Лицензирование криптообменных сервисов и OTC платформ: подходы, риски, преимущества

Зачем необходимо лицензирование криптообменных сервисов?

Как в России регулируется деятельность криптообменников?

Российский статус цифровых валют всё ещё остаётся неопределённым и содержит множество правовых пробелов. Законодательством (Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте») хоть и были установлены основы для гражданско-правового оборота цифровых валют (так криптовалюты определены в российском законе) на территории страны, тем не менее осталось множество неопределённостей, которые закон не покрывает. К примеру, ни BTC, ни тем более USDT/USDC цифровыми валютами не являются. Давайте обратимся к букве закона, а именно тому самому пункту 3 статьи 1, который даёт определение цифровой валюты:

«Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчётной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему её правилам».

Итак, что мы здесь видим? Закон говорит, что цифровая валюта не должна являться денежной единицей иностранного государства и должно отсутствовать лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных (токенов). Следует отменить, что когда в 2020 году закон принимался, BTC всё ещё не был денежной единицей нигде. Однако все изменилось за 5 лет, и сегодня биткоин является официальной валютой в Сальвадоре и в Центральноафриканской республике, то есть денежной единицей этих иностранных государств. Таким образом по этому признаку биткоин не попадает под определение цифровой валюты, также как и большинство стейблкоинов. Tether Limited — эмитент USDT и обязанное лицо, которое утверждает, что каждый токен обеспечен резервами (фиатными валютами, криптоактивами, коммерческими бумагами и другими активами). Согласно букве закона, Tether Limited — это лицо, обязанное перед каждым держателем токенов. Такая же история с токеном USDC и компанией Circle. Закон выносит множество монет за скобки закона, а правоприменитель не даёт никаких ориентиров, как определять их правовую природу и как с ними работать. И это не вопрос отдельных торговых и обменных пар, которые предлагаются обменниками. Дело в том, что на сегодняшний день отсутствуют хоть какие-либо подзаконные акты, которые бы определяли порядок деятельности операторов обмена цифровых валют, не существует специальных кодов ОКВЭД для подобной предпринимательской деятельности — получается, что закон этот рынок обмена вообще не видит.

При этом базовый принцип регулирования предпринимательской деятельности, закреплённый в законодательстве (ст. 34 Конституции РФ, ст, 2 ГК РФ и Закона № 99-ФЗ о лицензировании), закрепляет общую презумпцию свободы (всё разрешено, что не запрещено законом). То есть, если ваша деятельность не входит в перечень лицензируемых, — она может осуществляться свободно, если, конечно она не касается незаконной продажи товаров/услуг, оборот которых прямо ограничен законом (например, наркотики, оружие и т.д. — ст. 171 УК РФ). А крипта к обороту на рынке разрешена, хоть и с существенными ограничениями для её владельцев. Поэтому на российским обменном рынке крипты «кто в лес, кто по дрова» — каждый работает так, как может и считает правильным, ведь никакой государственной лицензии для такого вида деятельности не требуется.

Вероятно, главным риском для владельцев таких обменных пунктов в России остаётся привлечение по ст.171 УК РФ за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации ООО или ИП, а также развернувшаяся практика по ст. 187 УК РФ в отношении дроповодов за неправомерный оборот средств платежей. По новым поправкам в Уголовный кодекс дроповоды теперь будут нести наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 6 лет. Верховный суд уже концептуально поддержал проект.

При этом криптообменникам в России с августа 2024 года запрещено как показывать/покупать рекламу, связанную с обменом криптовалют, так и предлагать криптовалюту неограниченному кругу лиц. Этот запрет был установлен Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 221-ФЗ, который внёс изменения в статью 7 Закона «О рекламе» (№ 38-ФЗ). Платформы вроде «Яндекс.Директ» ограничивают размещение рекламы, связанной с криптовалютами, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уточнила, что каждый случай нарушения этого запрета будет рассматриваться индивидуально, исходя из содержания информации и обстоятельств размещения информации.

А как регулируется деятельность криптообменников в мире?

Единого регулирование для OTC сервисов, также как и какой-либо международной Конвенции по крипте, которую ратифицировали бы большинство стран, в мире всё ещё не существует. В разных частях света сложились разные правовые подходы и традиции в отношении криптовалют, а также сервисов обмена.

Международное регулирование

Пожалуй, основным международным стандартом в сфере крипты стали Рекомендации FATF, которые обновлялись в 2019, 2021 и 2023 году. Строго говоря, FATF (Financial Action Task Force) — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — не является регулятором, но её рекомендации обязательны для имплементации всеми государствами-членами (включая США, ЕС, Россию, Китай, страны СНГ, Грузию, ОАЭ и т. д.). Если страна игнорирует рекомендации — она может быть включена в «серый» или «чёрный» список FATF, что ведёт к санкциям и потере доступа к международной финансовой системе. Это очень страшно и для финтех сервиса, и для банка, и для целой страны.

С точки зрения FATF любая организация или физическое лицо, предоставляющее услуги, связанные с виртуальными активами (OTC-платформы, криптобиржи, обменники, кастодианы, провайдеры P2P-сервисов) — все они считаются VASP, а значит должны регистрироваться и получать лицензию в своих странах, полностью соблюдать все антиотмывочные процедуры, внедрять правило travel rule для передачи данных о клиентах друг другу при отправке средств на сумму более 1 000 USD/EUR. Это аналог SWIFT-практик в банковской системе

Европейский союз

В 2023 года в Европе принят регламент MiCA (Markets in Crypto-Assets), который устанавливает общеевропейскую правовую базу для регулирования криптовалютных компаний. Этот документ вводит регулирование и лицензирование деятельности криптообменных пунктов во всей Европе в целях обеспечения защиты прав потребителей, предотвращения отмывания денег (AML), финансового мошенничества и стабильности финансовой системы.

MiCA (регламент ЕС 2023/1114) охватывает деятельность CASPs (Crypto-Asset Service Providers), включая OTC-платформы, и вводит унифицированные требования ко всем государствам членам ЕС. Регламент предусматривает, что любая OTC-платформа, работающая с клиентами в ЕС, обязана получить лицензию CASP в одной из стран ЕС. После этого она может оказывать услуги в других странах ЕС по принципу паспортизации. Если OTC-оператор предоставляет услуги хранения, обмена, исполнения ордеров или приём-передачу криптоактивов — он подпадает под MiCA.

MiCA, хоть и является по статусу лишь европейским регламентом, а не международным договором, имеет колоссальное значение в регулировании крипты по всему миру. Это не только фундаментальный документ, покрывающий отношений в сфере купли-продажи и обмена криптовалют на втором по величине рынке мира, это документ трансграничного характера.

То есть, чтобы попасть под действие MiCA не обязательно быть европейским обменником. MiCA применим к любому лицу, которое предлагает на территории Союза услуги, связанные с криптоактивами, или предлагает криптоактивы напрямую пользователям в ЕС. А это значит, что по следам уже наработанной GDPR (другой регламент Евросоюза по приватности и персональным данным)практике, деятельностью на европейском рынке будет считаться не только по географическому расположению компании, но прежде всего — по целевой аудитории и рынкам, на которые направлены услуги.

Так, если на сайте предлагаются услуги на европейских языках, осуществляется маркетинговая и рекламная активность ориентированная на граждан ЕС (email-рассылки, SMM, реклама на платформах, популярных в Европе), принимаются клиенты с адресами или документами, выданными в ЕС, если на платформе предусмотрены торговые пары с евро или SEPA-платежи — все это может быть дополнительным индикатором направленности на рынок ЕС и принятия мер со стороны регулятора.

Нарушения MiCA могут привести к серьёзным финансовым, юридическим и репутационным последствиям. Санкции за нарушение весьма высоки: штрафы до 700 000 евро для физических лиц и до 5 миллионов евро или 3% от годового оборота для юридических лиц — или больше, если государство-член решит установить более строгие меры. Если компания оказывает услуги без лицензии CASP, это считается серьёзным нарушением и может привести к запрету и многомиллионным штрафам.

Хотя MiCA не вводит единой уголовной ответственности, национальные законы стран-членов ЕС также могут предусматривать уголовные дела за мошенничество, преднамеренное сокрытие рисков, отмывание денег. C 23 апреля 2025 компания Google также меняет требования к размещению рекламы криптовалютных сервисов в Европе ради соблюдения Закона о регулировании криптовалют ЕС (MiCA) и регламента Crypto Asset Service Provider (CASP) — криптовалютные биржи, кошельки и сервисы, рекламирующие свои продукты и услуги в Европе, теперь должны иметь лицензию европейского регулятора и быть сертифицированы компанией Google.

США и Канада

Регулирование криптообменников и OTC площадок в США и Канаде гораздо жёстче и фрагментированнее, чем в Европе: нет одного общего закона вроде MiCA, но есть комплекс требований на федеральном и региональном уровнях.

На федеральном уровне есть общее финансовое регулирование от FinCEN (Financial Crimes Enforcement Network), которое требует, чтобы любой обменник, который считается Money Services Business (MSB), регистрировался в FinCEN, соблюдал правила AML/KYC, назначил офицера по комплаенсу и подавал отчёты о подозрительной деятельности (SARs) и крупных сделках (обычно свыше $10,000).

Кроме того, есть ещё и разное регулирование отдельных штатов: 49 штатов требуют для крипто обменников получение лицензий MSB/MTL (Money Transmitter License) для работы в штате, при чем самые строгие из них Нью-Йорк (лицензия BitLicense), Калифорния, Техас и Флорида.

Работа в штатах без лицензии преследуется как уголовное правонарушение.

В Канаде деятельность платформ по обмену регулируется на федеральном уровне (FINTRAC). Все криптообменники и OTC-платформы считаются Money Services Businesses (MSBs) и они обязаны:

  • Зарегистрироваться в FINTRAC (финансовый мониторинг).
  • Внедрить AML/KYC.
  • Сообщать о:
  • Транзакциях свыше 10 000 CAD.
  • Подозрительных операциях.
  • Проводить аудит соответствия и вести записи.

Нарушение правил может привести к штрафам до 2 млн CAD и/или тюремному сроку.

Гонконг

В Гонконге деятельность криптовалютных обменников регулируется в соответствии с законодательством о виртуальных активах. С июня 2023 года вступила в силу новая система лицензирования, разработанная Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (Securities and Futures Commission, SFC). Эта система требует, чтобы все операторы, предоставляющие услуги в Гонконге или ориентированные на гонконгских инвесторов, получали соответствующую лицензию.

Основные требования для получения лицензии криптообменника (Virtual Asset Trading Platform License) в Гонконге сводятся к минимальным требования к уставному капиталу и ликвидности, установленным регулятором SFC, наличию эффективных систем внутреннего контроля, процедур по борьбе с отмыванием денег (AML) и идентификацией клиентов (KYC), собственной надёжной технической инфраструктуре, обеспечивающей безопасность и стабильность операций.

Гонконг предлагает чёткую и строгую регуляторную среду для криптовалютных обменников. Получение лицензии требует значительных усилий и соответствия высоким стандартам, установленным SFC. Однако наличие такой лицензии обеспечивает доверие со стороны инвесторов и открывает доступ к одному из ведущих финансовых центров Азии.

Работа криптообменника без лицензии в Гонконге строго запрещена и может повлечь за собой уголовную и административную ответственность, особенно после вступления в силу нового регулирования виртуальных активов в июне 2023 года.

Ответственность за работу без лицензии в Гонконге довольно серьёзная. Кроме того, что SFC регулярно публикует «Список подозрительных платформ», который гарантированно влечёт проблемы с банками и платёжными системами, он также инициирует процедуры блокировки доступа к доменам, заморозки активов, задержания администраторов. А незаконная деятельность на острове в качестве VASP без лицензии преследуется по Уголовному закону со штрафом до 5 миллионов HKD (640 000 USD) или до 7 лет тюремного заключения, если будет установлено, что OTC-обменники предоставляют услуги жителям Гонконга, ведут рекламу в регионе или к обмену принимают гонконгские фиатные валюты (HKD).

ОАЭ

ОАЭ (Объединённые Арабские Эмираты) стали одним из глобальных центров для криптобизнеса, благодаря продуманной, но достаточно гибкой системе регулирования. Деятельность криптообменников в стране регулируется на нескольких уровнях, в зависимости от того, в каком эмирате и в какой свободной экономической зоне (Free Zone) работает компания.

Пожалуй, самой популярной и прогрессивной юрисдикцией Дубая остаётся VARA. Для получения лицензии Broker-Dealer License для обменников, OTC и торговых платформ тут потребуется Минимальный капитал от 100 000 до 500 000 USD (в зависимости от вида услуг), вндерение KYC/AML и внутреннего compliance, сервера в ОАЭ и назначение местного MLRO (офицера по борьбе с отмыванием денег).

В Абу-Даби же получение лицензии происходит через ADGM (FSRA). Она требует прохождения процедуры FSP (Financial Services Permission) — это весьма строгие стандарты по английской модели FCA UK.

Работа без лицензии в Эмиратах несет риски блокировки платформы, штрафов до 500 000 AED (~135 000 USD), внесения платформы в «черный список» Центрального банка и банковских провайдеров и передачи дела в прокуратуру для рассмотрения вопроса привлечения к уголовной ответственности.

Зачем ещё нужно лицензирование?

Получение лицензии для крипотообменного сервиса не только обязательное условие для вывода обменника на европейские и мировые рынки без страха нарушить закон, но это также и уменьшение рисков блокировки активов на биржах, а также разметка всех принадлежащих кошельков зелёной маркировкой.

Помимо этого, лицензия предоставляет доступ к более широкому спектру ликвидности и торговых инструментов, включая банковские услуги и платёжные системы (возможность глобального приёма платежей в SWIFT/SEPA/Faster Payments/Local Payments / Visa, MasterCard, AmEx), а также значительно улучшает репутацию и доверие пользователей за счёт доверия к повышенной безопасности и надёжности транзакций благодаря соответствию строгим регуляторным требованиям. А это открывает доступ к институциональным клиентам и возможность проведения прозрачных крупных сделок на международных рынках.

2 комментария