Юридические аспекты создания NFT коллекции

Юридические аспекты создания NFT коллекции

В этой статье будут рассмотрены следующие юридические аспекты создания NFT коллекции:

А в завершении каждому будет доступен небольшой юридический Checklist «Создание NFT коллекции»

Если отойти от формального понятия NFT, можно прийти к выводу, что NFT - это не просто невзаимозаменяемый токен, это определенное цифровое имущество: картины, видео, фотографии, аудиодорожки и многое другое, плюс это набор определенных прав: это могут быть права на уникальные цифровые активы, права, связанные с физическими вещами, права на получение роялти и многие другие.

Поэтому создавая любую NFT коллекцию прежде всего необходимо понять, что NFT будет давать его покупателю, какие у него возникнут права, а возможно и обязанности.

Правовые последствия покупки или продажи NFT

NFT может наделять своего обладателя так называемым «правом требования».

Например, Американский электронный музыкант 3LAU создал 33 токена. Самый дорогой из которых позволял заказать у 3LAU создание трека с учетом пожеланий его владельца. Также покупатель этого токена получал 11 виниловых пластинок, все песни из альбома и неизданные треки. При этом токен не передавал авторских прав на эти песни.

Еще более интересна коллекция Гэри Вайнерчука VeeFriends.

За каждым персонажем NFT стоит уникальная история, а все токены разделены на три категории: доступ, подарок и допуск.

NFT доступа – это токены, которые открывают уникальные возможности встретиться с Гэри для игры в тенниса или ужина, возможность посетить групповую или индивидуальную встречу с Гэри, также некоторые из токенов дают возможность посоревноваться с Гэри в игре.

Второй вид токенов – подарочные. Их можно обменять на подарки, подготовленные Гэри и командой VeeFriends.

Третья категория – токены допуска, они позволяют собирать коллекции из тех или иных NFT.

При этом обладатели всех токенов получают трехлетний пропуск на VeeCon – многодневное мероприятие исключительно для держателей токенов NFT. NFT дает пропуск на три года для посещения VeeCon в 2022, 2023 и 2024 годах. Конференция будет посвящена бизнесу, маркетингу, идеям, творчеству, предпринимательству, инновациям, конкуренции и развлечениям. [1]

Есть случаи, когда NFT обладают подтверждающим свойством, например, NFT могут подтвердить право собственности на кроссовки.

Думаю, что многие могли догадаться, что речь идет о компании Nike, которая получила патент на систему под названием «CryptoKicks», в которой компания может токенизировать право собственности на обувь, связывая NFT с физической обувью.

Lamborghini продаст с аукциона Sotheby’s последний собранный Aventador в исполнении LP780-4 Ultimae из прощальной серии суперкаров.

Покупатель также получит NFT-токен, созданный канадской художницей Кристой Ким и диджеем Стивом Аоки специально для автомобиля. Сам интерьер авто также будет включать отсылку к NFT в виде монограммы Кристы и Аоки между сиденьями.[2]

Конечно, есть и такие NFT, которые не порождают правовых последствий в привычном для нас виде. Например, NFT представляющее собой свидетельство о браке.[3] Так, набирает популярность запущенная брендом зубной пасты CloseUp платформа Closeup City Hall of Love в метавселенной Decentraland. На этой платформе каждый желающий может зарегистрировать свои отношения, при этом вместо подтверждения заключения брака молодожены получают NFT-сертификат. Технология, лежащая в основе свидетельства о браке NFT представляет собой новый смарт-контакт ERC-1155 для частично взаимозаменяемых токенов, которые популярны в играх метавселенной. Но, несмотря на то, что церемония бракосочетания проходит в виртуальном пространстве, куда пары могут пригласить родственников и друзей, а все участники создают на платформе аватары, похожие на них самих, такой сертификат не порождает правовых последствий, как свидетельство о браке, выдаваемое уполномоченным государственным органом. Во всяком случае, на сегодняшний день оно не представляет правовой ценности в реальном мире, в привычном для нас виде.[4]

Стоит обратит внимание и на такой аспект, что, NFT может накладывать и определенную обязанность, которая заключается в виде выплаты создателю процента от вторичной покупной цены.

Иными словами, для покупателя – это обязанность оплачивать роялти, а для продавца возможность получать бесконечный поток доходов. Как им распорядиться решает сам создатель коллекции.

Ярким примером служит компания Evian, использовавшая этот инструмент в качестве способа сбора денежных средств для благотворительности. Любые последующие продажи NFT на вторичном рынке, будут приносить компании дополнительный доход, равный 10% от продажной цены, что означает, что Evian сможет оказывать долгосрочную поддержку жизненно важной благотворительной деятельности Фонда молодых талантов Somerse House (указано на официальном сайте коллекции).[5]

Преимуществом выплаты роялти NFT заключается в том, что такая выплата является автоматической: она закодирована в смарт-контакте, поэтому каждый раз, когда происходит вторичная продажа, смарт-контакт обеспечивает выполнение условий NFT вне зависимости от желания лиц, участвующих в сделке.

Возможность коммерциализации NFT

Если говорить о коммерческом использовании NFT, то тут также бывают разные ограничения. Например, NFT твита Джека Дорси. Покупая этот NFT, его обладатель не имеет возможности использования его в коммерческих целях, он приобретает только сам NFT, иными словами, это значит, что он не сможет взять, например, и напечатать этот твит на своей футболке без дополнительных юридических процедур.[6]

Другой пример – кошечки CryptoKittes. Согласно условиям их использования, размещенным на официальном сайте, лицензия CryptoKittes позволяет владельцу NFT коммерциализировать «кошечку». Но при соблюдении небольшого условия: такое коммерческое использование не должно приводить к доходу более 100 000 долларов США в год. Если возвращаться, к примеру с футболками, то в данном случае можно не только напечатать этот принт на футболке, но и продать их (не забывая при этом о максимальной прибыли – в 100 000 долларов США).[7]

Все права, которыми будет наделяться обладатель токена закрепляются в Smart контрактах, а также в условиях использования, размещаемых на сайтах коллекций.

Например, обсуждаемые нами ранее CryptoKitties. В условиях, размещенных на сайте, содержится информация о блокчейне, о выпуске криптокотят, о собственности, лицензии и ограничениях. Так, например, в разделе собственность указано, что «You Own the NFT. Each CryptoKitty is a non-fungible token (an “NFT”) on the Ethereum blockchain. When you purchase a CryptoKitty, you own the underlying NFT completely. This means that you have the right to trade your NFT, sell it, or give it away.»

Такие условия размещаются на сайтах иных коллекций, где создатель определяет и фиксирует существенные условия: что представляет собой NFT, какими правами наделяется обладатель NFT, разграничение ответственности и другие индивидуальные условия.

Определение этих условий является невероятно важным, особенно, если автор планирует создавать нечто больше, чем просто несколько картинок – NFT. Иначе может возникнуть ситуация, которая произошла в результате продажи Larva Labs IP CryptoPunks и Meebits NFT компании Yuga Labs, создателям яхт-клуба Bored Ape.

Для многих владельцев NFT стало большой проблемой нечеткое руководство по правам на коммерциализацию CryptoPunks, а также все более спорный взгляд Larva на производные проекты NFT. В связи с чем CryptoPunks получает большое количество негативной критики, а известный коллекционер под псевдонимом Punk 4156, например, продал свой аватар CryptoPunks более чем за 10 миллионов долларов в декабре после того, как ему надоело явное нежелание Larva Labs прояснить вопрос о правах на коллекцию.[8]

Соотношение NFT и права на токенизированные произведения

Определившись с тем, какими правами будет наделен обладатель NFT перейдем к самому NFT, как к произведению. Именно в данном аспекте важным являются авторские права на соответствующие произведения.

Можно выделить три основных сценария:

- Первый: создатель NFT также является обладателем авторских прав на соответствующее произведение или получил на это разрешение от правообладателя. Это самый благоприятный сценарий не вызывающий негативных правовых последствий.

- Второй: если NFT создается на произведение, авторское право на которое истекло и оно (произведение) перешло в общественное достояние.

- Самая большая проблема возникает при третьем сценарии, когда создатель NFT не владеет никакими авторскими правами, не получил разрешения правообладателя и произведение не перешло в общественное достояние. Минимальные негативные последствия в таком случае – удаление NFT с Marketplace по требованию правообладателя, максимальные – выплата компенсации за неправомерное использование произведения.

Аналогичное относится и к использованию в NFT товарного знака, а также других объектов интеллектуальной собственности.

Так, например, 14 января 2022 года дом Hermes подал иск против Мэйсона Ротшильда в Южный окружной суд Нью-Йорка. Hermes обосновывает свою позицию тем, что бренд ответчика METABIRKINS просто копирует известную торговую марку HERNES BIRKIN, добавляя общий префикс META к известной торговой марки. Тем самым происходит нарушение прав на товарный знак.

При этом сам Мэйсон Роштильд считает, что нарушений прав не было и сравнивает свою деятельность с работой американского художника Энди Уорхола «Банки с супом Кэмпбелл».[9]

На фото вы можете увидеть, что Birkin и MetaBirkin действительно на столько похожи, что не возникает сомнений в том, что коллекция NFT действительно создана самим Birkin.

В настоящее время дело рассматривается судом, известно, что адвокат Мэйсона Ротшильда подал прошение об отклонении жалобы (=возражение на исковое заявление), которое Hermes считает подлежащим отклонению судом.

Еще аналогичным примером может служить кейс компании Nike. Nike подала в суд на StockX за несанкционированные NFT обуви и связанные с этим нарушение прав на товарные знаки, кроме того, Истец, то есть Nike, ссылается в иске на недобросовесную конкуренцию, так как потребители могут полагать, что NFT продаются с разрешения NIKE, следовательно, создаются ложные ассоциации, что лишает компанию исключительных прав на коммерциализацию собственного товарного знака через NFT.[10]

В данном случае дело также продолжает рассматриваться судом, 31 марта StockX подал возражения, в которых утверждает, что он не нарушает права на товарный знак, а претензия Nike «показывает фундаментальное недопонимание различных функций NFT».

Действительно, кроссовки очень похожи на те, кто производит компания Nike.

Не менее интересным является кейс бренда OLIVE GARDEN. Darden Restaurants , владелец бренда OLIVE GARDEN борется с «невзаимозаменяемыми оливковыми садами» — NFT, которые изображают реальные рестораны Olive Garden с цифровыми токенами под названием Breadsticks при этом, очевидно, что отношения они к ним не имеют.[11]

На фотографиях с официального сайта NFT коллекции изображены реальные рестораны бренда OLIVE GARDEN.

Стоит отметить, что в этом деле уже есть определенный успех, так NFOG указали в своем твиттере, что они были удалены с OpenSea.

Основные аспекты пользовательских соглашений MarketPlaces

Следующий важный аспект, на который также хотелось обратить внимание – это Marketplaces, а точнее выбор Marketplace, на котором размещать NFT.

Выбирая площадку создателю коллекции, прежде всего стоит ознакомиться с условиями пользовательских соглашений.

В целом практически каждое из них имеет схожие положения:

- ограничение ответственности MarketPlace

- возложение обязанности по проверке авторских прав на NFT на его приобретателя

- возложение ответственности за нарушение авторских прав на создателя NFT

- предупреждение о том, что стоимость NFT является субъективной

и тд.

Кстати, относительно субъективной стоимости NFT тоже есть интересный кейс: Халстон Тайер подал иск к криптохудожнику Мэтту Фьюри, Chain/Saw LLC, PegzDAO, утверждая, что ответчики вступили в сговор, чтобы организовать и провести аукцион в октябре 2021 года якобы редкого и уникального NFT с использованием имени Фьюри для широкой рекламы аукциона.

По мнению истца, ответчики вступили в сговор и совершили искусственное завышение стоимости Pepe NFT, так как они рекламировали выставленный на аукцион NFT как единственный из 100 существующих, для увеличения его стоимости, при этом ответчики, по мнению Тайера, намеривались бесплатно раздать 46 одинаковых NFT практически сразу после закрытия аукциона. На основании этого истец считает, что в результате сговора ответчиков и их неправомерного поведения истец понес убытки в размере более 507 084 долларов США, когда стоимость NFT, который он купил на аукционе за 537 084 долларов США упала ниже 30 000 долларов США после бесплатной выдачи Ответчиками 46 идентичных Pepe NFT.[12]

Чем закончится данное дело, пока не известно.

Вернемся к пользовательских соглашениям Marketplaces, неcмотря на то, что в целом они все похожи, наотдельные пункты стоит обратить особое внимание, так, например, в пользовательском соглашении OpenSea естьтак называемая «санкционная оговорка»: «Without limiting the foregoing, by using the Service, you represent and warrant that: (a) you are not located in a country that is subject to a U.S. Government embargo; and (b) you have not been identified as a Specially Designated National or placed on any U.S. Government list of prohibited, sanctioned, or restricted parties.»

Такая практика известна в отношении пользователей из Ирана. Об этом Open Sea было сообщено в Твиттере, в ответ на негативный пост о блокировке пользователей из Ирана. Open Sea сказал: «Мы искренне сожалеем о пострадавших художниках и создателях, но OpenSea подчиняется строгим правилам в отношении закона о санкциях. Мы базируемся в США и соблюдаем законы о санкциях США, что означает, что мы обязаны блокировать людей в местах, включенных в санкционные списки США, от использования OpenSea.»[13]

Еще одним примером положения из пользовательского соглашения, на которое стоит обратить внимание, является соглашение площадки Mintable.app, которым предусмотрено временнОе ограничение на обращение за судебной защитой. «You agree that any cause of action related to or arising out of your relationship with the Company must commence within ONE year after the cause of action accrues. Otherwise, such cause of action is permanently barred.» Таким образом, иск можно подать только в течение одного года, с момента нарушения прав.

Также при изучении пользовательского соглашения стоит обращать и на применимое право – то есть законами какой страны, какого штата руководствуется в своей деятельности Площадка.

Checklist «Создание NFT коллекции»

Закончить статью я хочу небольшим чек-листом, который даст своеобразный юридический минимум, необходимый каждому, кто планирует создавать NFT коллекцию.

Завершая хочется отметить, что сейчас удивительное и самое подходящее время, для того, чтобы погрузиться в индустрию NFT, потому что это не только популярное крипто-арт движение, но и новый способ создания, хранения и передачи прав и нематериальных активов.

Данный материал подготовила команда юридической фирмы TX Advisory. Если у вас есть вопросы, пишите Telegram @usmanovruslan или [email protected]

Источники:

[4] https://bluescreen.kz/news/10815/kak-poluchit-nft-svidietielstvo-o-brakie

[9] https://www.dennemeyer.com/ip-blog/news/not-for-trademarks-the-truth-about-nfts-and-ip/

[10] https://mcmag.ru/nike-podal-v-sud-na-stockx/

[11] https:/futurism.com/the-byte/olive-garden-nfts

0
3 комментария
Дима Габидуллин

Отличная статья! Хотелось бы пообщаться по теме, возможной помощи в организации и реализации моей идеи связанной с NFT.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Усманов
Автор

Спасибо!

Пишите, будем рады помочь!

https://t.me/usmanovruslan

Ответить
Развернуть ветку
Galinaaley

Как производиться фиксация составляющей NFT продукта? Например, при изменении нескольких пикселей кода, это будет уже другой продукт, который визуально для пользователя не изменится?

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда