«Красные флаги» ICO: приёмы криптовалютных мошенников и разбор финансовой пирамиды Initiative Q Статьи редакции

В чем потенциальная опасность бесплатных раздач монет, и как защититься от ICO-мошенников — по мнению издания TechCrunch.

В 2017 году запустили более 200 ICO, а в третьем квартале 2017 года ICO собрали $1,3 млрд, что в пять раз больше, чем финансирование блокчейн-проектов венчурным капиталом. Проанализировать каждый проект — тяжелый труд для профессионала, а новичкам-любителям не представляется возможным.

Ситуация осложняется тем, что технология блокчейна находится на ранней стадии развития, периодически предлагаются новые способы и механизмы её использования. Из-за роста интереса к блокчейну, слабой нормативной базы и терминологии, которую легко использовать для манипуляции, криптовалютные проекты используются для мошенничества и обмана инвесторов.

Аналитическая компания Satis Group разбила криптовалютные проекты на шесть групп: мошеннические, неудачные, близкие к закрытию, сокращающиеся, многообещающие и успешные. По исследованию компании, 81% ICO — мошеннические, 6% провалились, 5% близки к закрытию и лишь 8% продолжают торговать на бирже токенами.

Инфографика Satis Group по успешности ICO. Источник: Satis Group

Издание TechCrunch приводит шесть «красных флагов», которые помогут отличить настоящий блокчейн-проект с рабочей идеей от мошенничества или потенциального провала.

1. Идея не требует технологии блокчейна для реализации

Благодаря шуму вокруг блокчейна и возможного потенциала технологии, пользователи не задумываются о том, какую задачу решает проект, если в нем указывается криптовалюта, децентрализованность или блокчейн-механизмы.

К примеру, проекты, которые используют криптовалюту в качестве средства оплаты, вместо создания собственной криптовалюты, могут взять уже существующую и успешную — Bitcoin, Etherium, Waves.

По мнению TechCrunch, первый вопрос, который нужно задать при оценке проекта: «Нужен ли здесь блокчейн или собственный токен»? Если ответ на этот вопрос — «нет», криптовалютный проект, скорее всего, является неудачным или мошенническим.

2. Пустые репозитории для проектов с открытым кодом

Одна из ключевых черт публичных блокчейн-проектов — они открыты для сторонних разработчиков. Это означает, что программная часть загружена в хранилища — репозитории, такие как, GitHub, GitLab или Bitbucket. Программисты с опытом работы на блокчейне могут открыть опубликованный код и оценить качество и готовность проекта.

Если ICO-проект предполагает открытый код, но проект на репозитории пуст или не существует — он опасен для инвестиций. Также на мошеннический проект указывает отсутствие подробной информации о том, как работает технология.

Инвесторы, не обладающие техническим образованием, должны понимать, существует ли продукт на самом деле и как он работает. Интересные криптовалютные проекты также разбирают на тематических сайтах и подтемах Reddit.

3. Структура распределения средств работает в пользу небольшой группы разработчиков

Схема распределения и удержания токенов после инвестиций не всегда отражает мошенничество. Разработчики могут удерживать часть токенов после пре-ICO для дальнейшего финансирования проекта и разработки новых функций.

Но если процент от общего количества зарезервированных токенов достаточно высок, есть повод для беспокойства. Целью команды может быть личное обогащение за счет продажи токена, а не поддержка проекта.

К примеру, основателя PayCoin признали виновным в создании мошеннической схемы, благодаря которой он заработал $9 млн. Структура распределения средств была выстроена так, что он получил большинство токенов, зарезервированных для всей команды разработчиков.

4. Анонимная или неопытная команда

TechCrunch считает, что команда разработчиков — самый важный шаг в оценке привлекательности ICO. Даже если предпосылки создания проекта, его рынок и идея кажутся интересными и потенциально успешными — его должна разрабатывать опытная команда. Часто в ICO перечисляют консультантов с громкими именами — их нужно проверять.

Если в команде разработчиков нет громких имен или людей с опытом использования блокчейна — нужно проявлять осторожность. Разработчики могут создать поддельные аккаунты в социальных сетях с указанием заслуг и опыта разработки в блокчейне, но это нужно проверять.

К примеру, если члены команды утверждают, что сотрудничают с университетами или компаниями, лучше сделать запрос и подтвердить это. А также можно проверить, были ли новости о проекте на сайтах-партнерах создателей ICO.

5. Недостаточно информации на сайте

Всегда существует вероятность, что подробной информации нет на сайте из-за раннего этапа разработки, но отсутствие дорожной карты или FAQ не всегда показатель мошенничества. К примеру, информацию с сайтов китайских ICO переводят на другие языки с опозданием. Но если сайт переведен на несколько языков, а вся информация о проекте только в общих словах, то это повод задуматься.

Также множество ICO используют на сайте простую JS-библиотеку для создания частиц: она совпадает и отличается только цветом. Если сайт сделан под единым шаблоном обычных ICO-сайтов, стоит задуматься, тратили ли разработчики на проект больше времени, чем на разработку шаблонного сайта.

Важным источником информации для всех ICO является whitepaper — документ, в котором рассказывается о целях проекта, его команде, технических деталях и другие детали. Цель документа — объяснить инвесторам общий принцип разработанного проекта.

Источник: Ethdocs.org

Пример хорошего и подробного проекта — Ethereum. На сайте есть техническая документация, ссылка на GitHub и Wiki, раздел «вопросов и ответов», ветка обсуждения на Reddit. С предполагаемым ICO Telegram аналогично: первое, что попало в прессу — дорожная карта проекта.

6. Отсутствие дорожной карты

В ICO-проектах для инвесторов разрабатывают график развития проекта. Отсутствие дорожной карты может указывать на то, что у команды нет долгосрочного плана для проекта, и компания планирует заработать на сборе средств и сбежать. Отсутствие плана действий — «красный флаг» для инвестиций.

Легальные проекты часто создают канал с новостями в Telegram или Slack, к которому может присоединиться любой желающий, чтобы оценить развитие проекта и пообщаться с разработчиками. Но мошенники тоже могут открыть свой канал, где будут публиковать фейковые новости.

В чем проблема с Initiative Q

В августе 2018 года в Facebook и Twitter начали распространяться приглашения для платежной системы Initiative Q. Пользователям нужно было оставить адрес электронной почты и распространить свою реферальную ссылку в проект, чтобы получить монеты.

Основная идея Initiative Q в том, чтобы собрать большое количество пользователей, а затем разработать и внедрить глобальную платежную систему. За регистрацию в системе пользователь получает валюту Q.

Первое, что видит пользователь на странице — счетчик с деньгами, которые он может получить после регистрации, причём сумма постоянно падает. Это тактика дефицита и срочности, которую используют маркетологи, чтобы пользователь сделал необдуманное решение. Такая тактика — «красный флаг» для инвестиций.

Приглашение для участия

Для участия в проекте нужно получить приглашение. Принцип похож на финансовую пирамиду: пригласить одного, чтобы он привёл еще кого-то, и все получили «бонусы». При этом приглашенный и пригласивший становятся «доверенными» людьми.

После регистрации пользователь получает 10% от заявленной на главной странице суммы. Чтобы получить еще 40% Q, нужно, чтобы в течение 96 часов по реферальной ссылке зарегистрировалось ещё пять человек. Остальные 50% Q дадут после выполнения заданий: установки приложения, проведения первой транзакции и так далее.

Если Initiative Q получит инвестиции, разработчики разрешат использовать Q и откроют конвертацию Q на другие валюты.

Чем раньше зарегистрируется пользователь, тем больше валюты он получит. Согласно системе распределения, максимальная прибыль идет разработчикам и их ближайшему кругу друзей. 10% отправляется на компенсацию развития сети, еще 10% отправляются в «Денежный комитет». Минимум 20% всей валюты аккумулируется в руках разработчиков.

Дорожная карта Initiative Q

У Initiative Q есть базовая дорожная карта. Согласно ей, в течение трех лет компания планирует набрать аудиторию, разработать платежную систему, запустить её в нескольких регионах и привлечь инвесторов.

Дорожная карта Initiative Q

Концепция платежной системы строится на трех понятиях:

  • платежные системы устарели;
  • любой может разработать и внедрить платежную систему нового уровня, если к кампании «присоединятся миллионы людей»;
  • существующие провайдеры слишком неэффективны, чтобы быть современными.

Согласно политике конфиденциальности, компания хранит у себя электронную почту пользователя, а также информацию об отосланных и принятых приглашениях.

По мнению криптовалютного журналиста Дэвида Джерарда, Initiative Q может использовать зарегистрировавшихся людей в качестве большой пользовательской базы во время привлечения инвестиций.

Initiative Q может использовать личные данные пользователей для своих целей, к примеру, передавать их третьим лицам. Если у компании не получится собрать достаточно пользователей, Джерард не исключает, что создатели попробуют продать персональные данные, чтобы заработать.

Initiative Q не предлагает полной информации о том, как разработчики собираются действовать, учитывая поставленные сроки. Сейчас у компании нет ничего, кроме обещаний и системы регистраций через приглашения.

Дэвид Джерард

Неизвестно, кто работает в команде Initiative Q, кроме основателя Саара Вилфа. Также неизвестно, где находится офис компании. В документе «Политика конфиденциальности» указано, что компания зарегистрирована в Тель-Авиве, Израиль.

Как Initiative Q собирается конкурировать с платежными системами

Создатели Q считают, что главное для них — привлечь как можно больше людей. Плана по разработке платежной системы ещё нет.

Initiative Q на сайте не уделяет внимания подробностям услуг или преимуществам платежной системы. Вместо этого компания больше сосредотачивается на неудачах других представителей отрасли, чтобы привлечь внимание.

Через недостатки существующих платежных систем Initiative Q формируют у пользователей образ экспертов в банковской сфере.

К примеру, создатели Initiative Q считают, что покупатели пользуются банковскими картами и наличными, тогда как «эти функции можно легко интегрировать в смартфон». Про мобильные Google Pay и Apple Pay разработчики Q говорят вскользь, упоминая, что они используются лишь для небольшой части транзакций.

По мнению Дэвида Джерарда, Initiative Q решает несуществующую проблему: Apple и Google создали удобные платежные системы, но им всё равно не удалось заставить владельцев Android- и iOS-устройств использовать эти возможностии.

У банковских карт и смартфонов есть возможности и ресурсы для оперативного внедрения современных технологий, тогда как у Initiative Q есть только ничем не подкрепленные амбиции.

Принцип работы системы

По словам создателей Initiative Q, должно быть выпущено 2 трлн Q, которые распределятся между членами сети, платежной компанией и валютным комитетом, принимающим решение о выпуске новых монет или их изъятия для сохранения постоянной цены.

По замыслу Initiative Q, цель платежной сети Q заключается в более эффективной оптимизации торговли: избавлению от налогов и комиссий. Q будут выпускаться постепенно, соразмерно росту экономической активности, чтобы обменный курс составлял 1 Q за 1$.

Однако нет никакого упоминания о том, как будут обмениваться Q на реальные деньги и откуда возьмется стоимость монеты. Создатели не объясняют, почему инвесторам будет интересна валюта Q, также не указано, как продавцы будут использовать Q для расчетов товаров, купленных за реальные деньги.

Initiative Q акцентирует внимание на том, что Q не являются криптовалютой: по их словам, это цифровые деньги, основанные на простоте, так как все переводы осуществляются через смартфон, и стабильной стоимости, чего пока нет у криптовалют. Но Q не может быть приватной, так как в предполагаемой схеме транзакций есть проблема: она целиком зависит от людей.

Несмотря на противопоставление криптовалютам, Initiative Q в качестве основы своей валюты использует токены Ethereum как для основного выпуска монет, так и для двух резервных фондов объёмом в 2 трлн Q.

Если пользователь покупает ценный товар, важно проверить, не взломана ли учетная запись. В этом случае другому участнику, у которого есть доверительные отношения с покупателем, может быть предложено проверить, знает ли покупатель о транзакции.

из FAQ Initiative Q

Одна из основных целей блокчейна состоит в том, чтобы упростить и обезопасить платежи, при этом не нарушить приватность пользователя.

Из FAQ можно сделать вывод: если покупатель хочет телевизор, платежная система не будет просить подтверждение личности. Вместо этого, она выберет кого-то из «доверенных» людей, чтобы узнать, всё ли законно. Если это будет девушка, с которой расстался пользователь, она может заблокировать любые крупные покупки на всё время работы Q.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Цветаев

"Также множество ICO используют на сайте простую JS-библиотеку для создания частиц. Если в HTML-коде сайта есть файл “particle.js”, то это дополнительная причина для подозрений в мошенничестве."

Просто в голос.

Ответить
Развернуть ветку
Рома Терехин

Изобрел в гараже антифрод пацанам для выявления скам-ICO.
<?
$src = file_get_contents('https://roflan.ebalo/ico');
$rate = 0;

if (strpos($src, 'jquery') !== false) {
$rate += 1;
}
if (strpos($src, 'particle') !== false) {
$rate += 1;
}

if ($rate === 1) {
return 'Ну такое, братан.';
}
if ($rate === 2) {
return 'RED ALERT';
}

return 'Продавай хату и вкладывайся, братан.';
?>

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Не понял прикола... Что за частицы и почему они мошеннические?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Делюкин
Автор

Смысл в том, что большинство сайтов с ICO используют один и тот же шаблон: совпадает стиль оформления лендинга и эффекты частиц, как в примере. Фактически, сайты отличаются только цветом и названием. Вот на это и рекомендуется обратить внимание. Естественно, это не должно гарантировать мошенничество. Формулировку поправил.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Тогда все понятно. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Смирнов

Тоже выпал на этом моменте. Как вообще фронтэнд библиотека может говорить о том мошеннический сайт или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Т
Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пират
Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пират

Не пойму автора, сплошная чернуха вокруг всех проектов, вы сами, что то делаете или только критикуете проекты? Любой мало мальски грамотный человек способен на подобный анализ, во многом согласен с автором, разводника много, но не стоит всех под одну гребенку причесывать!
Люди тестируют технологию, приглашают тех кто согласен с проблемой, проводят исследования, причем тут пирамиды и лохотроны, дешевого пиара кто то решил хапнуть?
По мне проект нереально крутой с точки зрения моей профессиональной компетенции
( маркетинг), а что делать с аудиторией и декларация дальнейшего развития событий не всегда уместна в контексте стартапа, так как ушлых до чужих идей масса.
Поверьте, что план есть, иначе никто бы не стал ничего делать и все в наше время стоит денег.
Денег с участников никто не просит, персональные данные вообще выдумка для дебилов, вы еще при встрече перестаньте представляться, пока не подпишите соглашение о неразглашении. Одни дебилы придумают, а другим в радость блотануть перед невеждами))
Мозг включайте свой - думайте сами, фильтруйте, что вы несете в массы и источники информации!
Это моя рекомендация - живите своим умом, а не чужим, не расслабляйтесь!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда