Крипто
Anton Trantin
265

Как не нужно готовить блокчейн

В прошлом году, когда слово “блокчейн” доносилось до нас буквально из каждого утюга, я написал парочку художественных сатирических и не очень статей на тему огромного количества проблем, которые все еще не дают применять эту технологию на практике не только с обывательской, но и технической точки зрения

В закладки
Блокчейн глазами обывателя Интернет и Антоша

Однако, меня по-прежнему не покидало ощущение, что для большинства блокчейн евангелистов я был скорее очередным сумасшедшим, который не верит в интернет в конце 80-х годов. Признаюсь, я был неправ, когда-нибудь что-нибудь изменится, и в технологии действительно “что-то есть” (но это не точно).

Тем не менее, во время разбора недавней лекции по маркетингу от Justyna Piotrowska в рамках акселерации 500 Startups и Сбербанка, меня осенило.

Я сознательно опускаю вопросы юридического характера в статье, потому что это целая отдельная глава препятствий и невозможностей, но давайте просто посмотрим на вещи с точки зрения обывателя.

Hello, market!

Согласно книге Юджина Шварца “Breakthrough advertising”, существует 5 различных уровней осведомленности потребителя о продукте, на каждом из которых маркетинг должен строиться по разным сценариям.

Блокчейн – относительно новая и молодая технология, которая еще не нашла своей ниши в голове потребителя, но по какой-то неведомой причине маркетинг строится через обучение принципам его работы. Данный подход справедлив для 3 и 4 уровня зрелости, но никак не для первой, так называемой “Hello, market”, когда необходимо впервые познакомить свою аудиторию с продуктом, предложив им “убийственное” УТП.

Что не сработало и почему

В защиту блокчейн приверженцев (к которым отношу и себя) стоит сказать, что все-таки иногда они (мы, я) пытаются донести одной строчкой ценность, которую получит сообщество после массовой адаптации технологии.

Вот несколько примеров таких посланий, но все они так и не заслужили массового признания и применимости. И вот, почему:

  • Децентрализация услуг и сервиса как борьба с централизованной монополией. Исторически, большая часть населения всегда хотела наоборот централизации. Это было как на уровне феодальных сообществ, которые объединялись в итоге под начало единого центра, так и на уровне сервиса, когда, например, собственные генераторные и вычислительные мощности переносились в облако / центральное отопление/электричество и т.п., потому что это удобно, за это не нужно отвечать самому, а люди по природе ленивы. К децентрализации же обычно (отделению от государства, революциям и т.п.) всегда скорее побуждали буйные лидеры и авантюристы, которые хотят больше остальных, но, увы, не успели к разделу богатств/власти/влияния. Меня, в роли потребителя, слово “децентрализация” скорее даже пугает, нежели дает ВАУ-эффект, а прямых минусов несет она больше, чем предполагаемых плюсов.
  • Вам больше не нужно полагаться на доверие. С одной стороны, это здорово, когда можно положиться на математику (хотя, о чем я писал уже ранее, на самом деле и это не работает), но если копнуть глубже, то можно увидеть следующее:

Люди привыкли строить отношения на взаимоотношениях. С другими людьми. Новое поколение т.н. миллениалов (а следом и Z), возможно, другое, но решение пока принимают все еще те, кто привыкли договариваться. Без математики. Как люди.

Если копнуть глубже, то в каждой децентрализованной системе (которую я видел/анализировал), управляемой математикой, всегда находится какой-то централизованный элемент, которому надо доверять. Чаще всего это сам представитель сервиса, который, как Мюллер, как бы говорит, что “Никому нельзя доверять, но мне - можно”. Это же справедливо даже для Ethereum, который вроде бы никому не принадлежит, но за ним всегда есть “community”, которое принимает решение, а остальные с ним соглашаются (theDAO все помнят, да?)

Проблема недоверия чаще всего выдумана. Прожектеры предлагают проекты, которые решают, например, проблему эффективного распределения энергии или в целом автономной энергетикой, а сверху накручивают блокчейн. У потребителя нет электричества или оно дорогое, решите сначала это. Также я очень много проводил опросы “в полях”, спрашивая “Доверяете ли вы банку/государству?”. Самый частый ответ - “нет”. Следом я просил привести пример, когда в последний раз банк / государство вас обмануло. Оказывается, почти никогда. В случаях, когда это происходило, никакая блокчейн экономика на самом деле не помогла бы тоже.

  • Ваши деньги теперь принадлежат только вам, банки - это плохо. Во-первых, банки – это удобно. И ответственность, если что, можно переложить на банк. В большинстве своем люди не хотят сами нести ответственность, а мы же им предлагаем взять судьбу, финансы и сохранность кошельков в свои руки, О ГОГИ!
  • Быстрые и дешевые p2p-платежи вместо медленных и дорогих. Обыватель (к которым отношусь и я), тут же спрашиваю, а чем это лучше “с карты на карту?”, где все работает моментально и без комиссий. Тебе тут же приводят контраргумент про то, как кому-то срочно надо отправить “другу” в Корею/на Луну денег, а он не может. В ходе разговора вскрывается, что друг в Корее - это не друг, а подрядчик / заказчик. А это уже коммерческая деятельность. И дело не в скорости и бесплатности, а в уходе от налогов. Для всего остального есть - ….
  • С нашими токенами вы сможете “подставить нужное”. Токены? Блокчейн? Ключи? Еще одно очередное приложение в телефоне и кошелек? ЧТО?
  • С блокчейном ваши данные в безопасности, их никто не удалит и не изменит задним числом. Это интересный кейс, например, в медицине или для регистрации прав собственности на недвижимость/интеллектуальную собственность. Однако, опять при глубоком рассмотрении, понимаешь, что ВСЕ данные в блокчейн не положить, кладут только хеши (по причине принципа работы блокчейна как базы данных с точки зрения эффективности использования дискового пространства). Что это значит? Скорее всего то, факт “подмены” информации всплывет очень быстро, а вот что конкретно было изменено - непонятно, потому что внешний источник это уже обычная файловая система или реляционная БД. К тому же, если нужно действительно только это свойство, есть более быстрые и дешевые централизованные решения, например, QLDB от Amazon.

Как было нужно?

Я очень много общаюсь с блокчейн сообществом не только в РФ, но и за границей. Результатом многочисленных диспутов всегда становится одно явное применение, о котором боятся говорить вслух, но которое, на самом деле, могло бы существенно расширить границы технологии и массово войти в повседневное употребление. А именно:

В нашем приложении ты можешь избежать уплаты налогов, и тебе за это ничего не будет

или

В нашем приложении ты можешь покупать и продавать на черном рынке что угодно и где угодно, и тебе за это ничего не будет и жена/прокурор не узнает

На мой взгляд, это понятно, просто, честно, и самое главное - ценно. А все остальные производные - это уже вторично.

И самое важное - слово блокчейн там даже не употребляется. Какая разница конечному потребителю, что внутри вашего продукта, если он решает проблему? Об этом хорошо написано здесь, приведу цитату:

“A [product type] to help [target customer] with [#1 problem] by [#1 benefit] using our [secret sauce/differentiator].” No expert jargon, no buzzwords—explain it like you would to a 5 year old.”

На текущей неделе на эту же тему мне удалось очень плотно пообщаться с Rob Neivert - венчурным партнером и руководителем блокчейн трека 500 Startups. Он же написал недавно великолепную статью на предмет первичного скоринга вашего блокчейн проекта со стороны VC: вроде бы ничего нового, но можно вполне использовать как хороший гайд или чеклист в следующий раз, когда пойдете искать инвестиции к венчурам. Он также согласен, что блокчейн - это лишь база данных с определенным набором свойств, которую не нужно преподносить как первое блюдо.

Например, в Yorso уже 1.5 года как внедрен блокчейн документооборот для международных поставок, однако, мы нигде и никогда не заявляли это как ключевое УТП, да и вообще это слово можно встретить в редкой презентации на 10-м слайде. У торта есть коржи, есть пропитка, а блокчейн - это скорее просто вишенка на этом самом торте, но, повторюсь, даже без употребления самого термина.

Резюмируя, скажу следующее

Блокчейн - это все еще решение, которое ищет проблему

P.S. Рыба на картинке - это потому что в тему, а не потому, что я глубоко занимаюсь проектом B2B международной торговли для рынка рыбы и морепродуктов.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Anton Trantin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 6, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "crypto", "id": 54554, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 28 Dec 2018 10:14:50 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Трибуна
Как я научился читать втрое быстрее и создал свой стартап Readlax
Что связывает школьные проверки техники чтения и повышение в должности? Почему непрочитанный список литературы на лето…
0
{ "id": 54554, "author_id": 93076, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/54554\/get","add":"\/comments\/54554\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/54554"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199126, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }