Как разные страны регулируют криптовалюты

Несмотря на широкое распространение криптовалют, тенденции к ужесточению их регулирования и деанонимизации все еще сохраняются. Правительства вводят все новые правила и запреты, которые так или иначе влияют на индустрию цифровых денег. Кроме того, значительное давление на сферу криптовалют оказывает ЕС, который пытается утвердить единые подходы к регулированию и налогообложению операций с монетами и токенами.

Как разные страны регулируют криптовалюты

О том, какие меры применяются властями в отдельных странах с высоким уровнем цифрового развития и как они меняют сферу криптоактивов, читайте ниже.

США: регулирование – прерогатива разных ведомств

В Америке пока только готовят правовую базу для работы с криптовалютами. Причем регулирование будет контролироваться сразу несколькими ведомствами. Каждое из них будет отвечать за отдельный аспект: активы, биржи, регуляцию банками, нормативную базу.

Регуляторная среда в разных штатах отличается. Любые криптовалютные отношения определяются не только федеральным законодательством, но и законодательством отдельных штатов. Например, в штате Нью-Йорк предусмотрено лицензирование деятельности с криптоактивами, чего нет во многих других штатах. Некоторые другие штаты США, как, например, Вайоминг, идут совершенно другим путем – не ужесточая регулирование криптодеятельности, а, напротив, стимулируя эту инновационную сферу деятельности в том числе лояльным налогообложением. В зависимости от региона регистрации устанавливается и отдельный налог на прибыль.

Германия: лицензирование решает все

В Германии наблюдаются хоть и жесткие, но благоприятные условия для криптовалютной деятельности. В декабре 2019 года в стране был принят законопроект, разрешающий финансовым учреждениям покупку и продажу биткоина и других активов. Через месяц регуляторы ужесточили правила по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В связи с этим компаниям, предлагающим криптовалютные услуги, теперь необходимо получать лицензии на свою деятельность. Банки же обрели возможность хранить биткоин и другие криптоактивы. В стране также планируется выпуск цифрового евро.

Эстония: криптовалютная гавань среди шторма законопроектов

Для ведения криптобизнеса в Эстонии, пожалуй, наиболее удобные условия. Законодательство в целом дружественно настроено к блокчейну и виртуальным активам, а развитая цифровая инфраструктура способствует качественному регулированию и созданию благоприятной инвестиционной среды. Здесь криптовалюты рассматриваются как собственность, а доход от обменных операций с цифровыми деньгами облагается налогом на прирост капитала в 20%.

Сингапур: азиатский центр криптовалюты

В январе 2020 года Сингапур официально вступил в гонку за первенство в звании лучшего места для ведения криптовалютного бизнеса. Теперь в стране действует новое законодательство, которое позволяет компаниям получить лицензию на легальное ведение криптовалютной деятельности. Помимо того, что цифровые активы здесь попадают под нормативно-правовую базу, закон также официально передал Денежно-кредитному управлению Сингапура полномочия по контролю за отмыванием денег и финансированием терроризма.

Прибыль от криптовалютных операций в Сингапуре не облагается налогом, поскольку в государстве подобный вид выплат отсутствует. Однако в отношении криптокомпаний, базирующихся на территории страны, действует подоходный налог, если торговля цифровыми активами является их основным бизнесом.

Япония: беспощадное налогообложение операций с криптовалютой

Эта страна едва ли не самая прогрессивная в мире относительно обращения криптовалют. Еще с 2017 года цифровые активы здесь официально признаны легальным средством платежа. Однако, столкнувшись с несколькими взломами крупнейших криптовалютных бирж, власти посчитали необходимым ужесточить регулирование цифровых денег, обязав компании проходить процесс лицензирования. Налогообложение же в этой стране не щадит никого: трейдеры обязаны уплатить государству налог на прибыль в размере от 15 до 55%, а биржи – до 20%.

При этом власти ставят в приоритет создание цифровой иены, которая обеспечит гражданам страны финансовую доступность национальной валюты вне зависимости от экономического статуса или местоположения, что также станет гарантом бecпepeбoйнoй работы вo вpeмя cтиxийныx бeдcтвий.

Южная Корея: не запрещает, но жестко контролирует

Недавно власти Южной Кореи легализовали торговлю криптовалютой и ее хранение, однако в стране по-прежнему наблюдается строгое отношение к криптовалютам. Торговые площадки жестко контролируются государственными органами, в том числе местной Комиссией по финансовым услугам (FSC). Например, в случае взломов или сбоев в работе систем криптобиржи обязаны возмещать пользователям их потери. Кроме того, FSC стала напрямую контролировать торговые платформы и вправе лишить их лицензии из-за несоблюдения требований FATF.

В марте 2020 года Центральный банк Южной Кореи заявил, что работает над выпуском собственных облигаций на блокчейне и исследует возможности технологии для записи транзакций с ценными бумагами в распределенном реестре. Однако в отношении цифровых активов и национальной криптовалюты Центробанк настроен скептически. С октября 2021 года в стране будет действовать налог в 20% на доходы от торговли криптовалютой.

Китай: от лояльности до полного запрета криптовалют

Долгое время Поднебесная считалась мировым центром биткоин-индустрии. Однако в 2017 году власти КНР запретили проведение ICO и деятельность криптовалютных бирж. В конце 2019-го шанхайское отделение Народного банка Китая объявило о намерении уничтожить остатки криптоиндустрии в стране. Местные правоохранительные органы продолжают пресекать деятельность криптовалютных бирж.

С цифровыми активами ситуация обстоит иначе: в Китае нет законов, которые бы их регулировали. Власти страны не выступают против криптовалют, однако готовы поддерживать их только в том случае, когда они способны укрепить национальную валюту. Народный банк Китая тем временем активно тестирует цифровой юань.

Гибралтар: маленькое, но очень успешное криптогосударство

Эта крохотная страна известна своей четко определенной и дружественной к цифровым деньгам нормативно-правовой базой. Деятельность бирж здесь легальна: прибыль облагается минимальным налогом в 10%. А любые операции с цифровой валютой и вовсе не подвергаются пошлинам.

Блокчейн-проекты, действующие на территории Гибралтара, должны получить соответствующую лицензию Комиссии по финансовым услугам. В остальном страна очень лояльна к криптоэнтузиастам и торговым площадкам, предоставляющим криптоуслуги.

Россия: майнить можно, платить запрещено

На данный момент в Российской Федерации нет криптовалютного регулирования, однако 31 июля президент Владимир Путин подписал закон «О цифровых финансовых активах», который вступит в силу 1 января 2021 года. Согласно ему, к доходам от криптовалютных транзакций будет применяться налог по следующей формуле: доход от продажи минус расходы на приобретение, а разница будет облагаться по ставке 13% для резидентов страны.

Кроме того, правовой документ разрешает легально покупать, продавать, обменивать и инвестировать в цифровые активы, использовать их в качестве залога, однако запрещает их применять как платежное средство.

Что же касается майнинга, то его регулирование вместе с более подробным рассмотрением цифровых валют планируется определить в другом законе, который может быть принят осенью этого года.

Украина: вопросы к классификации цифровых денег

В регулировании молодой индустрии цифровых валют Украина продвинулась достаточно далеко. В декабре, согласно нормам FATF, в законодательстве страны цифровые активы были определены в качестве имущества, которое может быть использовано для платежных и инвестиционных целей.

В июне 2020 года Верховная Рада зарегистрировала законопроект "О виртуальных активах", который предполагает регулирование криптовалют, а также обязательство для компаний, предоставляющих криптоуслуги, проходить регистрацию в Министерстве цифровой трансформации Украины. Для ведения деятельности организации должны иметь юрисдикцию в стране и уставной капитал размером до €20 000.

Однако криптосообщество отметило “сырость” документа, так как в нем отсутствует четкая классификация цифровых активов. Проект еще будет существенно дорабатываться со стороны государственных органов, в том числе появятся поправки о налогообложении криптовалютных операций в стране.

Беларусь: все можно, если осторожно

В республике действуют достаточно лояльные условия по отношению к индустрии цифровых валют. Согласно Декрету о развитии цифровой экономики 2017 года, резиденты Беларуси, имеющие статус резидента Парка высоких технологий (ПВТ) или с участием резидента ПВТ, могут покупать и продавать криптовалюты, а также выпускать собственные виртуальные деньги.

Что касается майнинга, то он в стране разрешен, токены можно приобретать и обменивать на белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать их. Для ведения правомерной деятельности создатели криптопроектов должны идентифицировать клиентов, соблюдать правила AML/CFT и предоставлять отчеты об обороте денежных средств.

До 2023 года прибыль от операций с криптовалютой не будет облагаться налогом.

Что будет дальше с криптовалютным движением?

Сейчас национальные экономики развиваются с учетом широкого распространения цифровых активов, а власти пытаются привести регулирование индустрии криптовалют к единому стандарту.

Обозначим общие тенденции в контролировании бизнеса цифровых активов.

  • Во многих странах виртуальные деньги все еще рассматриваются как опасность для денежно-кредитной политики, инструмент незаконной деятельности и угроза нацбезопасности.
  • Главной тенденцией остается требование от регуляторов жестко соблюдать процедуры KYC/AML и неприемлемость анонимных операций. Такой же позиции придерживаются и некоторые международные финансовые корпорации, которые активно противодействуют экспансии криптовалютной индустрии в глобальную экономику.
  • В большом институциональном бизнесе начинают осознавать перспективу криптовалют, однако финансовые гиганты хотят перенять пальму первенства в их применении, внушая регуляторам их опасность. Например, глава JP Morgan Джейми Даймон довольно резко высказывался о биткоине, отрицая его использование в финансовой системе. Но несмотря на все заверения об опасности виртуальных активов компания выпустила свою криптовалюту в 2019 году. На ее презентации сообщалось, что посредством новой цифровой монеты JP Morgan планирует осуществлять мгновенные и безопасные транзакции.
  • Вместе с тем наблюдается увеличение политической и регуляторной активности на международной криптоарене. В частности, страны в попытках заполучить статус мирового лидера в области информационных технологий начинают гонку по созданию национальных цифровых активов.

В сознании правительств разных стран уже происходит переворот: они понимают, что запрет криптовалютной деятельности повлечет большие экономические убытки от оборота цифровых проектов, а соответственно, и потенциальных налоговых поступлений с этих сумм. В то же время предприниматели, работающие с цифровыми деньгами, будут вынуждены искать применение своим силам и инвестициям в других юрисдикциях, лояльных к этой сфере бизнеса.

Многие страны уже сегодня выбирают прогрессивный путь развития – они идут по пути «обеления» сферы, к которой еще недавно относились предвзято. И это верная дорога к тому, чтобы оставаться в лидерах как в технологическом, так и в социальном отношении.

Источник: IQeon

11
2 комментария

Операции с биткоином в Эстонии не влекут за собой обложение подоходным налогом в целом, только при большом желании. С компаниями, конечно, дело ясное - вылезет прибыль, и при выплате в форме дивидендов (налог на саму прибыль отсутствует) нужно будет заплатить 20/80 - 20% брутто или 25% нетто - налога на дивиденды.

Тут как история с "насыщенным супом" из которого возникла жизнь. Есть коцентрированное движение и люди, которые хотят на нем зарабатывать. Думаю, за пару десятилетий ситуация устаканится, и будет 2-3 общие системы контроля крипты, со своими правилами. Плюс отдельные мааааленькие государства, которые будут просто кладезем крипто-анархии