«Красные флаги» ICO: приёмы криптовалютных мошенников и разбор финансовой пирамиды Initiative Q

В чем потенциальная опасность бесплатных раздач монет, и как защититься от ICO-мошенников — по мнению издания TechCrunch.

В закладки

В 2017 году запустили более 200 ICO, а в третьем квартале 2017 года ICO собрали $1,3 млрд, что в пять раз больше, чем финансирование блокчейн-проектов венчурным капиталом. Проанализировать каждый проект — тяжелый труд для профессионала, а новичкам-любителям не представляется возможным.

Ситуация осложняется тем, что технология блокчейна находится на ранней стадии развития, периодически предлагаются новые способы и механизмы её использования. Из-за роста интереса к блокчейну, слабой нормативной базы и терминологии, которую легко использовать для манипуляции, криптовалютные проекты используются для мошенничества и обмана инвесторов.

Аналитическая компания Satis Group разбила криптовалютные проекты на шесть групп: мошеннические, неудачные, близкие к закрытию, сокращающиеся, многообещающие и успешные. По исследованию компании, 81% ICO — мошеннические, 6% провалились, 5% близки к закрытию и лишь 8% продолжают торговать на бирже токенами.

Инфографика Satis Group по успешности ICO. Источник: Satis Group

Издание TechCrunch приводит шесть «красных флагов», которые помогут отличить настоящий блокчейн-проект с рабочей идеей от мошенничества или потенциального провала.

1. Идея не требует технологии блокчейна для реализации

Благодаря шуму вокруг блокчейна и возможного потенциала технологии, пользователи не задумываются о том, какую задачу решает проект, если в нем указывается криптовалюта, децентрализованность или блокчейн-механизмы.

К примеру, проекты, которые используют криптовалюту в качестве средства оплаты, вместо создания собственной криптовалюты, могут взять уже существующую и успешную — Bitcoin, Etherium, Waves.

По мнению TechCrunch, первый вопрос, который нужно задать при оценке проекта: «Нужен ли здесь блокчейн или собственный токен»? Если ответ на этот вопрос — «нет», криптовалютный проект, скорее всего, является неудачным или мошенническим.

2. Пустые репозитории для проектов с открытым кодом

Одна из ключевых черт публичных блокчейн-проектов — они открыты для сторонних разработчиков. Это означает, что программная часть загружена в хранилища — репозитории, такие как, GitHub, GitLab или Bitbucket. Программисты с опытом работы на блокчейне могут открыть опубликованный код и оценить качество и готовность проекта.

Если ICO-проект предполагает открытый код, но проект на репозитории пуст или не существует — он опасен для инвестиций. Также на мошеннический проект указывает отсутствие подробной информации о том, как работает технология.

Инвесторы, не обладающие техническим образованием, должны понимать, существует ли продукт на самом деле и как он работает. Интересные криптовалютные проекты также разбирают на тематических сайтах и подтемах Reddit.

3. Структура распределения средств работает в пользу небольшой группы разработчиков

Схема распределения и удержания токенов после инвестиций не всегда отражает мошенничество. Разработчики могут удерживать часть токенов после пре-ICO для дальнейшего финансирования проекта и разработки новых функций.

Но если процент от общего количества зарезервированных токенов достаточно высок, есть повод для беспокойства. Целью команды может быть личное обогащение за счет продажи токена, а не поддержка проекта.

К примеру, основателя PayCoin признали виновным в создании мошеннической схемы, благодаря которой он заработал $9 млн. Структура распределения средств была выстроена так, что он получил большинство токенов, зарезервированных для всей команды разработчиков.

4. Анонимная или неопытная команда

TechCrunch считает, что команда разработчиков — самый важный шаг в оценке привлекательности ICO. Даже если предпосылки создания проекта, его рынок и идея кажутся интересными и потенциально успешными — его должна разрабатывать опытная команда. Часто в ICO перечисляют консультантов с громкими именами — их нужно проверять.

Если в команде разработчиков нет громких имен или людей с опытом использования блокчейна — нужно проявлять осторожность. Разработчики могут создать поддельные аккаунты в социальных сетях с указанием заслуг и опыта разработки в блокчейне, но это нужно проверять.

К примеру, если члены команды утверждают, что сотрудничают с университетами или компаниями, лучше сделать запрос и подтвердить это. А также можно проверить, были ли новости о проекте на сайтах-партнерах создателей ICO.

5. Недостаточно информации на сайте

Всегда существует вероятность, что подробной информации нет на сайте из-за раннего этапа разработки, но отсутствие дорожной карты или FAQ не всегда показатель мошенничества. К примеру, информацию с сайтов китайских ICO переводят на другие языки с опозданием. Но если сайт переведен на несколько языков, а вся информация о проекте только в общих словах, то это повод задуматься.

Также множество ICO используют на сайте простую JS-библиотеку для создания частиц: она совпадает и отличается только цветом. Если сайт сделан под единым шаблоном обычных ICO-сайтов, стоит задуматься, тратили ли разработчики на проект больше времени, чем на разработку шаблонного сайта.

Важным источником информации для всех ICO является whitepaper — документ, в котором рассказывается о целях проекта, его команде, технических деталях и другие детали. Цель документа — объяснить инвесторам общий принцип разработанного проекта.

Источник: Ethdocs.org

Пример хорошего и подробного проекта — Ethereum. На сайте есть техническая документация, ссылка на GitHub и Wiki, раздел «вопросов и ответов», ветка обсуждения на Reddit. С предполагаемым ICO Telegram аналогично: первое, что попало в прессу — дорожная карта проекта.

6. Отсутствие дорожной карты

В ICO-проектах для инвесторов разрабатывают график развития проекта. Отсутствие дорожной карты может указывать на то, что у команды нет долгосрочного плана для проекта, и компания планирует заработать на сборе средств и сбежать. Отсутствие плана действий — «красный флаг» для инвестиций.

Легальные проекты часто создают канал с новостями в Telegram или Slack, к которому может присоединиться любой желающий, чтобы оценить развитие проекта и пообщаться с разработчиками. Но мошенники тоже могут открыть свой канал, где будут публиковать фейковые новости.

В чем проблема с Initiative Q

В августе 2018 года в Facebook и Twitter начали распространяться приглашения для платежной системы Initiative Q. Пользователям нужно было оставить адрес электронной почты и распространить свою реферальную ссылку в проект, чтобы получить монеты.

Основная идея Initiative Q в том, чтобы собрать большое количество пользователей, а затем разработать и внедрить глобальную платежную систему. За регистрацию в системе пользователь получает валюту Q.

Первое, что видит пользователь на странице — счетчик с деньгами, которые он может получить после регистрации, причём сумма постоянно падает. Это тактика дефицита и срочности, которую используют маркетологи, чтобы пользователь сделал необдуманное решение. Такая тактика — «красный флаг» для инвестиций.

Приглашение для участия

Для участия в проекте нужно получить приглашение. Принцип похож на финансовую пирамиду: пригласить одного, чтобы он привёл еще кого-то, и все получили «бонусы». При этом приглашенный и пригласивший становятся «доверенными» людьми.

После регистрации пользователь получает 10% от заявленной на главной странице суммы. Чтобы получить еще 40% Q, нужно, чтобы в течение 96 часов по реферальной ссылке зарегистрировалось ещё пять человек. Остальные 50% Q дадут после выполнения заданий: установки приложения, проведения первой транзакции и так далее.

Если Initiative Q получит инвестиции, разработчики разрешат использовать Q и откроют конвертацию Q на другие валюты.

Чем раньше зарегистрируется пользователь, тем больше валюты он получит. Согласно системе распределения, максимальная прибыль идет разработчикам и их ближайшему кругу друзей. 10% отправляется на компенсацию развития сети, еще 10% отправляются в «Денежный комитет». Минимум 20% всей валюты аккумулируется в руках разработчиков.

Дорожная карта Initiative Q

У Initiative Q есть базовая дорожная карта. Согласно ей, в течение трех лет компания планирует набрать аудиторию, разработать платежную систему, запустить её в нескольких регионах и привлечь инвесторов.

Дорожная карта Initiative Q

Концепция платежной системы строится на трех понятиях:

  • платежные системы устарели;
  • любой может разработать и внедрить платежную систему нового уровня, если к кампании «присоединятся миллионы людей»;
  • существующие провайдеры слишком неэффективны, чтобы быть современными.

Согласно политике конфиденциальности, компания хранит у себя электронную почту пользователя, а также информацию об отосланных и принятых приглашениях.

По мнению криптовалютного журналиста Дэвида Джерарда, Initiative Q может использовать зарегистрировавшихся людей в качестве большой пользовательской базы во время привлечения инвестиций.

Initiative Q может использовать личные данные пользователей для своих целей, к примеру, передавать их третьим лицам. Если у компании не получится собрать достаточно пользователей, Джерард не исключает, что создатели попробуют продать персональные данные, чтобы заработать.

Initiative Q не предлагает полной информации о том, как разработчики собираются действовать, учитывая поставленные сроки. Сейчас у компании нет ничего, кроме обещаний и системы регистраций через приглашения.

Дэвид Джерард

Неизвестно, кто работает в команде Initiative Q, кроме основателя Саара Вилфа. Также неизвестно, где находится офис компании. В документе «Политика конфиденциальности» указано, что компания зарегистрирована в Тель-Авиве, Израиль.

Как Initiative Q собирается конкурировать с платежными системами

Создатели Q считают, что главное для них — привлечь как можно больше людей. Плана по разработке платежной системы ещё нет.

Initiative Q на сайте не уделяет внимания подробностям услуг или преимуществам платежной системы. Вместо этого компания больше сосредотачивается на неудачах других представителей отрасли, чтобы привлечь внимание.

Через недостатки существующих платежных систем Initiative Q формируют у пользователей образ экспертов в банковской сфере.

К примеру, создатели Initiative Q считают, что покупатели пользуются банковскими картами и наличными, тогда как «эти функции можно легко интегрировать в смартфон». Про мобильные Google Pay и Apple Pay разработчики Q говорят вскользь, упоминая, что они используются лишь для небольшой части транзакций.

По мнению Дэвида Джерарда, Initiative Q решает несуществующую проблему: Apple и Google создали удобные платежные системы, но им всё равно не удалось заставить владельцев Android- и iOS-устройств использовать эти возможностии.

У банковских карт и смартфонов есть возможности и ресурсы для оперативного внедрения современных технологий, тогда как у Initiative Q есть только ничем не подкрепленные амбиции.

Принцип работы системы

По словам создателей Initiative Q, должно быть выпущено 2 трлн Q, которые распределятся между членами сети, платежной компанией и валютным комитетом, принимающим решение о выпуске новых монет или их изъятия для сохранения постоянной цены.

По замыслу Initiative Q, цель платежной сети Q заключается в более эффективной оптимизации торговли: избавлению от налогов и комиссий. Q будут выпускаться постепенно, соразмерно росту экономической активности, чтобы обменный курс составлял 1 Q за 1$.

Однако нет никакого упоминания о том, как будут обмениваться Q на реальные деньги и откуда возьмется стоимость монеты. Создатели не объясняют, почему инвесторам будет интересна валюта Q, также не указано, как продавцы будут использовать Q для расчетов товаров, купленных за реальные деньги.

Initiative Q акцентирует внимание на том, что Q не являются криптовалютой: по их словам, это цифровые деньги, основанные на простоте, так как все переводы осуществляются через смартфон, и стабильной стоимости, чего пока нет у криптовалют. Но Q не может быть приватной, так как в предполагаемой схеме транзакций есть проблема: она целиком зависит от людей.

Несмотря на противопоставление криптовалютам, Initiative Q в качестве основы своей валюты использует токены Ethereum как для основного выпуска монет, так и для двух резервных фондов объёмом в 2 трлн Q.

Если пользователь покупает ценный товар, важно проверить, не взломана ли учетная запись. В этом случае другому участнику, у которого есть доверительные отношения с покупателем, может быть предложено проверить, знает ли покупатель о транзакции.

из FAQ Initiative Q

Одна из основных целей блокчейна состоит в том, чтобы упростить и обезопасить платежи, при этом не нарушить приватность пользователя.

Из FAQ можно сделать вывод: если покупатель хочет телевизор, платежная система не будет просить подтверждение личности. Вместо этого, она выберет кого-то из «доверенных» людей, чтобы узнать, всё ли законно. Если это будет девушка, с которой расстался пользователь, она может заблокировать любые крупные покупки на всё время работы Q.

#ICO

{ "author_name": "Евгений Делюкин", "author_type": "editor", "tags": ["ico"], "comments": 7, "likes": 17, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "subsite_label": "crypto", "id": 45263, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 45263, "author_id": 124903, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/45263\/get","add":"\/comments\/45263\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/45263"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199126 }

7 комментариев 7 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
14

"Также множество ICO используют на сайте простую JS-библиотеку для создания частиц. Если в HTML-коде сайта есть файл “particle.js”, то это дополнительная причина для подозрений в мошенничестве."

Просто в голос.

Ответить
5

Изобрел в гараже антифрод пацанам для выявления скам-ICO.
<?
$src = file_get_contents('https://roflan.ebalo/ico');
$rate = 0;

if (strpos($src, 'jquery') !== false) {
$rate += 1;
}
if (strpos($src, 'particle') !== false) {
$rate += 1;
}

if ($rate === 1) {
return 'Ну такое, братан.';
}
if ($rate === 2) {
return 'RED ALERT';
}

return 'Продавай хату и вкладывайся, братан.';
?>

Ответить
0

Не понял прикола... Что за частицы и почему они мошеннические?

Ответить
1

Смысл в том, что большинство сайтов с ICO используют один и тот же шаблон: совпадает стиль оформления лендинга и эффекты частиц, как в примере. Фактически, сайты отличаются только цветом и названием. Вот на это и рекомендуется обратить внимание. Естественно, это не должно гарантировать мошенничество. Формулировку поправил.

Ответить
1

Тогда все понятно. Спасибо!

Ответить
0

Тоже выпал на этом моменте. Как вообще фронтэнд библиотека может говорить о том мошеннический сайт или нет?

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления