, что вернуть утерянные или украденные активы практически невозможно.

Вектор развития правового регулирования криптовалюты в РФ

Центральный Банк на данный момент не ограничивает торговлю криптоактивами, если вы не нарушаете закон об отмывании денег и не используете криптовалюту в качестве оплаты за товары или услуги. Но исходя из докладов ЦБ за 2022 год можно заметить, что нас ждёт ужесточение уже существующих законов. А также возможен ряд дополнительных мер по регулированию в рамках международных соглашений. Кроме того, в России и ряде других стран активно развивается ЦВЦЦБ. Это цифровая валюта, которую выпускает Центральный Банк. О том, как это повлияет на мировой рынок криптовалют, мы поговорим в следующей статье.

#crypto#криптовалюта

Начать дискуссию